Гражданское дело № 2-321/2010 года



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

п.г.т. Погар 21 декабря 2010 года

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Шамаро В.В.,

при секретаре Жилиной С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в п.г.т. Погар Брянской области гражданское дело по исковому заявлению прокурора Погарского района Брянской области в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны к <данные изъяты> сельской администрации Погарского района Брянской области о признании действия <данные изъяты> сельской администрации Погарского района Брянской области об отказе Порхоменко Александре Филипповне в постановке на учёт на получение и улучшение жилищных условий незаконными и об обязании <данные изъяты> сельскую администрацию Погарского района Брянской области поставить на учёт Порхоменко Александру Филипповну в качестве нуждающейся в жилом помещении,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Погарского района обратился в суд с иском в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны к <данные изъяты> сельской администрации Погарского района Брянской области о признании действия <данные изъяты> сельской администрации Погарского района Брянской области об отказе Порхоменко Александре Филипповне в постановке на учёт на получение и улучшение жилищных условий незаконными и об обязании <данные изъяты> сельскую администрацию Погарского района Брянской области поставить на учёт Порхоменко Александру Филипповну в качестве нуждающейся в жилом помещении, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Погарского района была проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего предоставление и обеспечение жильём участников Великой Отечественной Войны (ВОВ). В связи, с чем было установлено, что Пархоменко М.С. согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах своей матери Порхоменко А.Ф. вдовы участника ВОВ Порхоменко С.Я. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Гринёвскую сельскую администрацию Погарского района по вопросу постановки матери на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Однако, <данные изъяты> сельской администрацией Погарского района Порхоменко А.Ф. было отказано в удовлетворении заявления

Поводом отказа послужил факт продажи Порхоменко А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ собственного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ указывает на намерение приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В связи с этим, <данные изъяты> сельской администрацией принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об отказе в постановке на учёт на получение и улучшение жилищных условий вдовы участника ВОВ Порхоменко А.Ф.».

Вместе с тем, согласно справке, предоставленной Погарским филиалом ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» за Порхоменко А.Ф. квартир и индивидуальных домовладений в Погарском районе не значится. Квартира, в которой проживает Порхоменко А.Ф. общей площадью 73,6 м^2, согласно свидетельству о государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит племяннику, ФИО5

В соответствии с Указом Президента РФ №714 от 07.05.2008 года « Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» (далее Указ) в редакции Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 года № 30 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, имеющих право на соответствующую социальную поддержку.

С учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 21.12.2009 года № 327 - ФЗ в Федеральный закон - «О ветеранах», обеспечению жильём подлежат все ветераны ВОВ (члены семей) вставшие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 года. Срок завершения процесса обеспечения жильём ветеранов ВОВ в Указе не установлен.

Между тем, решение вопросов о признании граждан нуждающимися в улучшении жилья, а так же постановка на жилищный учёт осуществляет в соответствии с Жилищным кодексом РФ органами местного самоуправления.

Не включение Порхоменко А.Ф. в списки очередников по улучшению жилищных условий способствует ограничению прав и свобод, как вдовы ветерана Великой Отечественной Войны наравне с другими гражданами.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор в праве обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов непосредственно круга лиц.

В своем дополнении к исковому заявлению указывают, что ДД.ММ.ГГГГ Порхоменко А.Ф. совершила сделку купли-продажи с ФИО8 собственного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

Данное обстоятельство было связано с тем, что дом, расположенный по выше указанному адресу, в котором она проживала со своей дочерью Пархоменко М.С. находился в непригодном состоянии (протекала крыша, деревянное покрытие пола пришло в негодность и т.д. в связи с этим требовались денежные средства для его капитального ремонта. Кроме того, Порхоменко А.Ф., человек преклонного возраста (ДД.ММ.ГГГГ года рождения). В связи с этим, у неё часто поднимается артериальное давление. Постоянно требуются медицинские препараты, а также денежные средства для их приобретения.

Таким образом, поводом для продажи своего дома для Порхоменко А.Ф. явились вынужденные жизненные обстоятельства. Намерений со стороны Порхоменко А.Ф. продать дом, с целью включения её в списки очередников по улучшению своих жилищных условий не установлено.

Однако, должностными лицами органов местного самоуправления <данные изъяты> сельская администрации не приняты во внимание вышеуказанные обстоятельства, в связи с чем, принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ за № «Об отказе в постановке на учёт на получение и улучшении жилищных условий вдовы участника ВОВ Порхоменко А.Ф.».

Поводом к этому послужил факт продажи Порхоменко А.Ф. собственного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ указывает на намерение приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающейся в жилом помещении.

В связи с чем, прокурор Погарского района просит признать действия <данные изъяты> сельской администрации Погарского района Брянской области об отказе Порхоменко А.Ф. в постановке на учёт на получение и улучшение жилищных условий незаконными и обязать <данные изъяты> сельскую администрацию Погарского района Брянской области поставить Порхоменко А.Ф. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В судебном заседании истец, представитель прокуратуры Погарского района, помощник прокурора ФИО9 поддержал исковое заявление с учетом внесенных дополнений по изложенным в нём основаниям.

Представитель соистца Порхоменко А.Ф. - Пархоменко М.С. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ поддержала исковое заявление по изложенным в нём основаниям и просила суд требования истца удовлетворить в полном объёме. Пояснив при этом, что она проживает со своей матерью Порхоменко А.Ф. в доме своего родственника ФИО5 по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ её мать совершила сделку купли-продажи с ФИО8 собственного жилого дома в <адрес>. Данное обстоятельство было вызвано тем, что она тяжело больна и ей требуются дорогостоящие лекарства.

Ответчик, представитель <данные изъяты> сельской администрации Погарского района Брянской области ФИО10 с исковыми требованиями согласна частично, при этом указала, что истице было отказано в постановке на учёт на получение и улучшение жилищных условий в связи с имеющимися данными из УФРС о прекращении права собственности Порхоменко А.Ф. собственного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ.

Представители по доверенности в качестве третьего лица администрации Брянской области и Департамента по строительству Брянской области в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, в своем отзыве на исковое заявление считают возможным рассмотреть указанный иск на усмотрение суда.

Свидетели ФИО11 и ФИО12 подтвердили в суде, что Порхоменко А.Ф. продала свой дом в <адрес> ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ за 3000 рублей.

Суд, выслушав стороны, третьих лиц, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", вступивший в силу с 1 января 1995 г., устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в целях создания условий, обеспечивающих их достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Очередные изменения в указанный Закон внесены Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" и Федеральным законом от 18 июля 2009 г. N 186-ФЗ "О внесении изменений в статью 21 Федерального закона "О ветеранах".

В соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: … обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. …Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. … Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Основная цель принятого Федерального закона от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ - уточнение порядка предоставления жилищных гарантий инвалидам Великой Отечественной войны, инвалидам боевых действий, а также членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, участников Великой Отечественной войны, инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий.

Согласно редакции Федерального закона "О ветеранах", действовавшей до вступления в силу рассматриваемых изменений, ветераны Великой Отечественной войны, а также члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на жилищный учет до 1 января 2005 г., должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета, а вставшие на учет после 1 января 2005 г. обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством, т.е. в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

В 2008 году на уровне политического руководства государства принято решение закрыть проблему обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны: к 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне в стране не должно остаться ни одного не обеспеченного жильем ветерана Великой Отечественной войны, принятого на учет нуждающихся в получении жилых помещений до 1 марта 2005 г. В этих целях издан Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", которым поставлена задача до 1 мая 2010 г. завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону "О ветеранах".

Чуть позже в целях финансового обеспечения решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 122-ФЗ, согласно которому в Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" внесены изменения, предусматривающие предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации межбюджетных трансфертов на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г.

Остальные ветераны, вставшие на учет после 1 марта 2005 г., - даты вступления в силу нового Жилищного кодекса Российской Федерации, обеспечиваются жильем в соответствии с новым правовым регулированием, т.е. в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет (при условии признания их в установленном порядке обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы).

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 135-ФЗ увеличена с 22 до 36 квадратных метров норма предоставления жилья для ветеранов Великой Отечественной войны, инвалидов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Именно исходя из указанной нормы и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъекту Российской Федерации должен определяться объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации на указанные цели.

Согласно пункту 6 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и части шестой статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" форма предоставления данной меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации; при этом подпунктом 2 пункта 3 статьи 23.2 и абзацем третьим части третьей статьи 28.2 устанавливалось, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем инвалидов, в том числе инвалидов войны, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на данную меру социальной поддержки, из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 таким органом является Министерство регионального развития Российской Федерации).

Во исполнение предписаний федерального законодателя Администрация Брянской областипостановлением от 21 марта 2008 г. N 255 (в ред. Постановлений Администрация Брянской области от 30.12.2008 N 1294, от 09.07.2009 N 704) утвердила Административный регламентпредоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, согласно пункту 1 которого формой предоставления данной меры социальной поддержки является единовременная субсидия на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на соответствующий год в составе Федерального фонда компенсаций и выделяемых в виде субвенций бюджету Брянской области.

В целях реализации поручений Президента РФ от 12.10.2009 года № ПР - 2731, поручений Правительства РФ от 06.10.2009 года № ВП-П9-5799 и от 19.10.2009 года № ВП-П9-6008, а также поручения Губернатора области № 258-Г Департамент по строительству Брянской области в связи с многочисленными обращениями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и Граждан РФ по отдельным вопросам, связанным с обеспечением жильём ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, Министерство регионального развития РФ в пределах своей компетенции дал разъяснения в части необходимости признания ветеранов ВОВ малоимущими при постановке их на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Исчерпывающий перечень оснований для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Быть признанными нуждающимися в улучшении жилищных условий могут указанные в ст.49 Жилищного кодекса РФ категории граждан. К ним относятся: - малоимущие; иные определённые федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан; иностранные граждане, лица без гражданства в силу прямого указания международного договора.

Таким образом, ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ, подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан определённые Федеральным законом от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

В данном случае необходимость признания указанных категорий граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильём, отсутствует.

Таким образом, правовое регулирование, предпринятое федеральным законодателем в рамках реформирования системы социальной защиты населения, направлено, как следует из содержания статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах" и статьи 28.2 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, на выполнение государством ранее взятых им обязательств по обеспечению жильем инвалидов (в том числе инвалидов Великой Отечественной войны), нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, путем предоставления субъектам Российской Федерации на эти цели субвенций из федерального бюджета.

Кроме того, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 установлен срок выполнения соответствующей обязанности государства в отношении ветеранов Великой Отечественной войны - до 1 мая 2010 года.

Согласно данного Указа Президента Российской Федерации(в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Так же внесены в Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" изменения, исключены из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005 г.".

Судом установлено, согласно удостоверения серии В № выданного УСЗН <адрес> ДД.ММ.ГГГГ Порхоменко Александра Филипповна является женой погибшего ветерана Великой Отечественной Войны (л.д. 31).

Согласно сообщения УПФ РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что основанием для выдачи справки о получении пенсии по утере кормильца Порхоменко А.Ф., проживающей в <адрес> за погибшего мужа Порхоменко С.Я. являются извещение о гибели №.ДД.ММ.ГГГГ года и удостоверение Управления социальной защиты населения Администрации Погарского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ о праве на льготы, установленные для родителей и жён погибших военнослужащих (л.д.29).

Согласно извещение о гибели №.1944 года следует, что Пархоменко Степан Яковлевич был удит ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30).

Согласно уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, выданному Погарским отделом Управления Росреестра по Брянской области, права Порхоменко А.Ф. на имеющиеся у неё объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы (л.д. 20).

Из паспорта Порхоменко Александры Филипповны, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что она была зарегистрирована по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, на данный момент зарегистрирована по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-15).

Согласно заявления от ДД.ММ.ГГГГ Порхоменко А.Ф. обратилась с просьбой в Гринёвскую сельскую администрацию Погарского района, о принятии её и дочери Пархоменко М.С. на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с отсутствием жилого помещения по договору социального найма на праве собственности (л.д. 24).

В связи с поступившим заявлением от Порхоменко А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> сельская администрация Погарского района Брянской области вынесла постановление № «Об отказе в постановке на учёт на получение и улучшение жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны Порхоменко А.Ф.» согласно которого, Порхоменко А.Ф. было отказано в постановке на учёт на получение и улучшение жилищных условий вдовы участника Великой Отечественной войны Порхоменко А.Ф. (л.д. 25).

Согласно справки выданной Бобрикской сельской администрацией Погарского района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Порхоменко А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ рождения проживающая в <адрес> имеет следующий состав семьи: дочь - Пархоменко М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 17).

Согласно справки выданной Бобрикской сельской администрацией Погарского района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Пархоменко М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживающая в <адрес> имеет следующий состав семьи: мать - Порхоменко А.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 17).

Согласно справки № Пархоменко А.Ф. состоит на учете в УСЗН Погарского района как льготополучатель (л.д.18).

На основании справки выданной ГУП «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ № ПГ/23 следует, что за Порхоменко А.Ф. квартир и индивидуальных домовладений в Погарском районе не значится (л.д. 19).

Согласно выписки из единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что Порхоменко А.Ф. являлась правообладателем жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, её право прекращено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

На основании договора найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 (наймодатель) предоставил, а Порхоменка А.Ф. (наниматель) приняла во временное владение и пользование сроком на 12 месяцев квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, для проживания в ней. Указанная квартира принадлежит наймодателю по праву собственности. (л.д. 23).

На основании свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 является собственником трёхкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 22).

Согласно объяснений Пархоменко М.С. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, подтвержденных в судебном заседании, следует, что ДД.ММ.ГГГГ её мать Порхоменко А.Ф. совершила сделку купли-продажи с ФИО8 собственного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Данное обстоятельство было связано с тем, что дом, расположенный по вышеуказанному адресу, в котором она совместно проживала с матерью - Порхоменко А.Ф. находился в непригодном состоянии (протекала крыша, прогнили деревянные полы и т.д.) в связи с этим, требовались денежные средства для его капитального ремонта. Кроме того, её мать человек преклонного возраста (1920 года рождения). В связи с этим, у неё часто поднимается артериальное давление. Постоянно требуются медицинские препараты, а также денежные средства для их приобретения. Она неоднократно в 2010 году обращалась в <данные изъяты> сельскую администрацию по вопросу постановки на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении её матери - Порхоменко А.Ф.

В <данные изъяты> сельской администрацией пояснили, что у её матери Порхоменко А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ прекращено право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, таким образом оснований для постановки на учёт на получение и улучшение жилищных условий, не имеет (л.д. 11, 26).

Согласно объяснений ФИО10 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, подтверденных в судебном заседании, следует, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> сельскую администрацию от имени вдовы участника ВОВ Порхоменко А.Ф. согласно доверенности от ДД.ММ.ГГГГ обратилась её дочь - Пархоменко М.С. с заявлением по вопросу включения в списки очередников на получения и улучшения жилищных условий, предоставив при этом соответствующие документы. В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ Гринёвской сельской администрацией был направлен запрос в Управление Федеральной Регистрационной службы Погарского района по вопросу наличия или отсутствия недвижимого имущества у гр. Порхоменко А.Ф.

24.05.2010 года из Управления Федеральной Регистрационной службы Погарского района были предоставлены сведения, в которых указано, что у гр. Порхоменко А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ прекращено право собственности на объект, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>.

В связи с этим, гр. Порхоменко А.Ф. отказано в постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении (л.д.9-10, 27).

Однако, согласно расписок от ДД.ММ.ГГГГ, имеющихся в деле, следует, что ФИО14 купила дом у Порхоменко А.Ф. ДД.ММ.ГГГГ расположенный по адресу; <адрес>, <адрес>, <адрес> заплатила за него деньги в сумме 3000 (три тысячи) рублей (л.д.12.13).

Согласно справки <данные изъяты> сельской администрации Погарского района Брянской области № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Пархоменко Александра Филипповна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения продала дом ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес>

Согласно выписки из похозяйственной книги № ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> сельского поселения <адрес> Пархоменко Александра Филипповна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Пархоменко Мария Стефановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения проживают по адресу: <адрес>.

Из паспорта ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения следует, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>.

В соответствии с п.13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» прокурор на основании части 1 статьи 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в статье 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.

пе вышеуказанншеуказанное о района ФИО15 с требованием отменить вышеуказанное внесла в соответствии со Согласно п.25 вышеуказанного постановления Пленума, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

В связи с вышеизложенным доводы представителяответчика, <данные изъяты> сельской администрации Погарского района Брянской области ФИО10 о том, что, <данные изъяты> сельская администрация Погарского района при принятии решения об отказе Порхоменко А.Ф. в постановке на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, руководствовалась нормами Федерального Закона применительно к объективной стороне совершённых Порхоменко А.Ф. действий (действия и гражданско-правовая сделка с жилым помещением, совершение которой привело к умышленному отчуждению занимаемого жилого помещения) несостоятельны.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Однако должностными лицами <данные изъяты> сельской администрации Погарского района не приняты во внимание те обстоятельства, что Порхоменко А.Ф. фактически указанный дом продала ФИО8 ДД.ММ.ГГГГ, а так же то, что Порхоменко А.Ф.человек преклонного возраста (1920 года рождения), в связи с этим у неё часто поднимается артериальное давление, постоянно требуются медицинские препараты, а также денежные средства для их приобретения.

Таким образом, поводом для продажи её дома для Порхоменко А.Ф. явились вынужденные жизненные обстоятельства. Намерений со стороны Порхоменко А.Ф. продать дом с целью включения её в списки очередников по улучшению своих жилищных условий судом не установлено.

Более того, Указ Президента РФ,от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" и изменения, исключающие из пункта 1 слова "до 1 мая 2010 г." и "и вставших на учет до 1 марта 2005г.», регламентирующий предоставление и обеспечение жильём участников Великой Отечественной Войны был издан через несколько лет после того, как ФИО16 совершил сделку купли-продажи.

Кроме того, Порхоменко А.Ф.проданный ею дом от государства по социальному найму не получала как вдова умершего участника ВОВ, поэтому суд приходит к выводу о том, что положения статьи 53 ЖК РФ, устанавливающие временной ценз продолжительностью в пять лет со времени отчуждения жилой площади, после чего она могла быть признана нуждающейся в жилом помещении, её нарушены небыли и данные правила на неё распространяться не могут.

Таким образом, в силу представленных и изученных документов, пояснений сторон, установлено, что Порхоменко А.Ф., является вдовой умершего инвалида Великой Отечественной войны, собственного жилья в собственности не имеет, суд приходит к выводу, что она нуждается в улучшении жилищных условий, в связи с чем исковые требования прокурора Погарского района Брянской области в интересах вдовы ветерана Великой Отечественной войны о признании незаконными действия Гринёвской сельской администрации Погарского района Брянской области об отказе в постановке на учёт на получение и улучшение жилищных условий незаконными и об обязании Гринёвскую сельскую администрацию Погарского района Брянской области поставить на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 254 - 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление прокурора Погарского района Брянской области - удовлетворить.

Признать действия <данные изъяты> сельской администрации Погарского района, Брянской области об отказе в постановке Порхоменко Александры Филипповны, проживающей по адресу: <адрес> на учёт на получение и улучшение жилищных условий незаконными.

Обязать <данные изъяты> сельскую администрацию Погарского района Брянской области поставить на учёт Порхоменко Александру Филипповну, вдову ветерана Великой Отечественной войны, в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Брянского областного суда через Погарский районный суд Брянской области в течение 10 дней с момента его оглашения.

Судья Шамаро В.В.