Решение по делу № 2-287/2011



РЕШЕНИЕ        

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Погар                                                                       03 октября 2011 года.

                                                                                          

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи О.М. Лаптейкова,

при секретаре Н.М. Матвеенко,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.г.т. Погар Брянской области гражданское дело по иску Беленковой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,

установил:

Беленкова Л.А. обратилась в суд с настоящим иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в УПФ РФ в Погарском районе за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, так как имеет достаточный стаж медицинской деятельности. Однако Пенсионный фонд в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. в досрочном назначении трудовой пенсии ей отказал, сославшись на то, что на момент обращения у неё не имеется достаточного стажа, поскольку, по мнению ответчика, не подлежит включению в льготный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период её работы в должности палатной медсестры хирургического отделения в Погарском ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 09 месяцев 27 дней, поскольку наименование учреждения Погарское ТМО не предусмотрено Списком учреждений, работа в которых даёт право на досрочную трудовую пенсию по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , а в п. 1 Правил, утверждённых Постановлением, «стационар» не поименован в числе структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений.

Однако, переименование организации, изменение её ведомственной подчинённости не может изменить уровень правовых гарантий работников, что закреплено трудовым законодательством и неоднократно отмечалось в постановлениях Конституционного Суда РФ.

Истица считает, что указанный период работы должен быть включен в стаж её медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В связи с чем просит суд обязать ответчика засчитать ей в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с Федеральным Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с применением по аналогии Списка должностей и учреждений здравоохранения, утвержденного постановлениями Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ , период работы в должности палатной медсестры хирургического отделения Погарского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 09 месяцев 27 дней и назначить досрочно трудовую пенсии по старости как лицу, имеющему достаточный стаж работы в медицинских учреждениях с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истица Беленкова Л.А. поддержала свои исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, и просила суд удовлетворить их в полном объёме. При этом она уточнила, что, в случае включения спорного периода в специальный стаж, право на назначение досрочной пенсии она будет иметь только с ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она ошибочно указала о необходимости обязания ответчика назначить ей пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика - ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, пояснив при этом, что на момент обращения в пенсионный фонд по вопросу о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, истица не приобрела необходимый стаж такой работы - 25 лет, поскольку период её работы в должности палатной медсестры хирургического отделения в Погарском ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно), что составляет 09 месяцев 27 дней, не подлежит зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». В период работы Беленковой Л.А. палатной медсестрой хирургического отделения Погарского ТМО действовало постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения». В соответствии с данным постановлением Правительства учитывается постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П, согласно которому работа в ТМО может быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии, что она протекала в одном из структурных подразделений, перечисленных в п. 1 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (поликлиника, ФАП, медпункт, амбулатории и т.д.). Стационар не перечислен среди структурных подразделений, указанных в п. 1 Правил данного постановления. В связи с чем стаж медицинской деятельности Беленковой Л.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на дату обращения - 10.08.2011 г. составляет 24 года 00 месяцев 21 день, т.е. не составляет требуемых 25 лет, что не даёт ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. На основании этого просит суд отказать Беленковой Л.А. в удовлетворении заявленных исковых требований.

Выслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п. 2 ст. 27 названного Закона «Списки» соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п. 2 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 319-ФЗ).

       В «Списке» должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ), поименован средний медицинский персонал, в частности «медицинская сестра», в том числе районных больниц, осуществляющих медицинскую деятельность.

         В соответствии с п.3 «Правил» исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ), в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом наличие в наименовании указанных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Из материалов дела видно, что Беленкова Л.А. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по Погарскому муниципальному району <адрес> за досрочным назначением трудовой пенсии по старости     в период действия постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости … и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости…».

           Согласно разъяснению, содержащемуся в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» период работы истца до октября 2002 года может быть исчислен на основании ранее действовавших правовых актов - постановления Совмина РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

           Согласно списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , действующего с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время (Приложение (3), работа в ТМО (территориально-медицинское объединение) засчитывается в специальный стаж, если такая работа протекала в лечебно-профилактическом структурном подразделении ТМО (больница, участковая больница, поликлиника, ФАП, медпункт, амбулатория, женская консультация и т.д.).

           Согласно же п.6 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

В своем ответе в адрес Беленковой Л.А. УПФ РФ в <адрес> отказало ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, со ссылкой на п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ссылаясь на то, что работа в должности палатной медсестры хирургического отделения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ТМО может быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии, что она протекала в одном из структурных подразделений, перечисленных п. 1 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (поликлиника, ФАП, медпункт, амбулатория и т.д.). Стационар не перечислен среди структурных подразделений, перечисленных п. 1 Правил данного постановления. В связи с чем на ДД.ММ.ГГГГ стаж её медицинской деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 24 года 00 месяцев 21 день, при требуемом специальном стаже 25 лет.

Суд не может согласиться с доводами ответчика в отношении не включения в стаж периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела и это не оспаривается сторонами, а именно: трудовой книжки истицы, Беленкова Л.А. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ назначена на должность палатной медсестры инфекционного отделения Погарской ЦРБ с ДД.ММ.ГГГГ. Приказом за от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность палатной медсестры хирургического отделения на время декретного отпуска. Приказом за от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ переведена постоянно на должность палатной медсестры хирургического отделения.

На основании приказа управления здравоохранения от ДД.ММ.ГГГГ Погарская ЦРБ переименована в Погарское ТМО. В соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ МУЗ Погарская ЦРБ переименовано в ГБУЗ Погарская ЦРБ. По настоящее время работает в должности медсестры кардиологического отделения.

Согласно копии паспорта Беленкова Л.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

           Согласно Уставу муниципального учреждения здравоохранения Погарское территориально-медицинское объединение, утвержденному Главой администрации Погарского района от ДД.ММ.ГГГГ - МУЗ Погарское ТМО является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счёт средств бюджета на основании сметы.

На основании решения администрации Погарского района Брянской области за от ДД.ММ.ГГГГ Погарское ТМО переименовано в МУЗ «Погарская ЦРБ» с оставлением прежней цели и предмета деятельности переименованного Учреждения.

Согласно Уставу муниципального учреждения здравоохранения «Погарская центральная районная больница» утвержденного Постановлением администрации Погарского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальное учреждение здравоохранения «Погарская центральная районная больница» является некоммерческой организацией, не преследует извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности, не распределяет полученную прибыль между участниками (Учредителями), а направляет её на уставные цели.

Согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия основными видами деятельности Погарского территориального медицинского объединения являлись, своевременное и качественное обслуживание и лечение; реабилитация и качественное обслуживание и лечение в амбулаторных условиях и на дому; своевременная диагностика и лечение осложнений - экстренная, неотложная помощь всем больным и пострадавшим.

Согласно свидетельству о государственной регистрации (перерегистрации) предприятия основными видами деятельности Муниципального учреждения здравоохранения «Погарская центральная районная больница» являются: первая доврачебная медико-санитарная помощь; скорая медицинская помощь; диагностика; амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь взрослому, детскому населению; стационарная медицинская помощь взрослому и детскому населению; экспертная медицинская деятельность; предпринимательская деятельность, разрешённая Комитетом по здравоохранению и лицензированными органами; иная деятельность, незапрещённая законодательством.

       Таким образом, ссылка ответчика на то, что поскольку наименование учреждения - Погарское ТМОне предусмотрено Списком учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённым Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , то период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности палатной медсестры хирургического отделения Погарского ТМО не может быть засчитан в специальный стаж её работы, не основана на законе.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П со ссылкой на Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 8-П и Определение от ДД.ММ.ГГГГ N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Период работы Беленковой Л.А. в должности палатной медсестры хирургического отделения относится к периодам деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

В силу ст. 19 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что период работы истицы в должности палатной медсестры хирургического отделения Погарского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона №173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями).

Учитывая, что медицинский стаж Беленковой Л.А. с учетом её работы в спорный период составляет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (на момент обращения его в Управление Пенсионного фонда) 24 года 10 месяцев 18 дней специального стажа (24 года 00 месяцев 21 день + 09 мес. 27 дней), вместо требуемых 25 лет, истица имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости не с ДД.ММ.ГГГГ, а с ДД.ММ.ГГГГ - с момента, когда специальный стаж Беленковой Л.А. составил 25 лет.

Также в пользу Беленковой Л.А. с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в силу ст. 98 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 (двести) рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Беленковой Л.А. - удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском районе Брянской области засчитать Беленковой Л.А. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) период её работы в должности палатной медсестры хирургического отделения Погарского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно.

      Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области назначить и выплачивать Беленковой Л.А. досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в пользу Беленковой Л.А. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 (двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья                                                          

                                                                                   О.М. Лаптейков