Решение по делу № 2-149/2011



Дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Погар 22 апреля 2011 года

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Вороно Е.Н.,

при секретаре Чудмаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Погарского районного суда Брянской области гражданское дело по иску прокурора Погарского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации посёлка Погар Брянской области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации поселка Погар Брянской области в котором просит обязать администрацию поселка Погар Брянской области осуществить комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по обеспечению соответствия наружного уличного освещения улично-дорожной сети п.г.т. Погар Брянской области, проходящей по улицам: Октябрьская, Урицкого, Полевая ( на участке от автодороги Погар-Гремяч до АЗС «Карат»), Ленина, Фрунзе, Чехова, Молодежная, требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» в части надлежащего уличного освещения, ссылаясь на следующие обстоятельства:

Проверкой, проведенной прокуратурой Погарского района Брянской области было установлено, что при обследовании состояния уличного освещения в п.г.т. Погар Брянской области имеются следующие недостатки:

-на ул. Октябрьская п.г.т. Погар доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, при норме 95 % составляет менее 50 %; светильники на электроопорах установлены с чередованием через один. В районе проходной Погарской сигаретно-сигарной фабрики освещение отсутствует на двух подряд электроопорах;

-на улице Урицкого доля действующих светильников на электроопорах составляет 50 %, светильники на электроопорах установлены с чередованием через один;

-на ул. Полевая от ул. Ананченко до автодороги Погар-Гремяч доля действующих светильников составляет менее 50 %, светильники на электроопорах установлены с чередованием через один. Не работают светильники в районе магазина «Автоуют» на трёх подряд электроопорах и в районе Погарских РЭС на трёх подряд электроопорах. На ул. Полевой от автодороги Погар-Гремяч до АЗС «Карат» произведена установка светильников, однако они не функционируют;

- на ул. Ленина доля действующих светильников составляет менее 50 %. Светильники на электроопорах установлены с чередованием через один. В районе аптеки № 37 и муниципального рынка не горит освещение на трёх подряд электроопорах и отсутствует освещение от Погарского ДРСУ до АЗС « Судость»;

- на ул. Фрунзе доля действующих электросветильников от улицы Ленина до перекрестка с улицей Чкалова составляет менее 50 %, светильники установлены с чередованием через один, не работают светильники у въезда на центральный рынок. От перекрестка с ул. Чкалова до конца улицы уличное освещение отсутствует, за исключением перекрестков с ул. Ананченко, ул. Чехова и ул. Светлая и Школьная;

- на ул. Чехова доля действующих электросветильников составляет менее 50 %. Светильники на электроопорах установлены с чередованием через один. Не работают светильники от перекрестка с ул. Фрунзе и в районе Погарской СОШ № 2;

- на ул. Молодежной на всем протяжении работают только три светильника: в начале, середине и конце улицы.

В то же время согласно п. 4.6.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим.

Бездействие администрации поселка Погар по осуществлению контроля за состоянием уличного освещения является фактором, создающим угрозу жизни, здоровья и законных интересов участников дорожного движения.

В связи с чем прокуратурой в адрес главы посёлка Погар внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, однако оно исполнено не было, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца- заместитель прокурора Погарского района Брянской области Штоколова В.А. поддержала исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации поселка Погар Брянской области по доверенности ФИО3 исковые требования прокурора признал частично, при этом пояснил, что часть недостатков наружного уличного освещения п.г.т. Погар, указанных в исковом заявлении, к настоящему времени устранены, а имеющие место нарушения будут устраняться в ближайшее время.

Представитель третьего лица – ОГИБДД ОВД по Погарскому муниципальному району в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания по делу был надлежаще уведомлен.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии с пунктами 5, 21 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в населенных пунктах, установление нумерации домов, организация освещения улиц и установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов.

Пунктом 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.

В ст. 3 данного Федерального закона определено, что дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6); под владельцами автомобильных дорог понимаются, в частности, исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями).

Согласно п. 4 ст. 6 данного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. В соответствии с п. 13 указанного ФЗ органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.

Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения (пункт 1 статьи 22 Закона «О безопасности дорожного движения»).

Частью 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ предусмотрено, что обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам. Техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган исполнительной власти, в ведении которого находятся дороги.

Согласно п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, а также принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения устанавливает Государственный стандарт Российской Федерации Р 50597-93 (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Стандарт распространяется с 01.01.95 г. на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов. Указанным стандартом предусмотрены требования к наружному освещению (пункт 4.6.).

Включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк (п. 4.6.1.). Доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95 %. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим (п. 4.6.3.).

Допускается частичное (до 50 %) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. И транспортных средств в обоих направлениях – менее 50 ед./ч. Отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения (п. 4.6.5.).

Пунктом 2.5. СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» предусмотрено обязательное наличие стационарного освещения на автомобильных дорогах в пределах населенных пунктов. В силу пунктов 7.28, 7.36 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» уровень средней горизонтальной освещенности проезжей части улиц сельского поселения должен составлять не менее 4 лк.

Таким образом, опоры наружного освещения, расположенные вдоль дорог относятся к инженерным дорожным сооружениям, а отсутствие надлежащего состояния наружного освещения дорог является одной из основных помех безопасному движению на дорогах (особенно в ночное время), и не столько со стороны автомобильного транспорта, сколько при появлении пешеходов, а также крупных животных и иных препятствий, привнесенных на дороги извне. Публично-правовые образования приобретают для себя гражданские права и создают гражданские обязанности через свои органы, действующие в рамках их компетенции, установленной актами о статусе этих органов (ч.2. ст. 125 ГК РФ).

Администрация поселка Погар в соответствии со ст. 34 Устава муниципального образования Погарского городского поселения Погарского района Брянской области, является исполнительно-распорядительным органом Погарского городского поселения, юридическим лицом.

В соответствии с п.п. 5 п.1 ст. 6 Устава, к вопросам местного значения Погарского городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской федерации.

Из этого следует, что осуществление дорожной деятельности по обеспечению соответствия требованиям обязательных стандартов и правил в сфере безопасности дорожного движения, в том числе наружного уличного освещения улично-дорожной сети в п.г.т. Погар Брянской области относится к компетенции администрации поселка Погар.

Согласно п.1 ст. 21 Федерального Закона №196-ФЗ от 10.12.1995 года (ред. от 30.12.2008 г.) «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги.

Из материалов дела усматривается, что согласно актов обследования состояния наружного освещения на улично-дорожной сети составленных ГИБДД ОВД по Погарскому муниципальному району от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также актов обследования состояния наружного освещения на улично-дорожной сети от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, составленных комиссией из числа сотрудником ГИБДД ОВД по Погарскому муниципальному району и МУП МУЖКХ Погарского района, на ул. Октябрьская п.г.т. Погар доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, при норме 95 % составляет менее 50 %; светильники на электроопорах установлены с чередованием через один. В районе проходной Погарской сигаретно-сигарной фабрики освещение отсутствует на двух подряд электроопорах;

-на улице Урицкого доля действующих светильников на электроопорах составляет 50 %, светильники на электроопорах установлены с чередованием через один;

-на ул. Полевая от ул. Ананченко до автодороги Погар-Гремяч доля действующих светильников составляет менее 50 %, светильники на электроопорах установлены с чередованием через один. Не работают светильники в районе магазина «Авто уют» на трёх подряд электроопорах и в районе Погарских РЭС на трёх подряд электроопорах. На ул. Полевой от автодороги Погар-Гремяч до АЗС «Карат» произведена установка светильников, однако они не функционируют;

- на ул. Ленина доля действующих светильников составляет менее 50 %. Светильники на электроопорах установлены с чередованием через один. В районе аптеки № 37 и муниципального рынка не горит освещение на трёх подряд электроопорах и отсутствует освещение от Погарского ДРСУ до АЗС « Судость»;

- на ул. Фрунзе доля действующих электросветильников от улицы Ленина до перекрестка с улицей Чкалова составляет менее 50 %, светильники установлены с чередованием через один, не работают светильники у въезда на центральный рынок. От перекрестка с ул. Чкалова до конца улицы уличное освещение отсутствует, за исключением перекрестков с ул. Ананченко, ул. Чехова и ул. Светлая и Школьная;

- на ул. Чехова доля действующих электросветильников составляет менее 50 %. Светильники на электроопорах установлены с чередованием через один. Не работают светильники от перекрестка с ул. Фрунзе и в районе Погарской СОШ № 2;

- на ул. Молодежной на всем протяжении работают только три светильника: в начале, середине и конце улицы.

На основании вышеуказанных актов, в адрес Главы администрации поселка Погар главным государственным инспектором безопасности дорожного движения выносились предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, об устранении выявленных нарушений требований к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, связанных с необеспечением надлежащего состояния наружного уличного освещения улично-дорожной сети в п.г.т. Погар Брянской области.

Аналогичные нарушения требований к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, связанного с обеспечением надлежащего состояния наружного уличного освещения улично-дорожной сети в п.г.т. Погар Брянской области, установлены в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Погарского района совместно с ГИБДД ОВД по Погарскому муниципальному району и МУП МУЖКХ Погарского района, по результатам которой в адрес администрации поселка Погар прокурором Погарского района было внесено представление об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, которое, как следует из ответа главы администрации поселка Погар в адрес прокурора Погарского района от ДД.ММ.ГГГГ №, оставлено без удовлетворения.

Таким образом, анализируя приведенные выше документы и установленные ими обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии нарушений требований к эксплуатационному состоянию по условиям обеспечения безопасности дорожного движения, связанных с необеспечением надлежащего состояния наружного уличного освещения улично-дорожной сети в п.г.т. Погар Брянской области, на которые ссылается в своем исковом заявлении прокурор Погарского района.

При этом представитель ответчика не представил суду каких-либо доказательств, опровергающих вышеуказанные обстоятельства, установленные судом.

Неисполнение органом местного самоуправления перечисленных выше требований в области безопасности дорожного движения нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на безопасные условия движения по дорогам населенного пункта муниципального образования ( п.1 ст. 24 ФЗ от 10.12.1995 г. №196-ФЗ).

При таких обстоятельствах исковые требования прокурора Погарского района к администрации поселка Погар обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Погарского района Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации посёлка Погар Брянской области о понуждении к совершению действий- удовлетворить.

Обязать администрацию поселка Погар Брянской области осуществить комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по обеспечению соответствия наружного уличного освещения улично-дорожной сети п.г.т. Погар Брянской области, проходящей по улицам: Октябрьская, Урицкого, Полевая ( на участке от автодороги Погар-Гремяч до АЗС «Карат»), Ленина, Фрунзе, Чехова, Молодежная, требованиям ГОСТ Р 50597 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Е.Н. Вороно