Дело № 2-163/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п.г.т. Погар. 12 мая 2011 года.
Погарский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Булавина И.В.,
с участием помощника прокурора Погарского района Родина В.И.,
при секретаре Ямашкиной Е.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в п.г.т. Погар гражданское дело по иску прокурора Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Погарского района Брянской области и муниципальному общеобразовательному учреждению «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению действий по оборудованию ограждения территории школы,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Погарского района Брянской области в интересах несовершеннолетних, обучающихся в МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» обратился в суд с иском к администрации Погарского района Брянской области и муниципальному образовательному учреждению «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» о понуждении ограждения территории вокруг школы забором, утверждая при этом следующее:
Проведенной прокуратурой Погарского района Брянской области совместно с ТО У Роспотребнадзора по Брянской области в Почепском, Трубчевском, Жирятинском и Погарском районах проверкой соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних было установлено, что в МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» территория школы ограждена не полностью, отсутствует забор со стороны шоссе, ведущего на 2-й квартал, частично сломан забор от проезжей части по улице Гагарина (со стороны отдела Военкомата), требует ремонта забор со стороны частного сектора 2-го квартала, что является нарушением п. 2.2.3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», в соответствии с которыми территория участка образовательного учреждения должна быть ограждена забором. Отсутствие соответствующего ограждения нарушает права обучающихся несовершеннолетних лиц на охрану жизни и здоровья, безопасные условия во время образовательного процесса, а также создают угрозу жизни обучающихся, так как территория школы не огорожена от шоссе с интенсивным движением транспорта.
Работы по оборудованию территории школы ограждением не выполнены из-за отсутствия средств у образовательного учреждения. МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» неоднократно обращалось в Управление образования администрации Погарского района с просьбой о выделении денежных средств на ремонт забора, однако до настоящего времени денежные средства не были выделены, что свидетельствует о бездействии администрации Погарского района, являющейся учредителем МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1»
В силу вышеизложенного прокурор просит признать бездействие администрации Погарского района Брянской области и МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» незаконным и обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» установить ограждение территории школы забором, а администрацию Погарского района Брянской области обязать произвести финансирование мероприятий по оборудованию территории МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» ограждением.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Погарского района Родин В.И. поддержал требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Погарского района Брянской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим способом, о причинах своей неявки суду не сообщил.
Представитель МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» ФИО3 с исковыми требованиями прокурора Погарского района согласна, при этом пояснила, что действительно отсутствует забор вокруг школы в местах перечисленных в исковом заявлении. Так же она дополнила, что 25.08.2010 года часть имевшегося забора была демонтирована МУП МУЖКХ Погарского района, о чём был составлен соответствующий акт.
Администрация школы неоднократно обращалась в Управление образования о выделении денежных средств на ремонт забора, однако до настоящего времени денежные средства не были выделены.
Третье лицо - представитель Управления образования администрации Погарского района Брянской области ФИО5 по делу пояснил, что учредителем школ района является администрация Погарского района, которая и направляет им денежные средства в том количестве, которое утвердил Погарский районный Совет народных депутатов, а так же субсидии областного бюджета. Само Управление является подразделением администрации Погарского района, своих денег у Управления нет, и никакого отношения к финансированию строительства забора в школах Управление не имеет.
Суд, выслушав стороны, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Из Устава МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» (новая редакция), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.02.2011 года следует, что Учредителем вышеуказанного общеобразовательного учреждения является администрация Погарского района Брянской области. Форма собственности учреждения – муниципальная. Взаимоотношения между Учредителем и Учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ, правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.
Как следует из п.3.3. договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с Учредителем от 20.09.2010 года, Учредитель обязан обеспечивать бюджетное финансирование деятельности Учреждения на основе государственных и местных нормативов, определенных в расчете на одного обучающегося, воспитанника с учетом специфики Учреждения. Бюджетный норматив по структуре и величине должен быть достаточным для покрытия текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений, штатного оборудования Учреждения, обустройством прилегающих к нему территорий…
Согласно п.п. 3.9 указанного выше договора Учредитель обязан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нести субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения в случае недостаточности у последнего денежных средств и собственности.
Из Положения об Управлении образования администрации Погарского района (новая редакция) следует, что Управление является самостоятельным структурным подразделением администрации Погарского района. Учредителем Управления является администрация Погарского района. Управление имеет закрепленное за ним Учредителем имущество на праве оперативного управления. Субсидиарную ответственность по обязательствам Управления несет учредитель. Управление не несет ответственности по обязательствам учредителя.
В соответствии с пунктом 6.2. указанного Положения деятельность Управления и образовательных учреждений финансируется из средств районного бюджета по сводной смете расходов Управления за исключением средств, предназначенных для образовательного процесса.
Как следует из п.7 статьи 50 Устава Погарского района, органы местного самоуправления района субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.
В соответствии со справкой о результатах проверки от 20.04.2011 года, проведенной прокуратурой Погарского района совместно с ТО У Роспотребнадзора по Брянской области в Почепском, Трубчевском, Жирятинском и Погарском районах проверкой соблюдения законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних было установлено, что в МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» территория школы ограждена не полностью, отсутствует забор со стороны шоссе, ведущего на 2-й квартал, частично сломан забор от проезжей части по улице Гагарина (со стороны отдела Военкомата), требует ремонта забор со стороны частного сектора 2-го квартала, что является нарушением п. 2.2.3. Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», в соответствии с которыми территория участка образовательного учреждения должна быть ограждена забором. Данные нарушения создают угрозу жизни обучающихся, так как территория школы не огорожена от шоссе с интенсивным движением транспорта.
Из объяснения директора «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» следует, что администрация школы неоднократно обращалась в Управление образования о выделении денежных средств на ремонт забора, однако до настоящего времени денежные средства не были выделены. Кроме того, в марте 2011 года вопрос об ограждении школы новым железным забором поднимался на встрече с главой администрации Погарского района.
Согласно акта от 25.08.2010 года в МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» был демонтирован силами МУП МУЖКХ Погарского района часть железобетонного забора и данный забор сдан в под отчёт МУП МУЖКХ Погарского района.
В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников…
Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.
Согласно п. 4 ст. 31 данного Закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 2.2.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденных главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002 года (ред. от 26.12.2008 года), территория участка общеобразовательных учреждений ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.
Таким образом, совокупность собранных и изученных судом доказательств, позволяет суду придти к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме. При этом на ответчика – администрацию Погарского района, как учредителя данной школы возлагается обязанность профинансировать выполнение данных мероприятий, в случае если собственных средств у ответчика – МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» будет недостаточно.
На основании ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу расходы. Поскольку при подаче искового заявления прокурор Погарского района был освобождён от уплаты государственной пошлины, то суд, в соответствии со ст.333.20 ч.2 Налогового кодекса РФ, с учётом тяжёлого материального положения ответчиков, взыскивает государственную пошлину с них в размере по 100 рублей с каждого.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Погарского района Брянской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации Погарского района Брянской области и МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» незаконным.
Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» оборудовать территорию школы ограждением, отвечающим требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 22.4.2.1178-02, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 года № 44.
Обязать администрацию Погарского района Брянской области в субсидиарном порядке произвести финансирование мероприятий по оборудованию территории МОУ «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» ограждением, отвечающим требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 22.4.2.1178-02, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 года № 44.
Взыскать с администрации Погарского района Брянской области государственную пошлину в доход государства в размере 100 (сто) рублей.
Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Погарская средняя общеобразовательная школа № 1» государственную пошлину в доход государства в размере 100 (сто) рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.
Судья И.В. Булавин