Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2-409
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2010 г. г. Подпорожье
Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Устюжиной Н.И.
При секретаре Осиповой Н.Н.
С участием помощника Подпорожской городской прокуратуры Ортяшовой О.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подпорожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» об обязании организовать обустройство санкционированного места массового отдыха населения на Онежском озере в месте, расположенном напротив домов 9 и 10 по Онежской набережной для безопасного купания,
У С Т А Н О В И Л:
Подпорожский городской прокурор, в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» об обязании Администрации МО ««Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» организовать обустройство санкционированного места массового отдыха населения на Онежском озере в месте, расположенном напротив домов 9 и 10 по Онежской набережной для безопасного купания.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проверки исполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязательств по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья было установлено, что на территории Вознесенского городского поселения пляжи, как объекты массового отдыха граждан, оборудованные в соответствии с требованиями нормативных документов, отсутствуют.
В поселке имеется несколько «диких» пляжей, ни один из них не может считаться безопасным для плавания и купания населения.
Исторически сложившимся местом для массового отдыха, купания на Онежском озере, является место, расположенное напротив домов 9 и 10 по Онежской набережной п. Вознесенье, условное название данного места – «Важинская пристань».
В соответствии с п.п. 15, 26 ч.1 ст. 14 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г., к вопросам местного значения поселения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Данные полномочия поселения отражены также в Уставе МО «Вознесенское городское поселение».
Согласно ст. 25 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области водных отношений относится утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах.
В силу ст. 27 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Правилами охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области, утвержденными постановлением Правительства Ленинградской области от 29.12.2007 г. № 352, пляж определен, как санкционированное место массового отдыха людей на водном объекте, состоящее на учете в территориальном органе Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ленинградской области.
В соответствии с п. 1.3. Правил, места для купания, массового отдыха устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.
Согласно п. 2.3 Правил, открытие и эксплуатация пляжа без разрешения на его пользование, выданного территориальным органом Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ленинградской области и согласования с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, запрещается.
В судебном заседании помощник Подпорожского городского прокурора Ортяшова О.В. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ изменила предмет иска, просит суд обязать администрацию муниципального образования «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» организовать санкционированное место массового отдыха населения поселения для безопасного купания на Онежском озере по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Определением от 23.09.2010 года производство по делу по иску Подпорожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в части организации места для купания на Онежском озере в месте, расположенном напротив домов 9 и 10 по Онежской набережной п. Вознесенье прекращено.
Определением от 23.09.2010 года к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены:
-Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ленинградской области и
- Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области.
Представитель ответчика - Марков Ф.В., глава администрации МО «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниицпального района Ленинградской области» исковые требования не признал по тем основаниям, что на берегу Онежского озера обустроить пляж невозможно, поскольку весь берег находится в частном владении граждан, кроме того, на территории Вознесенского городского поселения имеются и другие водные объекты – река Свирь, Юксовское озеро, Обводный канал Онежского озера Мариинской системы. Согласно п. п. 17, 26 Устава муниципального образования «Вознесенское городское поселение» администрация обязана организовать места для безопасного отдыха граждан, в том числе на водных объектах, в обязанности администрации входит запретить или нет купание, выход на лед. Нигде, в том числе в ФЗ-131 не сказано, что администрация обязана организовать место для безопасного купания граждан. Кроме то, полагает, что администрация поселения – это исполнительный орган, если Совет депутатов обяжет администрацию организовать место для безопасного купания и выделит на это денежные средства, то администрация это сделает.
Третье лицо в лице начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Лодейнопольском и Подпорожском районах Филиппова Л.А. просит рассмотреть дело в её отсутствие.
Третье лицо в лице начальника Подпорожского участка Центра ГИМС МЧС России по Ленинградской области Григорьев С.А. просит рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как видно из дела, в ходе проведения Подпорожской городской прокуратуры проверки исполнения органами местного самоуправления возложенных на них обязательств по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья было установлено, что на территории Вознесенского городского поселения пляжи, как объекты массового отдыха граждан, оборудованные в соответствии с требованиями нормативных документов, отсутствуют, что не оспаривается ответчиком.
Из письма Подпорожского отделения Центра ГИМС МЧС России по Ленинградской области от 30.07.2010 г. следует, что в органы местного самоуправления в период 2009 – 2010 г.г. рассылались письма – рекомендации по обеспечению безопасности людей на водных объектах и созданию аварийно – спасательных формирований. Рекомендовано выставление аншлагов с надписью «Купание запрещено!». Не допускать купания граждан в местах несанкционированного отдыха на водоёмах. Органы местного самоуправления в период 2009 – 2010 г.г. за разрешением на пользование пляжем, мест для купания не обращались.
Как видно из письма ОВД по Подпорожскому району Ленинградской области от 30.07.2010 г. на водоемах Подпорожского района погибло в 2008 году- 6 человек, в 2009 году – 8 человек, в 2010 году – 4 человека.
Из письма Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области в Лодейнопольском и Подпорожском районах от 30.07.2010 г. следует, что в Подпорожском районе ни в одном из пяти поселений не оборудованы места массового отдыха населения (пляжи) в зонах рекреации водных объектов в летний период. Ежегодно в адрес глав Администраций направляются письма с предложениями по включению в бюджет расходов на обустройство и оборудование мест массового отдыха в зонах рекреации водных объектов. Заявлений от органов местного самоуправления на использование водных объектов в целях купания не поступало.
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального Закона Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктами 17, 25, 26 статьи 3 Устава МО «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», утвержденного решением Совета депутатов МО «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» № 217 от 1 июня 2009 года, к вопросам местного значения поселения относятся:
- создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
- осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Полномочия органов местного самоуправления в данной области являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно ч.3 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах.
В соответствии с Постановления Правительства Ленинградской области №352 от 29.12.2007 г. «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области» пляж определен как санкционированное место массового отдыха людей на водном объекте, состоящее на учете в территориальном органе Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ленинградской области.
В силу п. 1.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области места для купания, массового отдыха устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию со специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 2.3 Правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области, открытие и эксплуатация пляжа без разрешения на его пользование, выданного территориальным органом Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России по Ленинградской области, и согласования с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области, запрещается.
Как следует из ст. 1 Федерального закона РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения это - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
Деятельность органов местного самоуправления, в соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды», должна осуществляться на принципах соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и ответственности органов местного самоуправления за соблюдение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В результате сложившейся ситуации нарушаются права граждан на безопасность на водных объектах, сохранение жизни, здоровья и имущества, в связи с чем исковые требования Подпорожского городского прокурора, заявленные в защиту неопределенного круга лиц в части об обязании Администрации МО ««Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» определить место организованного отдыха граждан для безопасного купания у воды в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ленинградской области № 352 от 29..12.2007 года «Об утверждении правил охраны жизни людей на водоемах объектов Ленинградской области» подлежит удовлетворению.
Доводы представителя ответчика Маркова Ф.В. о том, что иск должен быть предъявлен непосредственно к Совету депутатов муниципального образования «Вознесенское городское поселение» суд находит несостоятельными. В соответствии со ст. 48 Устава МО «Вознесенское городское поселение» администрация- исполнительно-распорядительный орган поселения, который наделяется в соответствии с настоящим уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами. К вопросам местного значения поселения, в соответствии со ст. 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья. Таким образом, ответчиком по делу является администрация МО «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области».
Доказательств того, что на водных объектах, расположенных на территории МО «Вознесенское городское поселение» отсутствуют места, пригодные для использования организованного отдыха граждан для безопасного купания, ответчиком не представлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Подпорожского городского прокурора удовлетворить частично.
Обязать администрацию МО «Вознесенское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» определить место организованного отдыха граждан для безопасного купания у воды в соответствии с требованиями Постановления Правительства Ленинградской области № 352 от 29.12.2007 года «Об утверждении правил охраны жизни людей на водных объектах Ленинградской области».
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней.
Судья