Решение по делу № 2-8/2011 о признании права на досрочное назначение пенсии



дело №

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.г.т. Погар 21 января 2011 года

Погарский районный суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Вороно Е.Н.,

при секретаре Чудмаевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Засульского А.Е. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения,

УСТАНОВИЛ:

Засульский А.Е. обратился в суд с настоящим иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области, ссылаясь на то, что он имеет 25 лет специального (медицинского) трудового стажа в льготном исчислении ( 1 год работы за 1 год 6 месяцев), дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность по охране здоровья населения.

При обращении к ответчику ДД.ММ.ГГГГ по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по старости, решением от ДД.ММ.ГГГГ № комиссии УПФ РФ в Погарском муниципальном районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных и льготных прав граждан, ему было отказано в назначении такой пенсии со ссылкой на то, что его специальный трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, на момент обращения, составляет менее требуемых 25 лет.

По мнению истца, ответчик необоснованно не засчитал в специальный трудовой стаж период его работы врачом анестезиологом-реаниматологом Погарского ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, сославшись на то, что ТМО не предусмотрено Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а также, что его работа не протекала ни в одном из структурных подразделений, перечисленных в п.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066.

При этом периоды его медицинской трудовой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществлявшейся в МУЗ «Погарская ЦРБ», ответчик ему засчитал в специальный трудовой стаж не в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, а соответственно в календарном исчислении, а также в соотношении- 1 год работы за 1 год и 3 месяца, с чем он также не согласен и считает, что указанные периоды его трудовой деятельности должны исчисляться в соотношении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев, поскольку начиная с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время он непрерывно работает врачом анестезиологом-реаниматологом в Погарской ЦРБ и в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на льготную пенсию, занимаемая им должность предусматривает льготное исчисление работы по ней в соотношении 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. При этом за весь период его работы в должности анестезиолога-реаниматолога Погарской ЦРБ его функциональные обязанности и условия выполняемой работы не менялись. С применением льготного порядка исчисления в соотношении 1 года за 1 год и 6 месяцев ответчик засчитал ему в стаж только лишь время его работы в вышеуказанной должности с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время, чему послужило формальное издание руководителем лечебного учреждения приказа о создании в Погарской ЦРБ группы анестезиологии-реанимации, впоследствии переименованной в отделение, хотя таковая фактически существовала в больнице и до издания данного приказа, но по непонятным причинам в штатных расписаниях именовалась как блок анестезии-реаниматологии, хотя такого структурного подразделения номенклатурой медицинских должностей и структурных подразделений не предусмотрено.Кроме того, на протяжении всей его трудовой медицинской деятельности в должности врача анестезиолога-реаниматолога, в Погарской ЦРБ имелись палаты реанимации и интенсивной терапии, где он непосредственно и осуществлял свою работу.

С учетом спорных периодов, его трудовой стаж лечебной деятельности, учтенный с применением льготного порядка исчисления, на ДД.ММ.ГГГГ составляет 25 лет.

В связи с этим считает, что ему было необоснованно отказано в назначении трудовой пенсии по старости на льготных условиях и просит суд признать за ним право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения и обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области включить периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную деятельность с применением льготного порядка исчисления в соотношении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, а также назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения за таковой, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании Засульский А.Е. поддержал свои исковые требования по тем же основаниям.

Представители истца ФИО3 и ФИО4 исковые требования своего доверителя также поддержали, приведя аналогичные доводы.

Представители ответчика- Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Погарском муниципальном районе Брянской области по доверенности ФИО5 и ФИО6 иск не признали, поддержав ранее поданные возражения на исковые требования Засульского А.Е., в судебном заседании пояснили, что истцу не может быть засчитан в специальный трудовой стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности врача анестезиолога-реаниматолога Погарского ТМО, так как при исчислении стажа медицинской деятельности по постановлению Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 с применением Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. №2-П работа в ТМО может быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии, если она протекала в одном из структурных подразделений, перечисленных в п.1 Правил, утвержденных постановлением правительства РФ от 22.09.1999 г. (поликлиника, ФАП, медпункт, амбулатории и т.д.). Стационар не перечислен среди структурных подразделений, указанных в п.1 данных Правил.

Также, по мнению представителя ответчика, периоды работы истца в МУЗ «Погарская ЦРБ»: в должности врача- интерна-анестезиолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в должности врача анестезиолога-реаниматолога с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при включении в специальный стаж не могут быть исчислены в льготном порядке в соотношении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, согласно Постановлений: Совмина РСФСР от 06.09.1991 г. №464, Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, которыми были утверждены соответствующие Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, а также Правила исчисления периодов работы, подлежащих зачету в специальный стаж, так как данными нормативными актами предусмотрена возможность зачета в специальный стаж в льготном исчислении в соотношении 1 год работы как 1 год 6 месяцев, работа в должности врача анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии. Вместе с тем в МУЗ Погарская ЦРБ группа анестезиологии-реанимации, в дальнейшем переименованная в отделение, была организована лишь в 2004 году, и только с этого времени работа истца может быть засчитана в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Поскольку без учета периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности врача анестезиолога-реаниматолога Погарского ТМО, не подлежащего включению в специальный трудовой стаж, а также включения других спорных периодов его работы в специальный трудовой стаж, подлежащих исчислению не в соотношении 1 год работы за 1 год 6 месяцев, а в календарном исчислении ( период с с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) и в льготном исчислении, но в соотношении 1 год работы за 1 год 3 месяца (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), то имеющийся у истца специальный стаж составляет менее требуемых 25 лет, в связи с чем, он не приобрел право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на момент своего обращения за таковой, а поэтому просят суд в удовлетворении иска отказать в полном объеме.

Выслушав доводы сторон, допросив свидетелей и, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В силу подпункта 20 п.1 ст. 27 указанного Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно п.2 ст. 27 названного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 наряду со «Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения», утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения», согласно п.п. б п. 5 которых, а также п.2 «Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев», врачам анестезиологам-реаниматологам (врачи анестезиологи-реаниматоры) и среднему медицинскому персоналу отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии,- один год работы в этих должностях и подразделениях засчитывается за один год шесть месяцев.

Указанный льготный порядок исчисления специального стажа перечисленных медицинских работников существовал и в период действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а также в период действия Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066.

Так Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.08.1992 г. и от 22.09.1993 г. №953), было предусмотрено исчисление сроков выслуги (специального трудового стажа) врачам-анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии, в льготном порядке как один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и шесть месяцев.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», также предусмотрено, что врачам-анестезиологам-реаниматологам и среднему медицинскому персоналу отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии в специальный трудовой стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периоды такой работы засчитываются в льготном исчислении- один год работы как один год и шесть месяцев.

Данным Постановлением (п. 3) также установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, а периоды работы после 01 ноября 1999 года,- в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» период работы истца до октября 2002 года может быть исчислен на основании ранее действовавших правовых актов – постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464 и Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Приказом Минздрава СССР от 14.12.1956 года №261-М «Об организации анестезиологических групп» были организованы анестезиологические отделения, группы при хирургических отделениях клинических больниц.

В соответствии с приказом Минздрава СССР от 19.08.1969 года №605 «Об улучшении анестезиолого-реанимационной службы в стране», существующие отделения (группы) анестезиологии в лечебно-профилактических учреждениях реорганизованы в отделения (группы) анестезиологии-реанимации. Этим же приказом предусмотрено создание палат (отделений) реанимации и интенсивной терапии.

Приказом Минздрава СССР от 11.06.1986 года №841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» утверждены «Положение об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения и «Штатные нормативы медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений». Данным приказом была предусмотрена организация работы отделений (групп) анестезиологии-реанимации и палат (отделений) реанимации и интенсивной терапии в соответствии утвержденным Положением ( приложение 1 к Приказу), согласно которого отделение (группа) анестезиологии-реанимации организуется в составе лечебно-профилактического учреждения (п. 1).

С разрешения Министерства здравоохранения союзной республики в составе отделения анестезиологии-реанимации могут организовываться палаты для реанимации и интенсивной терапии в следующих лечебно-профилактических учреждениях: в центральных районных больницах на 200 и более коек при наличии в больнице не менее 60 коек хирургического профиля ( п. 2 ).

Согласно данного Положения основными задачами отделения (группы) являются ( п. 4 ):

- осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей анестезии (наркоза) и региональной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах;

- осуществление комплекса мероприятий по восстановлению и поддержанию нарушенных функций жизненно важных органов, возникших вследствие заболевания, травмы, оперативного вмешательства и др. причин (острая сердечнососудистая недостаточность, травматический шок, кардиогенный шок и др., острые расстройства дыхания, другие расстройства функций жизненно-важных органов и систем, тяжелые отравления- при невозможности госпитализации в соответствующие отделения).

В соответствии с основными задачами отделения (группы) его персонал (п. 5): - определяет наиболее оптимальный метод общей и регионарной анестезии, осуществляет медикаментозную предоперационную подготовку и проведение общей и регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах;

- осуществляет наблюдение за состоянием больных в послеоперационном периоде до стабилизации функций жизненно важных органов;

- проводит по показаниям интенсивную терапию больным в послеоперационных палатах при отсутствии палат реанимации и интенсивной терапии и т.д.

В силу п. 6 Положения, койки палат реанимации и интенсивной терапии не входят в число сметных коек учреждения в связи с тем, что в палатах проводится только реанимация и интенсивная терапия остро возникших состояний, а лечение основного заболевания проводится врачами соответствующих отделений больницы.

В соответствии с Приложением 2 к данному Приказу ( штатные нормативы медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений) при наличии в больнице или родильном доме 75 коек хирургического профиля, а в центральной районной больнице и онкологическом диспансере- 50 коек хирургического профиля, устанавливается не менее одной должности врача анестезиолога-реаниматолога. При этом должности медицинских сестер-анестезистов устанавливаются из расчета 1.5 должности на каждую должность врача анестезиолога-реаниматолога в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии и 2 должности на каждую должность врача анестезиолога-реаниматолога, в лечебно-профилактических учреждениях, не имеющих отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.

Согласно «Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, ( приложение №3 к Приказу Минздрава РФ от 15.10.1999 г. №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения»), правильное наименование должности- врач анестезиолог-реаниматолог.

В соответствии с этим же приказом к врачебному персоналу лечебно-профилактических учреждений относятся и врачи-интерны.

Согласно «Разрядов оплаты труда единой тарифной сетки по должностям работников здравоохранения РФ» ( приложение 1 к постановлению Министерства труда РФ от 17.11.1992 г. №37) оплата труда врача-интерна производится по восьмому разряду.

Письмом Минздравмедпрома от 14.07.1995 года №2510/1835-95-27 дано указание работодателям лечебно-профилактических учреждений о приведении наименований структурных подразделений и должностей и внесение изменений в трудовые книжки работников в строгом соответствии с действующим законодательством.

Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 12.10.1999 года №371 «О списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, и правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет», изданного во исполнение Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года №1066 « Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», было предусмотрено приведение наименования учреждений здравоохранения (структурных подразделений) и должностей медицинских работников в соответствие с номенклатурой учреждений здравоохранения и должностей врачебного и среднего медицинского персонала, а также с действующими штатными нормативами, утвержденными Министерством Здравоохранения РФ.

Из материалов дела усматривается, что согласно диплома на имя Засульского А.Е., последний в 1993 году окончил Курский Государственный медицинский институт по специальности анестезиология-реаниматология и ему присвоена квалификация врача анестезиолога-реаниматолога.

Согласно записям в трудовой книжке Засульского А.Е., а также как следует из его личного дела, заведенного МУЗ «Погарская ЦРБ», истец с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время непрерывно осуществляет трудовую медицинскую деятельность в Погарской ЦРБ, расположенной в поселке городского типа, а именно: на основании приказа Управления <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Погарской ЦРБ Засульский А.Е. был назначен на должность врача-интерна-анестезиолога с ДД.ММ.ГГГГ; на основании приказа Погарской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ Засульский А.Е. был назначен на должность врача анестезиолога-реаниматолога с ДД.ММ.ГГГГ и в данной должности работает по настоящее время.

Согласно справки МУЗ «Погарская ЦРБ», а также актов на уничтожение штатных расписаний от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГг., штатные расписания за период с 1993 г. по 1999 г. в МУЗ «Погарская ЦРБ» не сохранились, так как в соответствии с Приказом Минздрава СССР №493 от 30.05.1974 г. «О введении в действие перечня документов со сроками хранения Министерства СССР, органов, учреждений, организаций и предприятий системы здравоохранения», срок хранения штатных расписаний составляет 10 лет.

Вместе с тем в сохранившихся и представленных в суд штатных расписаниях за период с 2000 года по 2003 год в Погарской ЦРБ значилось структурное подразделение, поименованное как блок анестезии- реанимации, в состав которого входили: врачи анестезиологи-реаниматологи, врачи лаборанты, медсестры анестезисты и лаборанты. При этом по каждой из перечисленных должностей в штатных расписаниях предусматривалось наличие нескольких вакансий (ставок), соответственно: врач анестезиолог-реаниматолог- 4,75 должности; врач-лаборант- 3 должности; медсестра анестезист- 9,5 должности; лаборант- 4,75 должности; санитарка- 4,5 должности.

Не смотря на указание в штатных расписаниях за данный период времени на наличие такого структурного подразделения поименованного как блок анестезии-реанимации, в лицевых счетах Засульского А.Е. указана его должность врач анестезиолог-реаниматолог, но структурное подразделение, в котором он осуществляет работу, поименовано оперблоком, при том, что оперблок в этих же штатных расписаниях также указан как обособленное структурное подразделение.

Приказом МУЗ «Погарская ЦРБ» от 30.01. 2004 года №9, изданного во исполнение приказа Министерства Здравоохранения СССР №841 от 11.06.1986 г. « О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению», в МУЗ «Погарская ЦРБ» с 01.01.2004 года организована группа анестезиологии- реанимации, старшим группы назначен врач анестезиолог-реаниматолог Засульский А.Е.

В соответствии с приказом МУЗ «Погарская ЦРБ» №28 от 18.02.2004 г., изданном во исполнение приказа Министерства Здравоохранения РФ №337 от 27.08.1999 г. «О номенклатуре специальностей и учреждений здравоохранения Российской федерации» и ранее изданного приказа «Об открытии группы анестезилогии-реаниматологии» отделу кадров поручено внести соответствующие записи в трудовые книжки работникам группы анестезиологии-реаниматологии.

Вместе с тем согласно приказа Погарского ТМО от ДД.ММ.ГГГГ без номера, Засульский А.Е. был назначен старшим анестезиологической группы еще с ДД.ММ.ГГГГ, то есть до издания официального приказа об организации группы анестезиологии-реаниматологии.

Приказом МУЗ «Погарская ЦРБ» № 44 от 31.05.2007 г. группа анестезиологии- реанимации переименована в отделение анестезиологии-реанимации с 01.01.2007 г. Этим же приказом заведующим отделением назначен врач анестезиолог-реаниматолог Засульский А.Е.

Однако в штатных расписаниях МУЗ «Погарская ЦРБ» за период с 2004 г. по 2008 г. значится структурное подразделение группа анестезиологии-реанимации, и только с 2009 года- отделение анестезиологии-реанимации.

Из справки МУЗ «Погарская ЦРБ» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Засульский А.Е. работает в МУЗ «Погарская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в должности врача анестезиолога-реаниматолога и на протяжении указанного периода времени его должностные обязанности не изменялись.

Действительно, из сопоставления должностных инструкций врача анестезиолога-реаниматолога и Положения об отделении анестезиологии-реанимации (принятом в соответствии с приказом Министерством Здравоохранения СССР от 11.06.1986 г. №841), утвержденного Главным врачом МУЗ «Погарская ЦРБ», усматриваются аналогичные трудовые функции на протяжении всего периода времени работы истца, как до 2004 года ( до организации группы анестезиологии-реанимации), так и после 2004 года, поскольку за весь период трудовой деятельности в обязанности Засульского А.Е. как врача анестезиолога-реаниматолога входило: обеспечение надлежащего уровня специального предоперационного обследования больных, проведение общего обезболивания и оказания реанимационной помощи нуждающимся больным; назначать вид обезболивания с учетом состояния больного, особенностей оперативного вмешательства, или специального метода исследования; нести дежурства в лечебно-профилактическом учреждении только в качестве анестезиолога-реаниматолога по своему основному графику или в порядке совместительства (заместительства); и.т.д.

Согласно справки МУЗ «Погарская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ № Засульскому А.Е. как врачу анестезиологу-реаниматологу за период с 1993 г. и по настоящее время предоставляется ежегодный дополнительный отпуск продолжительностью 14 календарных дней, а также производится доплата в размере 15 % тарифной ставки (оклада) за работу во вредных условиях труда.

Согласно же Приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 г. №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», указанная надбавка, а также дополнительный оплачиваемый отпуск предусмотрены для работников отделений (групп) анестезиологии-реанимации (п. 1.11 Приложения 2).

Указанные обстоятельства также подтверждаются лицевыми счетами Засульского А.Е. из которых усматривается, что ему производилась доплата к заработной плате в указанном размере за работу во вредных условиях труда как до 2004 года (до издания приказа об организации группы анестезиологии-реанимации), так и после 2004 года.

Как следует из справки МУЗ «Погарская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, Засульский А.Е. в период с 1993 года по настоящее время непрерывно работает в должности врача анестезиолога-реаниматолога МУЗ «Погарская ЦРБ» более чем на 1 ставку. Согласно этой же справки, табеля учета рабочего времени за период по 2006 год не сохранились, так как срок хранения указанных документов, в соответствии с п. 196 Приказа Минздрава СССР от 30.05.1974 г., составляет 3 года.

Из справки Погарской ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в период с 1993 года по настоящее время наряду с Засульским А.Е. в должности врачей анестезиологов-реаниматологов в Погарской ЦРБ также работали:

-ФИО7- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 3 ставки;

-ФИО8- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 2 ставки;

-ФИО9- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 2 ставки;

-ФИО10- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 2 ставки;

-ФИО11- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 2 ставки

-ФИО12- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 2 ставки;

-ФИО13- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- 2 ставки.

Допрошенные в качестве свидетелей должностные лица МУЗ «Погарской

ЦРБ», а именно: заместитель главного врача по поликлинике ФИО14, начальник отдела кадров ФИО15, заместитель главного врача по экономике ФИО16, заместитель главного врача по лечебной работе ФИО17, заведующий хирургическим отделением ФИО18 в судебном заседании также подтвердили тот факт, что на протяжении всей трудовой деятельности Засульского А.Е. в должности врача анестезиолога-реаниматолога, его функциональные обязанности, характер и условия, выполняемой трудовой функции, оставались неизменными, поскольку истец как до издания приказа об организации группы анестезиологии-реанимации, так и после оказывал анестезиологическую и реанимационную помощь в палатах реанимации всем больным в ней нуждающимся, независимо от того в каком отделении ЦРБ они проходили лечение. При этом в его непосредственном подчинении и распоряжении, в целях осуществления им своих трудовых обязанностей, находились соответствующий средний и младший медперсонал.

В соответствии же с правовой позицией, сформированной в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ №25 от 20.12.2005 г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» ( пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Анализируя установленные судом обстоятельства и нормы закона, подлежащие применению к возникшим правоотношениям, суд приходит к выводу, что, не смотря на имеющиеся разночтения, в представленных МУЗ «Погарская ЦРБ», документах относительно наименования структурного подразделения в котором осуществлял свою трудовую деятельность Засульский А.Е. в период до 2004 года (согласно штатных расписаний- блок анестезиологии-реанимации, а согласно лицевых счетов работника- операционный блок) фактически трудовая деятельность истца в Погарской ЦРБ до 2004 года протекала в составе группы анестезиологии-реанимации, работники которой были связаны едиными целями и задачами по оказанию больным реанимационной и анестезиологической помощи.

К такому выводу суд приходит потому, что, как установлено в судебном заседании, в течение всей работы истца в должности врача анестезиолога-реаниматолога его трудовая функция не изменялась, истец выполнял такие же функциональные обязанности как и после издания соответствующего приказа об организации группы анестезиологии-реанимации на основании единой должностной инструкции, действовавшей как до 2004 года, так и после. Новая должностная инструкции врача анестезиолога-реаниматолога была разработана в Погарской ЦРБ только лишь после переименования группы анестезиологии-реанимации в отделение на основании соответствующего положения об отделении. При этом по сравнению с прежней должностной инструкцией функциональные обязанности не претерпели изменений. Кроме того Засульский А.Е. как врач анестезиолог-реаниматолог на протяжении всей своей трудовой деятельности, то есть как до 2004 года, так и после, получал дополнительную надбавку к заработной плате по занимаемой должности в размере 15% за вредные условия труда и дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 14 рабочих дней за работу во вредных условиях труда. При этом указанные же льготы, как было отмечено выше, в соответствии с Приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 г. №377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», предусматривались именно для работников отделений (групп) анестезиологии-реанимации. Более того, согласно штатным расписаниям Погарской ЦРБ за период до 2004 года, блок анестезиологии-реанимации предусматривал наличие нескольких должностей врача анестезиолога-реаниматолога, а также среднего и младшего медицинского персонала, и на протяжении указанного периода времени наряду с Засульским А.Е. в штат постоянно входили и другие врачи анестезиологи-реаниматологи.

В этой связи, суд также приходит к выводу, что в нарушение

Приказа Минздрава СССР от 11.06.1986 года №841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению»,

Приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 г. №377 «Об утверждения Положения об оплате труда работников здравоохранения», Письма Минздравмедпрома от 14.07.1995 года №2510/1835-95-27 и Приказа Министерства Здравоохранения РФ от 12.10.1999 года №371 «О списке должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет, и правилах исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет» работодатель (МУЗ «Погарская ЦРБ») произвольно, не в соответствии с требованиями данных нормативных актов, именовал структурное подразделение в котором работал истец до 2004 года, поскольку ни одним из перечисленных нормативных документов не предусмотрено наименование такого структурного подразделения, как блок анестезии-реаниматологии, а содержится наименование структурного подразделения- группа (отделение) анестезиологии-реанимации. Вины же истца в неправильном (не в соответствии с ведомственными документами) наименовании работодателем структурного подразделения в котором он работал, не имеется.

При таких обстоятельствах, суд считает, что расхождение в наименовании структурного подразделения с утвержденным перечнем носит формальный характер и не может являться основанием для ограничения пенсионных прав истца, в том числе права на льготное исчисление трудового стажа, не может являться таковым и формальное, но несвоевременное, в нарушение ведомственных документов, издание работодателем приказа об организации группы анестезиологии-реанимации, при том, выполняемая трудовая функция и условия труда истца не претерпели изменения, поскольку данным приказом фактически было лишь подтверждено наличие группы анестезиологии-реанимации в ЦРБ, так как ранее изданным приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ Засульский А.Е. уже был назначен старшим анестезиологической группы.

Кроме того, как следует из смысла перечисленных выше норм закона, регламентирующих вопросы пенсионного обеспечения данной категории медицинских работников, само по себе не имеет безусловного и определяющего правового значения наименование структурного подразделения, в котором истец осуществлял лечебную деятельность, поскольку это обстоятельство само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности истца и не свидетельствует о существовании таких различий.

Также следует учитывать, что понятие блок ( операционный блок) это комплекс специально оборудованных помещений, предназначенный для проведения хирургических операций, то есть является лишь материальной единицей и не несет в себе функции административного характера.

Кроме того, согласно письму Управления здравоохранения исполнительного комитета Брянского областного совета народных депутатов от 23.04.1990 г. № 10/6, адресованному Погарской ЦРБ, письмом Министерства здравоохранения РСФСР от 13.04.1990 г. № 25-11/27-332 в Погарской ЦРБ разрешена организация палат для реанимации и интенсивной терапии на 6 коек в пределах утвержденного фонда заработной платы, с утверждением штата в пределах нормативов, установленных приказом Министерства Здравоохранения от 11.07.1986 г. №841.

Согласно справки МУЗ «Погарская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ №, в операционном блоке Погарской ЦРБ до 2004 года имелись и функционировали две реанимационные палаты с двумя реанимационными койками в палате, одной послеоперационной койкой и одной койкой послеоперационного пробуждения. После открытия группы анестезиологии-реанимации ДД.ММ.ГГГГ, а затем её переименования в отделение, количество коек не изменялось. С ДД.ММ.ГГГГ организовано реанимационное отделение на 4 койки.

Из данной справки также следует, что врачам анестезиологам-реаниматологам установлена сокращенная продолжительность рабочего времени- 38,5 часов в неделю. При этом одной ставке врача анестезиолога-реаниматолога соответствует 6 часов 30 минут рабочего времени в день.

То обстоятельство, что в Погарской ЦРБ до 2004 года ( до организации группы анестезиологии-реанимации) существовали палаты реанимации и интенсивной терапии, поименованные в ЦРБ реанимационными палатами, объективно подтверждается формами №30 годовых отчетов МУЗ «Погарской ЦРБ» выборочно обозревавшихся судом за период с 1992 г. по 2004 г., в которых в сведениях о лечебно-профилактическом учреждении имеется указание о наличии в ЦРБ шести реанимационных коек.

При этом, как следует из информации МУЗ «Погарская ЦРБ» о наличии коечного фонда по годам, за период с 1993 г. по 2004 г. в Погарской ЦРБ имелось в наличии более 340 коек, в том числе 105 коек хирургического профиля. При этом, как следует из этой же информации, после 2005 года коечный фонд, в том числе хирургического профиля, неизменно только уменьшался.

В соответствии же с Приказом Минздрава СССР от 11.06.1986 года №841 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» палаты для реанимации и интенсивной терапии могут организовываться с разрешения Министерства здравоохранения союзной республики в составе отделения (группы) анестезиологии-реанимации в центральных районных больницах на 200 и более коек при наличии в больнице не менее 60 коек хирургического профиля.

Из этого следует, что истец в спорные периоды времени также осуществлял свою работу в палатах реанимации и интенсивной терапии, что в соответствии как с Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 года № 464, так и с Постановлениями Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 и от 22.09.1999 года №1066, дает ему право на льготное исчисление трудового стажа из расчета 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

Также суд находит несостоятельными доводы представителей ответчика относительно того, что истцу не может быть засчитан в специальный трудовой стаж период его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности врача анестезиолога-реаниматолога Погарского ТМО, в связи со следующим.

Согласно списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781, действующего с 14.11.2002 года по настоящее время (Приложение №2 (3), работа в ТМО (территориально-медицинское объединение) засчитывается в специальный стаж, если такая работа протекала в лечебно-профилактическом структурном подразделении ТМО (больница, участковая больница, поликлиника, ФАП, медпункт, амбулатория, женская консультация и т.д.).

Согласно «Списка должностей и учреждений …», утвержденных как в 1999 году, так и в 2002 году, врачи-специалисты всех наименований, в том числе районных больниц, осуществляющих медицинскую деятельность, входят в список должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

В пункте 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность, по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 г. №449), предусмотрено, что в стаж работы засчитывается в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей … лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. При этом наличие в наименовании указных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Согласно же п.6 этих же Правил, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений.

Согласно Устава муниципального учреждения здравоохранения «Погарское территориально-медицинское объединение», утвержденного Главой администрации Погарского района от ДД.ММ.ГГГГ- МУЗ Погарское ТМО является некоммерческой организацией, финансируемой полностью или частично за счет средств бюджета на основании сметы.

Согласно п. 1.7 данного Устава, Погарская ЦРБ является обособленным подразделением МУЗ Погарское ТМО.

Из справки МУЗ «Погарская ЦРБ» следует, что на основании приказа Департамента Здравоохранения Брянской области №81 от 14.03.1991 года Погарская Центральная районная больница была переименована в Погарское территориальное медицинское объединение (ТМО), а на основании решения администрации Погарского района Брянской области №293 от 29.08.2000 года Погарское ТМО переименовано в МУЗ «Погарская ЦРБ» с оставлением прежней цели и предмета деятельности переименованного учреждения.

Данные обстоятельства подтверждаются сопоставлением соответствующих положений Уставов МУЗ «Погарское ТМО» и МУЗ «Погарская ЦРБ», а также свидетельством о государственной регистрации (перерегистрации) МУЗ «Погарская ЦРБ», произведенной на основании Постановления администрации Погарского района от ДД.ММ.ГГГГ №.

Как усматривается из должностной инструкции врача- анестезиолога-реаниматолога функциональные обязанности, права и ответственность по указанной врачебной должности при переименовании данного медицинского учреждения изменений не претерпели.

Из этого следует, что истец свою медицинскую деятельность в спорный период осуществлял в больнице, являющейся структурным подразделением МУЗ «Погарское ТМО», предусмотренной соответствующими списками.

Таким образом, с учетом изложенного, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, то есть на момент обращения Засульского А.Е. с заявлением в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области по вопросу досрочного назначения трудовой пенсии по страсти, его специальный трудовой стаж, связанный с занятием лечебной деятельностью, с учетом спорных периодов трудовой деятельности, подлежащих зачету в льготном исчислении, составил более требуемых 25 лет.

В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ (в ред. от 03.06.2006 г.) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Судом установлено ( копия заявления Засульского А.Е. от ДД.ММ.ГГГГ), и это не оспаривается сторонами, что Засульский А.Е. обратился в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ, и он не подпадает под действие положений п. 4 ст. 19 Федерального Закона от 17.12.2001 г. №173-Ф3, то такая пенсия ему должна быть назначена с ДД.ММ.ГГГГ, то есть момента его обращения за указанной пенсией.

Другие периоды трудовой деятельности истца ответчиком под сомнение не ставятся и не оспариваются.

При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования Засульского А.Е. обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В связи с этим также в пользу Засульского А.Е. с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе <адрес> в силу ст.ст. 98, 100 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд, в размере 200 рублей, а также расходы на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей, поскольку указанные расходы, понесенные истцом по рассматриваемому делу, подтверждаются соответствующими квитанциями на оплату государственной пошлины и услуг представителя по делу, а также договором возмездного оказания юридических услуг. При этом суд оставляет без удовлетворения ходатайство ответчика об уменьшении размера данных расходов, подлежащих взысканию, до 1000 рублей, поскольку с учетом характера, объема и сложности, рассматриваемого дела, а также степени участия представителя по делу, значимости для истца нарушенного права, за восстановлением которого он обратился в суд, указанные расходы являются разумными и соразмерными. Ответчик же в своем ходатайстве не представил каких-либо убедительных доводов и доказательств, позволяющих судить о его имущественном положении как о неблагоприятном.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление Засульского А.Е. удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области засчитать Засульскому А.Е. в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную деятельность, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального Закона РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» следующие периоды:

- период работы врачом интерном-анестезиологом в МУЗ «Погарской ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении в соотношении 1 год работы за 1 год 6 месяцев;

- период работы врачом анестезиологом-реаниматологом в МУЗ «Погарской ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении в соотношении 1 год работы за 1 год 6 месяцев;

- период работы врачом анестезиологом-реаниматологом в Погарском ТМО с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении в соотношении 1 год работы за 1 год 6 месяцев;

- период работы врачом анестезиологом-реаниматологом в МУЗ «Погарской ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении в соотношении 1 год работы за 1 год 6 месяцев;

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области досрочно назначить и выплачивать Засульскому А.Е. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, то есть со дня его обращения в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области за указанной пенсией.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Погарском муниципальном районе Брянской области в пользу Засульского А.Е. судебные расходы, связанные с оплатой услуг представителя по делу в размере 10000 (десяти) тысяч рублей и уплатой государственной пошлины при подаче искового заявления в суд в размере 200 (двести) рублей, а всего взыскать 10200 (десять тысяч двести) рублей.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Погарский районный суд Брянской области в течение 10 дней с момента вынесения мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 26.01.2011 года.

Судья Е.Н. Вороно