Решение по делу № 2-274/2010



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Погар 17 ноября 2010года.

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи О.М. Лаптейкова,

заместителя Брянского природоохранного прокурора А.А. Курильского,

при секретаре Е.А. Геращенковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.г.т. Погар гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

установил:

Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с иском к администрации Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий, утверждая следующее:

Проведенной проверкой установлено, что в населенных пунктах, расположенных на территории Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области в местах проживания граждан на протяжении длительного времени происходит образование и накопление бытовых отходов и мусора.

Полигоны и свалки, т.е. места складирования и хранения бытовых отходов, а также временные места хранения отходов, отвечающие санитарным и природоохранным нормам и правилам в населенных пунктах поселения, отсутствуют. В связи с этим, образующиеся отходы гражданами складируются без учета требований природоохранного и санитарного законодательства - вывозятся самовывозом населением на самовольные свалки, либо сжигаются.

Несмотря на то, что эти отходы загрязняют окружающую среду и создают реальную угрозу жизни и здоровью жителей поселения и других граждан, орган местного самоуправления - Прирубкинское сельское поселение Погарского муниципального района Брянской области не принимает мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке. Ответственное лицо по обращению с отходами из числа работников сельской администрации не назначено.

Постановлением главы Прирубкинской сельской администрации № 48 от 20.12.2006г. на территории населенных пунктов Прирубкинского сельского поселения определены места сбора бытовых отходов и мусора у с. Прирубки - урочище «Первомайское» за гаражом, площадью 1 га, д. Жигалки - за свинофермой участок площадью 1 га. Разрешительная документация по размещению данной свалки, в том числе землеотводное дело, заключения контролирующих органов и др., в администрации поселения отсутствует, в связи с чем незаконное решение было опротестовано. В отношении и.о. главы Прирубкинской сельской администрации Кулешовой Л.М. по результатам проверки возбуждено административное производство по ст. 6.3 КоАП РФ.

В связи с чем бездействие органов местного самоуправления в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся в населенных пунктах поселения, включая их размещение на санкционированной свалке, нарушает право граждан на благоприятную среду.

На основании изложенного, Брянский природоохранный прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах поселения. Обязать администрацию Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями.

В судебном заседании представитель Брянской природоохранной прокуратуры Курильский А.А. поддержал исковые требования по изложенным в нём обстоятельствам.

Представитель администрации Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области Тарасенко А.Н. с исковыми требованиями Брянского природоохранного прокурора согласен, пояснив при этом, что организация вывоза твердых бытовых отходов и мусора в населенных пунктах Прирубкинского сельского поселения на свалки не производится сельской администрацией из-за отсутствия денежных средств.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со ст.ст.1, 3, 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства - остатки сырья, материалов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а так же продукция, утратившая свои потребительские свойства.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Статьями 7, 14, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» также предусмотрено, что вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Нормами ст.ст. 8, 14, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также то, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Согласно Постановления Прирубкинской сельской администрации Погарского района Брянской области за № 48 от 20.12.2006 года для организации сбора и размещения отходов на территории Прирубкинского сельского поселения отведены земельные участки для санкционированных свалок в населенных пунктах: с. Прирубки - урочище «Первомайское» за гаражом, площадью 1 га, д. Жигалки - за свинофермой участок площадью 1 га.

Согласно справки главы Прирубкинского сельского поселения на территории Прирубкинского сельского поселения бытовые отходы и мусор население утилизирует самостоятельно, вывоз не организован.

Письмом Управления Роспотребнадзора по Брянской области от 27.01.2009 г. № 331 также подтверждено, что образующиеся на территориях сельских населенных пунктов отходы относятся к 3 и 4 классам опасности. В большинстве сельских населенных пунктов утилизация и переработка отходов не организована. В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень её бактериального загрязнения.

Нарушение санитарных норм и правил при обращении отходов производства и потребления при определенных условиях может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Таким образом, судом установлено, что на территории Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области в нарушение природоохранного законодательства не организован сбор и вывоз бытовых отходов и мусора.Бездействие администрации сельского поселения по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах поселения, способствует негативному воздействию на все компоненты окружающей среды: атмосферу, подземные и поверхностные воды, почву, растительность, животных. При этом, человек подвергается как прямому влиянию бытовых отходов и мусора, так и непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды.

В связи с вышеперечисленным неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области.

Таким образом, у суда имеются все основания к понуждению администрации Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области к совершению действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах поселения.

В соответствии со ч.2 ст.96 ГПК РФ.

Поскольку прокурор, в соответствии со ст.45 ч.2 ГПК РФ и ст.333.36 ч.1 п. 9 Налогового кодекса РФ освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, со Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области на основании ст.ст.333.19 ч.1 п.7 и 333.20 ч.1 п.8 Налогового кодекса РФ в доход государства, с учётом материального положения ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 50 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Брянского природоохранного прокурора Брянской области - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, образующихся во всех населенных пунктах поселения.

Обязать администрацию Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области в трех месячный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно - эпидемиологическими требованиями.

Взыскать с администрации Прирубкинского сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области в доход государства государственную пошлину в размере 50 (пятидесяти) рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья

О.М. Лаптейков