Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п.г.т. Погар 26 ноября 2010 года.
Погарский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи Шамаро В.В.,
помощника Брянского природоохранного прокурора ФИО3,
при секретаре Жилиной С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в п.г.т. Погар гражданское дело по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей <данные изъяты> сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области к администрации <данные изъяты> сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области о понуждении к совершению действий по ликвидации несанкционированной свалки и восстановлении нарушенных компонентов окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Брянский природоохранный прокурор Брянской области обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства:
Проведенной природоохранной прокуратурой проверкой установлено, что на окраине <адрес>, расположенного в 200 метрах от автодороги Погар-Новгород-Северский находится свалка бытовых отходов и мусора, размером 100х100 м. Какие-либо разрешительные документы на данное место размещения отходов у ответчика отсутствуют, в связи, с чем указанное место складирования отходов является несанкционированным и подлежит ликвидации.
По результатам обследования свалок в отношении главы <данные изъяты> сельской администрации ФИО2 природоохранной прокуратурой было возбуждено административное производство по ст. 6.3 КоАП РФ.
В соответствии со ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов, определяемый органом местного самоуправления, должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.
Нарушение санитарных норм и правил по размещению отходов создает угрозу причинения существенного реального вреда окружающей среде и здоровью граждан, проживающих в населенных пунктах поселения. В ходе несанкционированного размещения отходов в неустановленных местах негативному воздействию подвергаются все компоненты окружающей среды: атмосфера, подземные и поверхностные воды, грунты, почвы, растительность, животные. Человек подвергается как прямому влиянию несанкционированной свалки, так и непосредственно, при контакте с измененными компонентами окружающей среды.
В связи с чем бездействие органов местного самоуправления в части ликвидации несанкционированной свалки на окраине <адрес> и восстановлении нарушенных компонентов окружающей среды нарушает право граждан на благоприятную окружающую среду.
В своем заявлении Брянский природоохранный прокурор просит обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области принять меры по организации ликвидации, т.е. сбора и вывоза, несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов на окраине <адрес>, в 200 метрах от автодороги Погар-Новгород-Северский, размером 100х100 м., и восстановлении нарушенных компонентов окружающей природной среды на указанном земельном участке в соответствии с проектом рекультивации нарушенного земельного участка.
В судебном заседании представитель Брянской природоохранной прокуратуры ФИО3 поддержал исковое заявление по изложенным в нём обстоятельствам.
Представитель администрации <данные изъяты> сельского поселения Погарского района Брянской области - глава Городищенского сельского поселения ФИО2 требования Брянского природоохранного прокурора признал частично. Просил при вынесении решения учесть отсутствие денежных средств в сельском поселении на указанные цели, выделяемых из местного и областного бюджетов. Заверил суд, что по мере поступления денежных средств на данные цели из районного и областного бюджетов, вышеуказанные недостатки будут устраняться.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему:
Свидетель ФИО4 - представитель управления территориального отдела по Почепскому, Погарскому, Трубчевскому районах Управления Роспотребнадзора по Брянской области показал, что несанкционированная свалка, находящаяся на территории <данные изъяты> сельского поселения не отвечает действующему законодательству, поскольку выделение места под свалку не было согласовано с санитарными, экологическими и другими службами. Свалки, расположенные на территории сельских поселений муниципального образования Погарский район, не огорожены, на них не проводятся практически никакие работы по сортировке, утрамбовыванию мусора. В связи с этим его ведомство проводило проверку по данному вопросу, несколько глав администраций было привлечено к административной ответственности за данное правонарушение.
В соответствии со ст.ст.1, 12, 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов и иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства, а так же продукция, утратившая свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и др.).
Создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Статьями 7, 14, 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года № 7-ФЗ, ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ и ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.
Нормами ст.ст. 4, 8, 14, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, а также то, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 3.1, 3.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест. СанПиН 42-128-4690-88", утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать их на сельскохозяйственных полях.
Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
Устройство неконтролируемых полигонов (свалок) бытовых отходов и отходов промышленных предприятий не допускается.
Согласно санитарным правилам "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г., полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
В соответствии с п.п. 4.2-4.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. СанПиН 2.1.7.1322-03", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года, введенных в действие 15 июня 2003 года, объекты складирования отходов производства и потребления размещаются за пределами жилой зоны и на обособленных территориях с обеспечением нормативных санитарно-защитных зон в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
Объекты складирования отходов производства и потребления предназначаются для длительного их хранения при условии обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности населения на весь период их эксплуатации и после закрытия.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Как следует из сообщения природоохранной прокуратуре, объяснения от ДД.ММ.ГГГГ главы <данные изъяты> сельского поселения ФИО2 в состав поселения входит 12 населённых пунктов. Правила обращения с отходами у них приняты. В настоящее время ими закуплены контейнера, которые будут установлены в крупных населённых пунктах. На территории поселения имеется место складирования отходов на окраине <адрес>, недалеко от автодороги, на территории бывшего карьера. Централизованного сбора и вывоза отходов с населённых пунктов поселения не производится. Договора с предприятием они не заключали.
Согласно заключения комитета природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №-КП, на территории сельских поселений Погарского района в основном образуются отходы 4 и 5 классов опасности для окружающей среды. Нарушения требований законодательства по сбору, вывозу и захоронению отходов 4 и 5 классов опасности приводит к образованию несанкционированных свалок и в итоге к загрязнению атмосферного воздуха, замусориванию территорий, загрязнению почв, поверхностных водных объектов, грунтовых вод.
Письмом Управления Роспотребнадзора по Брянской области от 27.01.2009 г. № 331 также подтверждено, что образующиеся на территориях сельских населенных пунктов отходы относятся к 3 и 4 классам опасности. В большинстве населенных пунктов Погарского района сбор отходов их вывоз и утилизация не организованы, транспорт для вывозки ТБО не выделен, твердые бытовые отходы вывозятся самими жителями. На территориях имеющихся полигонов и местах временного хранения (складирования) ТБО не проводится уплотнение и промежуточная изоляция отходов, отсутствуют ограждения по периметру территории полигонов, недостаточно проводится уборка территорий санитарно-защитных и хозяйственных блоков. В местах хранения отходов из-за нарушений требований санитарного законодательства происходит накопление токсичных веществ в почве, а также сохраняется высокий уровень её бактериального загрязнения. Нарушение санитарных норм и правил при обращении отходов производства и потребления при определенных условиях может привести к возникновению и распространению инфекционных и неинфекционных заболеваний, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно акту обследования от ДД.ММ.ГГГГ территорий населенных мест <данные изъяты> сельского поселения, установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения близ <адрес>, в 200 м. от автодороги Погар-Новгород-Северский организована несанкционированная свалка размером 100х100 м., куда вывозятся твёрдые бытовые отходы от населения (бумага, полиэтилен, битая стеклотара и др.).
Таким образом, судом установлено, что на территории <данные изъяты> сельского поселения Погарского района Брянской области в нарушение природоохранного законодательства не организован централизованный сбор и вывоз мусора и бытовых отходов, существующие свалки не имеют санитарно-эпидемиологического заключения, не организован производственный контроль за их эксплуатацией, вывоз мусора и бытовых отходов производится самим населением на необорудованном транспорте, отсутствуют ограждения вокруг свалок, не осуществляется послойная засыпка и утрамбовка отходов вследствие отсутствия специализированного транспорта.
Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по обращению с отходами производства и потребления с их финансовыми возможностями. В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (п.п. 1 п. 1 ст. 14, п.п. 1 п. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а также инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В связи с вышеперечисленным неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с бытовыми отходами и мусором в сельских населенных пунктах ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории <данные изъяты> сельского поселения Погарского района Брянской области.
Таким образом, у суда имеются все основания к понуждению администрации <данные изъяты> сельского поселения Погарского района Брянской области к совершению действий по организации ликвидации несанкционированной свалки, т.е. сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, расположенной на окраине <адрес>, в 200 метрах от автодороги Погар-Новгород-Северский, размером 100х100 м., в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, и восстановлении нарушенных компонентов окружающей среды.
В соответствии со ст.45 ч.2 ГПК РФ и ст.333.36 ч.1 п. 9 Налогового кодекса РФ освобождён от уплаты государственной пошлины при подаче заявления в суд, с Городищенского сельского поселения Погарского района Брянской области на основании ст.ст.333.19 ч.1 п.7 и 333.20 ч.1 п.8 Налогового кодекса РФ в доход государства, с учётом материального положения ответчика, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Брянского природоохранного прокурора Брянской области в интересах неопределенного круга лиц - жителей <данные изъяты> сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области - удовлетворить.
Обязать администрацию <данные изъяты> сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области организовать ликвидацию, т.е. сбор и вывоз, несанкционированной свалки бытовых и промышленных отходов, расположенной на окраине <адрес>, в 200 метрах от автодороги Погар-Новгород-Северский, размером 100х100 м., и восстановление нарушенных компонентов окружающей природной среды на указанном земельном участке в соответствии с проектом рекультивации нарушенного земельного участка до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с администрации <данные изъяты> сельского поселения Погарского муниципального района Брянской области в доход государства государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Шамаро В.В.