Решение о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Погар 07 сентября 2011 года

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Вороно Е.Н.,

при секретаре Чудмаевой Т.В.,

с участием истца Рубан В.М.,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рубан В.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Рубан В.М. обратился в суд с настоящим иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.

С ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он работает на педагогических должностях, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Общий стаж его педагогической деятельности, с учетом службы в армии и работы на выборных должностях в советских учреждениях, составил 25 лет, в связи с чем, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у него возникло ДД.ММ.ГГГГ.

Однако при обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГ с заявлением о назначении данной пенсии, ему был дан письменный ответ, в котором ему было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по указанному основанию в связи с отсутствием требуемого специального (педагогического) стажа. При этом ответчиком необоснованно не были зачтены в специальный стаж:

- период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- период работы на выборной должности вторым секретарем Погарского райкома комсомола со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- период работы на выборной должности председателем Городищенского исполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- период работы на выборной должности главой администрации Городищенского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Считает данный отказ необоснованным, так как период прохождения военной службы, а также периоды работы на выборных должностях должны быть включены в льготный стаж на основании действовавшего в тот период времени законодательства.

Таким образом, с учетом спорных периодов, его педагогический стаж на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет.

В связи с этим истец просит суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области включить в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, вышеуказанные спорные периоды, а также обязать ответчика досрочно назначить и выплачивать ему трудовую пенсию по старости с момента его обращения за таковой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец Рубан В.М. поддержал исковые требования по тем же основаниям, что изложены в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Погарском муниципальном районе Брянской области ФИО3 в судебном заседании, также как и в отзыве на исковое заявление, иск не признала и пояснила, что Рубан В.М. не имеет права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, так как не имеет необходимого специального стажа для назначения данной пенсии. Педагогический стаж Рубан В.М. на момент его обращения в Пенсионный фонд, составляет менее 25 лет, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской федерации». При этом, по мнению представителя ответчика, истцу не могут быть засчитаны в специальный стаж следующие периоды:

-период прохождения им военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-период работы на выборной должности вторым секретарем Погарского райкома комсомола со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-период работы на выборной должности председателем Городищенского исполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-период работы на выборной должности главой администрации Городищенского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанные периоды могли быть засчитаны в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, утратившего силу с 01.10.1993 года, только при условии, если не менее 2/3 стажа, что составляет 16 лет 08 месяцев, требуемого для назначения пенсии, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на такую пенсию. Вместе с тем, на момент, когда вышеуказанное Постановление утратило свою силу, истцом не было выработано 2/3 такого стажа. В связи с этим и в силу положений п.п. 19 п.1 ст. 27 Федерального Закона от 17.12.2001года № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», у истца отсутствуют правовые основания для досрочного назначения ему трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему не менее 25 лет педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в связи с чем, просит в иске отказать.

Выслушав доводы сторон и, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела, а именно трудовой книжки на имя Рубан В.М., военного билета на его же имя, а также справки отдела по Погарскому району военного комиссариата Брянской области, усматривается, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу в составе Вооруженных сил СССР, а с ДД.ММ.ГГГГ был назначен учителем истории в <адрес>. В указанной школе истец осуществляет педагогическую деятельность и по настоящее время в должности её директора. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал вторым секретарем Погарского райкома комсомола, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- председателем Городищенского исполкома, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- главой администрации Городищенского сельского совета.

На письменное заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ в адрес управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) по Погарскому муниципальному району Брянской области с просьбой о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по основанию, предусмотренному п.п.19 п.1 ст. 27 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», последнему был дан письменный ответ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ) в котором ему было отказано в назначении такой пенсии по причине отсутствия, на момент обращения, достаточного педагогического стажа (25 лет), при этом ответчик отказался засчитать истцу в специальный стаж спорные периоды со ссылкой на то обстоятельство, что на 01.10.1993 года, когда утратило силу Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 г., отсутствовало условие наличия у истца не менее 2/3 (16 лет 08 месяцев) стажа, который бы приходился на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет.

Вместе с тем, указанные доводы представителя ответчика относительно того, что условие о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, а также работы на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях при наличии не менее 2/3 стажа работы на тех должностях, которые дают право на назначение такой пенсии, должно быть соблюдено не на момент обращения гражданина за пенсией, а на тот момент, когда вышеуказанное постановление утратило силу, суд находит несостоятельными, по следующим основаниям.

В силу п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 20 декабря 2005 года «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных актов.

Федеральный Закон от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и, закрепляя условия назначения трудовой пенсии, предусматривает также порядок сохранения и преобразования пенсионных прав, приобретенных гражданами до вступления его в силу на основании ранее действовавшего законодательства. Поскольку ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст.ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный суд РФ в Постановлении № 11-П от 03 июня 2004 года «По делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» специально указал, что до установления надлежащего правового регулирования при обращении лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, за назначением трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста и решении вопроса о наличии у них стажа, дающего право на досрочное назначение такой пенсии, периоды их работы в названных учреждениях должны засчитываться в соответствующий стаж: профессиональной деятельности, определенный в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 (в настоящее время п.п. 19 п. 1 ст. 27) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Также в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении № 2-П от 29 января 2004 года, со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года № 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года № 320-О, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Период службы Рубан В.М. в Вооруженных силах СССР, а также периоды его работы вторым секретарем Погарского райкома комсомола, председателем Городищенского исполкома и главой администрации Городищенского сельского совета относятся к периодам деятельности, имевшей место до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования досрочного назначения трудовых пенсий педагогическим работникам.

В период прохождения истцом службы в Вооруженных Силах СССР (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), а также в периоды его работы на выборных должностях: вторым секретарем Погарского райкома комсомола (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), председателем Городищенского исполкома (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), главой администрации Городищенского сельского совета (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктами «а», «б» и «г» п. 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах; работа на выборных должностях в советских учреждениях, профсоюзных и других общественных организациях, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Каких-либо требований об обязательном наличии у лица, претендующего на досрочное назначение пенсии, педагогической нагрузки, предшествовавшей службе в Вооруженных Силах СССР (подпункт «г» пункта 1 Положения), данный нормативный акт не содержит.

При этом пунктом 4 этого Положения было введено условие включения в педагогический стаж указанной работы, согласно которого время работы, указанной в пунктах 1, 2 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Вместе с тем пунктом 6 данного Положения также установлено, что лица, имеющие право на пенсию за выслугу лет согласно настоящему Постановлению, могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на пенсию, без ограничения каким-либо сроком и независимо от места последней работы.

Следовательно, наличие 2/3 стажа должно определяться на момент подачи заявления о досрочном назначении пенсии (наличия предполагаемого права на пенсию), а не на 01 октября 1993 года - момент отмены Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

Как следует из материалов дела, на момент подачи Рубан В.М. заявления о досрочном назначении ему пенсии (ДД.ММ.ГГГГ) данное условие, а именно наличие 16 лет 08 месяцев «чистого» педагогического стажа (25 лет * 2/3) было соблюдено, что также не оспаривалось в суде ответчиком.

В связи с этим, указанные спорные периоды истца подлежит включению в специальный стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Иные периоды трудовой деятельности истца ответчиком не оспариваются.

Таким образом, из вышеизложенного следует, что специальный (педагогический) стаж Рубан В.М. на ДД.ММ.ГГГГ ( момент обращения в пенсионный орган за досрочным назначением трудовой пенсии по старости) составляет 25 лет, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», дает право истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с указанной даты.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Рубан В.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Также в пользу Рубан В.М. с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 (двести) рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Иск Рубан В.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области засчитать Рубан В.М. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды:

- период прохождения службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-период работы на выборной должности вторым секретарем Погарского райкома комсомола со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-период работы на выборной должности председателем Городищенского исполкома с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

-период работы на выборной должности главой администрации Городищенского сельсовета с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области досрочно назначить Рубан В.М. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в пользу Рубан В.М. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья Е.Н. Вороно