Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.г.т.Погар 18.11.2010 года.
Погарский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Булавина И.В.,
помощника Брянского природоохранного прокурора ФИО2.,
при секретаре Ямашкиной Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.г.т. Погар гражданское дело по заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц – жителей Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области к администрации Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства:
Проведенной проверкой установлено, что в населенных пунктах, расположенных на территории Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области, в местах проживания граждан на протяжении длительного времени происходит образование и накопление бытовых отходов и мусора.
Полигоны и свалки, т.е. места складирования и хранения бытовых отходов, а также временные места хранения отходов, отвечающие санитарным и природоохранным нормам и правилам в населенных пунктах поселения, отсутствуют. В связи с этим, образующиеся отходы гражданами складируются без учета требований природоохранного и санитарного законодательства – вывозятся самовывозом населением на самовольные свалки, либо сжигаются.
Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и других граждан, органы местного самоуправления - Гриневское сельское поселение Погарского муниципального района Брянской области не принимают мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке. Ответственное лицо по обращению с отходами из числа работников сельской администрации не назначено. На территории Гриневского сельского поселения постановлением главы сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ были определены места сбора бытовых отходов и мусора, при этом разрешительная документация по размещению свалок, в том числе, землеотводное дело, заключения контролирующих органов в администрации поселения отсутствует, в связи с чем данное незаконное решение сельской администрации было опротестовано.
Нарушение санитарных норм и правил при обращении с отходами в сельских населенных пунктах может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью населения. В связи с чем бездействие органов местного самоуправления в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
В своем заявлении Брянский природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, и обязать администрацию Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области принять меры по организации на территории поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В судебном заседании представитель Брянской природоохранной прокуратуры ФИО2 поддержал заявление по изложенным в нём обстоятельствам.
Представитель администрации Гриневского сельского поселения <адрес> - глава Гриневского сельского поселения ФИО3 требования Брянского природоохранного прокурора признала частично, при этом пояснила, что на территории поселения постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ выделено два места для вывоза твердых бытовых отходов - в песчаных карьерах, расположенных за <адрес> и за <адрес> вблизи <адрес>. Каких-либо работ, направленных на получение заключений по размещению данных свалок перед тем как установить место для данных свалок, они не проводили. Вывоз бытовых отходов и мусора на свалки производят сами граждане. Централизованный вывоз бытовых отходов и мусора не организован в связи с отсутствием денежных средств, необходимых для приобретения специализированного транспорта по сбору и вывозу образующихся отходов у населения. В настоящее время ею с МУП МУЖКХ <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор на размещение отходов на свалку данной организации.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
Свидетель ФИО6. - представитель управления территориального отдела по <адрес> <адрес> <адрес> Управления Роспотребнадзора по <адрес> показал, что на территории Гриневского сельского поселения ни одна из существующих свалок для бытовых отходов не отвечает действующему законодательству, поскольку места под них выделялись главой сельской администрации без какого-либо согласования с санитарными, экологическими и другими службами. Данные свалки не огорожены, на них не проводятся практически никакие работы по сортировке, утрамбовыванию мусора. В связи с этим его ведомство проводило проверку по данному вопросу, несколько глав администраций было привлечено к административной ответственности за данное правонарушение. На территории данного поселения не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст.ст.1, 3, 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, отходы производства – остатки сырья, материалов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а так же продукция, утратившая свои потребительские свойства.
Статьями 7, 14, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ и ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Нормами ст.ст. 4, 8, 14, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также то, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 4.2-4.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, введенных в действие ДД.ММ.ГГГГ, объекты складирования отходов производства и потребления размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Размещение объекта складирования не допускается:
- на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;
- во всех поясах зоны санитарной охраны курортов;
- в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений;
- рекреационных зонах;
- в местах выклинивания водоносных горизонтов;
- в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.
Объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как следует из писем, объяснения от ДД.ММ.ГГГГ главы Гриневского сельского поселения ФИО3 отходы производства и потребления в населенных пунктах поселения складируются на местах, выделенных постановлением главы сельской администрации от ДД.ММ.ГГГГ для вывоза твердых бытовых отходов - в песчаных карьерах, расположенных за <адрес> и за <адрес> вблизи <адрес>. Централизованный вывоз бытовых отходов и мусора от населения не организован. Вывоз отходов на свалки осуществляется населением самостоятельно, на собственном транспорте. Санитарные требования выполняются не в полном объёме, т.к. складирование и уплотнения свалок проводятся не регулярно.
Согласно заключения комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №-КП, информации о работе по размещению отходов производства и потребления на территориях сельских поселений Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, на территории сельских поселений Погарского района в основном образуются отходы 4 и 5 классов опасности для окружающей среды. Нарушения требований законодательства по сбору, вывозу и захоронению отходов 4 и 5 классов опасности приводит к образованию несанкционированных свалок и в итоге к загрязнению атмосферного воздуха, замусориванию территорий, загрязнению почв, поверхностных водных объектов, грунтовых вод.
Население сельских поселений муниципального образования Погарский район сбор и транспортировку бытовых отходов и мусора на свалки в большинстве населенных пунктов осуществляет самостоятельно в связи с большими финансовыми затратами на транспортировку отходов на санкционированную свалку п.г.т. Погар, т.к. расстояние от населенных пунктов до п.г.т. Погар достигает 35-40 км, и в связи с отсутствием у администраций поселений специализированного транспорта по сбору и вывозу образующихся отходов у населения.
Письмом Управления Роспотребнадзора по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, информацией об отходах производства и потребления на территориях сельских поселений области от ДД.ММ.ГГГГ № также подтверждено, что образующиеся на территориях сельских населенных пунктов отходы относятся к 3 и 4 классам опасности.
В большинстве населенных пунктов Погарского района сбор твердых бытовых отходов не организован, транспорт для вывозки ТБО не выделен, твердые бытовые отходы вывозятся самими жителями. В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень её бактериального загрязнения. Нарушение санитарных норм и правил при обращении отходов производства и потребления при определенных условиях может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Ежегодно в сельских администрациях принимаются решения о проведении месячников по благоустройству и санитарному состоянию населенных пунктов, разрабатываются планы мероприятий, в том числе, по очистке сельских населенных мест от бытового мусора и несанкционированных свалок, выполнение которых контролируется специально созданной комиссией при администрации района. По результатам выявленных нарушений на виновных лиц составляются протоколы, которые направляются на административную комиссию.
Согласно постановлению главы Гриневской сельской администрации Погарского района от ДД.ММ.ГГГГ № выделены места для вывоза твердых бытовых отходов - в песчаном карьере, расположенном за селом Гринево, и в песчаном карьере, расположенном за селом Бобрик вблизи х. Пчелки.
Таким образом, судом установлено, что на территории Гриневского сельского поселения <адрес> в нарушение природоохранного законодательства не организован централизованный сбор мусора и бытовых отходов, существующие свалки не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за их эксплуатацией, вывоз мусора и бытовых отходов производится самим населением на необорудованном транспорте, отсутствуют ограждения вокруг свалок, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта.
Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с вышеперечисленным неисполнение администраций Гринёвского сельского поселения требований природоохранного законодательства в области обращения с бытовыми отходами и мусором в сельских населенных пунктах ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Гриневского сельского поселения <адрес>.
Таким образом, у суда имеются все основания к понуждению администрации Гриневского сельского поселения <адрес> к совершению действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в населенных пунктах, расположенных на территории Гриневского сельского поселения <адрес>, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В соответствии со ст.45 ч.2 ГПК РФ и ст.333.36 ч.1 п. 9 Налогового кодекса РФ освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, с Гриневского сельского поселения <адрес> на основании ст.ст.333.19 ч.1 п.7 и 333.20 ч.1 п.8 Налогового кодекса РФ в доход государства, с учётом материального положения ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 (сто) рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц – жителей Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, хранящихся на территории Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района <адрес>.
Обязать администрацию Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации Гриневского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области в доход государства государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Булавин И.В.