Решение по гражданскому делу № 2- 289/2010 о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза отходов



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.г.т.Погар 18.11.2010года.

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Булавина И.В.,

помощника Брянского природоохранного прокурора ФИО2,

при секретаре Ямашкиной Е.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.г.т. Погар гражданское дело по заявлению Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц – жителей Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области к администрации Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области о признании незаконным бездействия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора,

УСТАНОВИЛ:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с настоящим заявлением, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства:

Проведенной проверкой установлено, что в населенных пунктах, расположенных на территории Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области, в местах проживания граждан на протяжении длительного времени происходит образование и накопление бытовых отходов и мусора.

Полигоны и свалки, т.е. места складирования и хранения бытовых отходов, а также временные места хранения отходов, отвечающие санитарным и природоохранным нормам и правилам в населенных пунктах поселения, отсутствуют. В связи с этим, образующиеся отходы гражданами складируются без учета требований природоохранного и санитарного законодательства – вывозятся самовывозом населением на самовольные свалки, либо сжигаются.

Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и других граждан, органы местного самоуправления - Вадьковское сельское поселение Погарского муниципального района Брянской области не принимают мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке, ограничившись только сбором и вывозом отходов с многоквартирных домов в д. Вадьковка. Жители населенных пунктов поселения самостоятельно размещая отходы в неустановленных местах-свалках, либо сжигая их, грубо нарушают требования п.п. 3.1, 3.2 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88", согласно которым обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Ответственное лицо по обращению с отходами из числа работников сельской администрации не назначено.

Нарушение санитарных норм и правил при обращении с отходами в сельских населенных пунктах может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью населения. В связи с чем бездействие органов местного самоуправления в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.

В своем заявлении Брянский природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, и обязать администрацию Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области принять меры по организации на территории поселения сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании представитель Брянской природоохранной прокуратуры ФИО2 поддержал заявление по изложенным в нём обстоятельствам.

Представитель администрации Вадьковского сельского поселения <адрес> - глава Вадьковского сельского поселения ФИО3 требования Брянского природоохранного прокурора признал частично, при этом пояснил, что на территории поселения несанкционированных свалок нет, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в <адрес> производится МУП МУЖКХ без заключения договора, по мере накопления мусора по заявке администрации, а в <адрес> и <адрес> бытовые отходы утилизируются населением самостоятельно.

Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

Свидетель ФИО6. - представитель управления территориального отдела по <адрес> Управления Роспотребнадзора по <адрес> показал, что на территории Вадьковского сельского поселения свалок для бытовых отходов не имеется, однако не во всех населённых пунктах данной организации организован сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов и мусора.

В соответствии со ст.ст.1, 3, 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ, отходы производства – остатки сырья, материалов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а так же продукция, утратившая свои потребительские свойства.

Статьями 7, 14, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ, ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ и ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для окружающей среды.

Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Нормами ст.ст. 4, 8, 14, 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также то, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 4.2-4.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ ДД.ММ.ГГГГ, введенных в действие ДД.ММ.ГГГГ, объекты складирования отходов производства и потребления размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Размещение объекта складирования не допускается:

- на территории I, II и III поясов зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников;

- во всех поясах зоны санитарной охраны курортов;

- в зонах массового загородного отдыха населения и на территории лечебно-оздоровительных учреждений;

- рекреационных зонах;

- в местах выклинивания водоносных горизонтов;

- в границах установленных водоохранных зон открытых водоемов.

Объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Как следует из информации, объяснения от ДД.ММ.ГГГГ главы Вадьковского сельского поселения ФИО3, на территории поселения санкционированных свалок нет, сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в <адрес> производится МУП МУЖКХ, без заключения договора, по мере накопления мусора по заявке сельской администрации. В <адрес> бытовые отходы утилизируются населением самостоятельно.

Согласно заключению комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №-КП, информации о работе по размещению отходов производства и потребления на территориях сельских поселений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, на территории сельских поселений Погарского района в основном образуются отходы 4 и 5 классов опасности для окружающей среды. Нарушения требований законодательства по сбору, вывозу и захоронению отходов 4 и 5 классов опасности приводит к образованию несанкционированных свалок и в итоге к загрязнению атмосферного воздуха, замусориванию территорий, загрязнению почв, поверхностных водных объектов, грунтовых вод.

Население сельских поселений Погарского района сбор и транспортировку бытовых отходов и мусора на свалки в большинстве населенных пунктов осуществляет самостоятельно в связи с большими финансовыми затратами на транспортировку отходов на санкционированную свалку п.г.т. Погар, т.к. расстояние от населенных пунктов до п.г.т. Погар достигает 35-40 км, и в связи с отсутствием у администраций поселений специализированного транспорта по сбору и вывозу образующихся отходов у населения.

Письмом Управления Роспотребнадзора по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № также подтверждено, что образующиеся на территориях сельских населенных пунктов отходы относятся к 3 и 4 классам опасности.

В большинстве населенных пунктов Погарского района сбор твердых бытовых отходов не организован, транспорт для вывозки ТБО не выделен, твердые бытовые отходы вывозятся самими жителями. В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень её бактериального загрязнения. Нарушение санитарных норм и правил при обращении отходов производства и потребления при определенных условиях может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, судом установлено, что на территории Вадьковского сельского поселения <адрес> в нарушение природоохранного законодательства не во всех населенных пунктах поселения организован централизованный сбор мусора и бытовых отходов, включая их размещение на санкционированной свалке.

Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с вышеперечисленным неисполнение администрацией Вадьковского сельского поселения требований природоохранного законодательства в области обращения с бытовыми отходами и мусором в сельских населенных пунктах ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Вадьковского сельского поселения <адрес>.

Таким образом, у суда имеются все основания к понуждению администрации Вадьковского сельского поселения <адрес> к совершению действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора во всех населенных пунктах, расположенных на территории Вадьковского сельского поселения <адрес>, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

В соответствии со ст.45 ч.2 ГПК РФ и ст.333.36 ч.1 п. 9 Налогового кодекса РФ освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, с Вадьковского сельского поселения <адрес> на основании ст.ст.333.19 ч.1 п.7 и 333.20 ч.1 п.8 Налогового кодекса РФ в доход государства, с учётом материального положения ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 100 (сто) рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц – жителей Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, хранящихся на территории Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области.

Обязать администрацию Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями до ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с администрации Вадьковского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области в доход государства государственную пошлину в размере 100 (сто) рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Булавин И.В.