Решение по делу № 2-55/2011



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Погар 12 января 2011 года

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Вороно Е.Н.,

при секретаре Чудмаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Колошко Акулины Антоновны об оспаривании решения общественной жилищной комиссии администрации посёлка Погар Брянской области об отказе в постановке в очередь (на учет) на получение и улучшение жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Колошко А.А. обратилась в суд с настоящим заявлением, указывая на то, что решением общественной жилищной комиссии администрации посёлка Погар Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в регистрации в очереди на получение жилья. При этом, как следует из письма администрации посёлка Погар от ДД.ММ.ГГГГ исх. №, в её адрес, основанием принятия такого решения послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ она зарегистрировалась по месту жительства в доме своей внучки, хотя ранее была зарегистрирована в доме, принадлежащем дочери, членом семьи которой якобы она являлась.

Считает данное решение незаконным и нарушающим её права и законные интересы на получение жилья за счет средств федерального бюджета, поскольку она является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ, после смерти которого, она в повторный брак не вступала, собственного жилья не имеет, в связи с чем, в настоящее время вынуждена проживать в доме своей внучки, членом семьи которой она не является. Указанные обстоятельства послужили основанием её обращения в администрацию п.г.т. Погар с заявлением о постановке её на учет как нуждающейся в жилье.

В связи с этим, просит суд признать незаконным решение общественной жилищной комиссии администрации посёлка Погар Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа в её регистрации в очереди на получение и улучшение жилищных условий при администрации поселка Погар и обязать администрацию посёлка Погар Брянской области поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилья.

Также Колошко А.А. в своем заявлении просила признать незаконным письмо администрации посёлка Погар от ДД.ММ.ГГГГ №, которым заявительнице были дополнительно разъяснены причины принятия в отношении неё оспариваемого решения. От своих требований в этой части заявительница в судебном заседании отказалась, поскольку, как пояснила заявительница, указанное письмо, адресованное ей администрацией поселка Погар, лишь разъясняет ранее принятое в отношении неё решение общественной жилищной комиссии администрации посёлка Погар Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, и не влечет для неё самостоятельные юридические последствия. В остальной части Колошко А.А. поддержала свое заявления по обстоятельствам в нем изложенным, при этом также пояснила, что мотивировка, с которой ей было отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, находится в противоречии с правом каждого гражданина на свободу передвижения и избрания места жительства по своему усмотрению. При этом, принимая оспариваемое решение, комиссия необоснованно посчитала её членом семьи дочери ФИО11, имеющей собственное жилье, поскольку как её дочь, так и внучка ФИО5, в доме которой она в настоящее время зарегистрирована и проживает, имеют собственные семьи, и она к членам их семей не относится. По той причине, что дочери с семьёй

( муж и ребенок инвалид с детства), принадлежащее ей жилое помещение стало необходимо для нужд её семьи, она была вынуждена перейти жить к внучке, которая ей разрешила пожить у себя некоторое время, но не на правах члена семьи.

Представитель администрации посёлка Погар Брянской области по доверенности ФИО6, считая, принятое Общественной жилищной комиссией администрации поселка Погар Брянской области решение об отказе Колошко А.А. в регистрации в очереди на получение и улучшение жилищных условий, законным и обоснованным, с заявлением Колошко А.А. не согласился, при этом пояснил в суде, что основанием к принятию оспариваемого решения послужило то обстоятельство, что заявительница ранее была зарегистрирована в доме, принадлежащем дочери ФИО11, являясь членом семьи собственника жилого помещения, в связи с чем, представленные заявительницей сведения об отсутствии жилья не соответствуют действительности. Просит суд вынести законное и обоснованное решение.

Выслушав заявительницу Колошко А.А., представителя администрации посёлка Погар Брянской области ФИО6, допросив свидетелей и, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела, а именно: паспорта на имя Колошко Акулины Антоновны; справки администрации поселка Погар от ДД.ММ.ГГГГ б/н.; домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес> в п.г.т. Погар; домовой книги для прописки граждан, проживающих в <адрес> в п.г.т. Погар; справки Погарского филиала ГУП технической инвентаризации Брянской области «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ; свидетельства государственной регистрации права, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО11; следует, что Колошко А.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в доме, принадлежащем на праве собственности внучке ФИО5, расположенном по адресу: Брянская область, п.г.т. Погар, <адрес>. В указанном доме также зарегистрированы как проживающие: внучка- ФИО5, муж внучки- ФИО7, их дети: ФИО8 и ФИО9, а также ФИО10 До указанного времени Колошко А.А. была зарегистрирована по адресу: Брянская область, п.г.т. Погар, <адрес>, в доме, принадлежащем дочери- ФИО11

Согласно справки Погарского филиала ГУП технической инвентаризации Брянской области «Брянскоблтехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления Погарского отдела Управления Росреестра по Брянской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, у Колошко А.А. в собственности и на другом праве квартир, индивидуальных домовладений и иных объектов недвижимого имущества, не значится.

Из пенсионного удостоверения №, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Колошко А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что ей с ДД.ММ.ГГГГ назначена пенсия по старости в размере <данные изъяты>.

Согласно удостоверения серии В № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о браке серии ИФ №, удостоверения серии З №, от ДД.ММ.ГГГГ, справки Погарского районного отдела социального обеспечения, справки военного комиссариата Брянской области по Погарскому району от ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельства о смерти серии I-МД № № от ДД.ММ.ГГГГ, Колошко А.А., является вдовой погибшего военнослужащего- участника и инвалида Великой Отечественной войны ФИО2.

Из заявления Колошко А.А. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она обратилась с настоящим заявлением в администрацию поселка Погар о постановке её на учет в качестве нуждающейся в получении жилья как вдовы погибшего военнослужащего-

участника и инвалида Великой Отечественной войны.

Решением общественной жилищной комиссии администрации посёлка Погар Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ №, разъясненным письмом главы администрации поселка Погар, ей было отказано в регистрации в очереди на получение и улучшение жилищных условий при администрации поселка Погар по тому основанию, что она является членом семьи собственника жилого помещения, а также выявления в представленных ею документах сведений не соответствующих действительности об отсутствии жилья.

Вместе с тем суд не может признать данное решение общественной жилищной комиссии администрации посёлка Погар Брянской области в части отказа Колошко Акулине Антоновне в регистрации в очереди на получение и улучшение жилищных условий при администрации поселка Погар законным и обоснованным по следующим основаниям.

В соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещениям муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из ст. 52 ЖК РФ следует, что Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.

С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

Орган, осуществляющий принятие на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения.

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если:

1) не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы;

2) представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;

3) не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.

Решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке.

Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:

4) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Президент Российской Федерации в своем Указе «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» № 714 от 07 мая 2008 года ( в редакции Указа Президента РФ от 09.01.2010 г. № 30) постановил:

1. Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

(в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30)

2. Правительству Российской Федерации:

а) в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

Таким образом, в соответствии с данным указом Президента РФ, вышеуказанные категории лиц имеют право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 г. №5-ФЗ (ред. от 27.07.2010 г.) «О ветеранах» независимо от времени их постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имущественного положения. При этом в силу ФЗ « О ветеранах», обеспечение жильем инвалидов Великой Отечественной войны за счет средств федерального бюджета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Перечисленные данным Законом категории лиц имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз.

При этом ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

Допрошенная в судебном заседании качестве свидетеля ФИО11 показала, что заявительница Колошко А.А., являющаяся её родной матерью, до октября 2010 года была зарегистрирована и проживала вместе с ней в принадлежащем ей доме по адресу: Брянская область, п.г.т. Погар, <адрес>, так как собственного жилья она не имеет. Однако проживала она не как член её семьи, поскольку у неё (ФИО11) имеется своя семья, а именно муж ФИО12 и дочь ФИО3, являющаяся инвалидом 2-ой группы с детства по психическому заболеванию, которые были вынуждены проживать отдельно от неё, поскольку проживание в одном доме её престарелой матери и дочери инвалида невозможно. Однако за дочерью, в силу её заболевания, необходимо осуществлять постоянный уход, с которым её муж один не справляется, в связи с чем, дочь в настоящее время стала проживать с ней, а Колошко А.А. временно стала проживать в доме внучки ФИО5 у которой также имеется своя семья ( муж и дети).

Свидетель ФИО5 показала, что с октября 2010 года она разрешила временно пожить в своем доме бабушке Колошко А.А., которая дальше не могла жить в доме своей дочери ФИО11, так как с последней стала проживать её дочь ФИО3, являющаяся инвалидом 2-ой группы с детства по психическому заболеванию, за которой требуется постоянный уход. Однако проживает Колошко А.А. в её доме не как член семьи, поскольку у неё есть собственная семья ( муж и двое детей).

Как следует из свидетельства о рождении серии 11-МД №№ на имя ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, её родителями являются ФИО12 и ФИО11

Согласно справки МСЭ-016 №, выданной ДД.ММ.ГГГГ Почепским БМСЭ, ФИО3 признана инвалидом 2-ой группы ( инвалид с детства) бессрочно и является полностью нетрудоспособной.

Из вышеизложенного усматривается, что перемена места жительства Колошко А.А. носила вынужденный характер, связанный с невозможностью её, как пожилого человека, совместного проживания с дочерью собственника жилого помещения, являющейся инвалидом с детства. При этом представитель администрации поселка Погар не представил доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что Колошко А.А. является членом семьи ФИО5, напротив, как пояснила в судебном заседании ФИО5, Колошко А.А. членом её семьи не является и совместного хозяйства с ней не ведет, своей пенсией и имуществом она распоряжается самостоятельно, а у ФИО5 имеется своя семья, что также подтвердила и сама заявительница.

Сам же по себе факт проживания в одном доме с его собственником не является бесспорным основанием считать данное лицо членом семьи собственника жилого помещения, если достоверно не установлено ведение ими совместного хозяйства.

Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ (ч.1 ст. 27), а также ст. 1 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, в связи с чем, сам факт перемены заявительницей своего места жительства по причинам, которые к тому же являются уважительными, не может влиять на её права, предусмотренные жилищным законодательством и иными нормативно-правовыми актами, перечисленными выше.

При таких обстоятельствах, учитывая, что заявительница является вдовой погибшего военнослужащего- участника и инвалида Великой Отечественной войны и не обеспечена собственным жильем, а временно проживает в доме своей внучки, членом семьи которой она не является, суд не может признать решение общественной жилищной комиссии администрации посёлка Погар Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Колошко Акулине Антоновне в регистрации в очереди на получение и улучшение жилищных условий при администрации поселка Погар, законным и обоснованным, поскольку оно нарушает жилищные права заявительницы и создает препятствия к их осуществлению, в связи с чем, суд находит заявление ФИО13 подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Колошко Акулины Антоновны удовлетворить.

Признать незаконным решение общественной жилищной комиссии администрации посёлка Погар Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Колошко Акулине Антоновне в регистрации в очереди на получение и улучшение жилищных условий при администрации поселка Погар.

Обязать администрацию посёлка Погар Брянской области поставить Колошко Акулину Антоновну на учет (в очередь) в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и получении жилья, как члена семьи погибшего участника Великой Отечественной войны.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд Брянской области в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья Е.Н. Вороно