Решение по делу № 2-181/2011



Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар. 30 мая 2011 года.

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Булавина И.В.,

с участием помощника прокурора Погарского района Маланичева А.С.,

при секретаре Ямашкиной Е.Л.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в п.г.т. Погар гражданское дело по иску прокурора Погарского района Брянской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Погарского района Брянской области и муниципальному общеобразовательному учреждению «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» о понуждении к совершению действий по обеспечению учащихся двухразовым горячим питанием,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Погарского района Брянской области в интересах несовершеннолетних, обучающихся в МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» обратился в суд с иском к администрации Погарского района Брянской области и муниципальному образовательному учреждению «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» о понуждении обеспечения учащихся двухразовым горячим питанием (завтрак и обед) в период обучения, утверждая при этом следующее:

Проведенной прокуратурой Погарского района Брянской области совместно с ТО У Роспотребнадзора по Брянской области в Почепском, Трубчевском, Жирятинском и Погарском районах проверкой исполнения законодательства РФ, регламентирующего питание учащихся образовательных учреждений Погарского района было установлено, что в МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» учащиеся 5-11 классов вообще не обеспечены горячим питанием, детям один раз в день выдается набор продуктов, не удовлетворяющий физиологическим потребностям организма. Одноразовым горячим питанием обеспечены учащиеся 1-4 классов, питание осуществляется за счет родительской доли, которая составляет 250 рублей в месяц и 8 рублей на одного ребёнка на каждый день из бюджетов всех уровней. Питание осуществляется на базе МДОУ «Гетуновский детский сад», пища готовится на пищеблоке, в состав которого входит горячий цех, имеется кладовая для хранения продуктов. Учащиеся 5-11 классов не могут быть обеспечены горячим питанием из-за недостаточной площади горячего цеха пищевого блока, т.к. дополнительно разместить на нем технологическое оборудование не представляется возможным.

Этим нарушаются законные права и интересы учащихся, а также физиологические нормы питания человека, что противоречит федеральному законодательству.

В силу вышеизложенного, а также, принимая во внимание, что учредителем МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» выступает администрация Погарского района Брянской области, прокурор просит обязать муниципальное общеобразовательное учреждение «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед) учащихся в период обучения, а администрацию Погарского района Брянской области обязать произвести финансирование мероприятий по оборудованию горячего цеха и столовой на территории МОУ Гетуновская СОШ и обеспечению обучающихся в МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» двухразовым горячим питанием.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Погарского района Маланичев А.С. поддержал требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации Погарского района Брянской области в судебное заседание не явился, о слушании дела уведомлен надлежащим способом, о причинах своей неявки суду не сообщил.

Представитель МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» в лице директора школы ФИО3 с исковыми требованиями прокурора Погарского района согласен, при этом пояснил, что при строительстве школы не был спроектирован и построен пищеблок и столовая. Детей раньше кормили в совхозной столовой, после развала хозяйства питание детей было прекращено. В коридоре школы был сделан буфет для приготовления чая. Была найдена возможность приготовления пищи на базе детского сада для начального звена. Так как МДОУ «Гетуновский детский сад» заполнен не полностью, заведующей детским садом было предоставлено помещение для организации обеденного зала для обеспечения учащихся горячим питанием. Мощность пищеблока не позволяет кормить всех учеников.

Третье лицо - представитель Управления образования администрации Погарского района ФИО4 по делу пояснила, что учредителем школ района является администрация Погарского района, которая и направляет им денежные средства в том количестве, которое утвердил Погарский районный Совет народных депутатов, а так же субсидии областного бюджета. Само Управление является подразделением администрации Погарского района, своих денег у Управления нет, и никакого отношения к финансированию питания в школах Управление не имеет, а так же она поддержала доводы представителя ответчика.

Суд, выслушав стороны, третье лицо, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Из Устава МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» (новая редакция), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 31.05.2010 года следует, что Учредителем вышеуказанного общеобразовательного учреждения является администрация Погарского района Брянской области. Форма собственности учреждения – муниципальная. Взаимоотношения между Учредителем и Учреждением определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством РФ, правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.

Как следует из п.3.3. договора о взаимоотношениях образовательного учреждения с Учредителем от 28.06.2010 года, Учредитель обязан обеспечивать бюджетное финансирование деятельности Учреждения на основе государственных и местных нормативов, определенных в расчете на одного обучающегося, воспитанника с учетом специфики Учреждения.

Согласно п.п. 3.10, 3.12. указанного выше договора Учредитель обязан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нести субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения в случае недостаточности у последнего денежных средств и собственности; обеспечивать обучающихся Учреждения в пределах своей компетенции и в соответствии с действующими нормативами льготным и бесплатным питанием, иными видами льгот и материальной помощи.

Из Положения об Управлении образования администрации Погарского района (новая редакция) следует, что Управление является самостоятельным структурным подразделением администрации Погарского района. Учредителем Управления является администрация Погарского района. Управление имеет закрепленное за ним Учредителем имущество на праве оперативного управления. Субсидиарную ответственность по обязательствам Управления несет учредитель. Управление не несет ответственности по обязательствам учредителя.

В соответствии с пунктом 6.2. указанного Положения деятельность Управления и образовательных учреждений финансируется из средств районного бюджета по сводной смете расходов Управления за исключением средств, предназначенных для образовательного процесса.

Как следует из п.7 статьи 50 Устава Погарского района, органы местного самоуправления района субсидиарно отвечают по обязательствам муниципальных учреждений и обеспечивают их исполнение в порядке, установленном федеральным законом.

Согласно списку учащихся в МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» обучается 87 учащихся.

В соответствии со справкой о результатах проверки от 17 мая 2011 года, проведенной прокуратурой Погарского района совместно с ТО У Роспотребнадзора по Брянской области в Почепском, Трубчевском, Жирятинском и Погарском районах проверкой исполнения законодательства РФ, регламентирующего питание учащихся образовательных учреждений Погарского района было установлено, что в МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» одноразовым питанием обеспечены учащиеся 1-4 классов, питание осуществляется за счет родительской доли, которая составляет 250 рублей в месяц и 8 рублей на одного ребёнка на каждый день из бюджетов всех уровней. Питание осуществляется на базе МДОУ «Гетуновский детский сад», пища готовится на пищеблоке, в состав которого входит горячий цех, имеется кладовая для хранения продуктов. Учащиеся 5-11 классов не обеспечены горячим питанием из-за недостаточной площади горячего цеха пищевого блока, т.к. дополнительно разместить на нем технологическое оборудование не представляется возможным.

Из объяснения директора «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» следует, что при строительстве школы не был спроектирован и построен пищеблок и столовая. Детей раньше кормили в совхозной столовой, после развала хозяйства питание детей было прекращено. В коридоре школы был сделан буфет для приготовления чая. Была найдена возможность приготовления пищи на базе детского сада для начального звена. Так как МДОУ «Гетуновский детский сад» заполнен не на 100%, заведующей было предоставлено помещение для организации обеденного зала. Мощность пищеблока не позволяет кормить всех учеников.

Согласно Постановлению администрации Брянской области от 01 февраля 2011 года № 63 установлен порядок распределения в 2011 году финансовой помощи бюджетам муниципальных районов и городских округов в форме субсидий на организацию питания школьников муниципальных общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Согласно данному Постановлению в 2011 году Погарскому району выделено 1884,4 тысяч рублей.

В соответствии со ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» (с последующими изменениями и дополнениями) образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников… Организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательные учреждения. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом образовательного учреждения.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

Статьёй 17 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что при организации питания в дошкольных и других образовательных учреждениях обязательно соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека.

В соответствии с п. 6.8 «Санитарно – эпидемиологических требований к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования», утверждённых Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 года № 45, для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Согласно п.7.1 данных требований, горячее питание предусматривает наличие горячего первого и (или) второго, доведённых до кулинарной готовности порционированных и оформленных.

Таким образом, совокупность собранных и изученных судом доказательств, позволяет суду придти к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объёме. При этом на ответчика – администрацию Погарского района, как учредителя данной школы возлагается обязанность профинансировать выполнение данных мероприятий, в случае если собственных средств у ответчика – МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» будет недостаточно.

На основании ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу расходы. Поскольку при подаче искового заявления прокурор Погарского района был освобождён от уплаты государственной пошлины, то суд, в соответствии со ст.333.20 ч.2 Налогового кодекса РФ, с учётом тяжёлого материального положения ответчиков, взыскивает государственную пошлину с них в размере по 200 рублей с каждого.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» обеспечить обучающихся двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), отвечающим требованиям «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.5.2409-08», утвержденных Постановлением главного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45.

Обязать администрацию Погарского района Брянской области в субсидиарном порядке произвести финансирование мероприятий по обеспечению учащихся МОУ «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» двухразовым горячим питанием (завтрак и обед), отвечающим требованиям «Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.5.2409-08», утвержденных Постановлением главного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 года № 45.

Взыскать с администрации Погарского района Брянской области государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.

Взыскать с муниципального общеобразовательного учреждения «Гетуновская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в доход государства в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья И.В. Булавин