Дело № 2-384/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации « 4 » июля 2011 г. г. Подпорожье Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи О.Н. Синявиной, при секретаре Цветковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Подпорожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» об обязании ликвидировать свалку бытового мусора по адресу: <адрес>, УСТАНОВИЛ : Подпорожский городской прокурор в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» об обязании ликвидировать свалку бытового мусора по адресу: <адрес>, ссылаясь на то, что в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий по проверке территории выявлена несанкционированная свалка бытового мусора в <адрес>. Свалка образовалась в результате жизнедеятельности населения ближайших жилых домов, площадь свалки около 10 кв.м, состав отходов – полиэтиленовая пленка, отходы из жилищ несортированные, полиэтиленовые пакеты с бытовым мусором, стеклянные и пластиковые бутылки, класс опасности отходов – IV, V, общий объем отходов около 5 куб.м. Существующая свалка не обеспечена мероприятиями, предотвращающими загрязнение природной среды, что может повлечь загрязнение атмосферного воздуха, поверхностных и грунтовых вод, почвы. В случае если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, на территории которых эти отходы находятся. Указанная свалка отходов находится на территории МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области». Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей Администрацией МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории Подпорожского городского поселения Подпорожского муниципального района Ленинградской области, негативно влияет на состояние окружающей среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит обязать Администрацию МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, расположенную в <адрес>. В судебном заседании помощник Подпорожского городского прокурора Ортяшова О.В. исковые требования поддержала, подтвердив доводы, указанные в исковом заявлении. Просит обязать Администрацию МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, расположенную в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Представитель ответчика Администрации МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» Халов Д.В. исковые требования не признал и пояснил, что Администрацией организован вывоз мусора. Граждане сваливают мусор в указанном месте, собственник отходов неизвестен. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право на благоприятную окружающую среду является одним из основных субъективных прав человека и гражданина. Согласно ч.1 ст. 11 Закона Российской Федерации «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде. На основании ч.2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности. Целями охраны земель являются: 1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности; 2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. В силу ч.1, 6 ст. 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Согласно ч.1 ст. 13 Земельного Кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель. В силу ч.1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. В соответствии с ч.1 ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником Подпорожского городского прокурора Ортяшовой О.В., помощником Подпорожского городского прокурора Степановым С.А., с участием государственного инспектора Ленинградской области по охране природы Шипиль Л.Г. проведено обследование территории МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» с целью выявления мест несанкционированного размещения отходов, в ходе которого установлено: на территории МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» <адрес>, расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Площадь свалки около 10 кв.м, состав отходов – полиэтиленовая пленка, отходы из жилищ несортированные, полиэтиленовые пакеты с бытовым мусором, стеклянные и пластиковые бутылки, класс опасности отходов – IV, V, общий объем отходов около 5 куб.м. Свалка образовалась в результате несанкционированного размещения твердых бытовых отходов населением ближайших жилых домов. Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.5), фотоматериалами (л.д.6-13). Таким образом, складирование отходов на данной свалке не только не отвечает экологическим, санитарным нормам и требованиям, но и представляет собой экологическую опасность. Анализируя представленные доказательства, суд приходит к выводу, что несанкционированная свалка твердых бытовых отходов в <адрес>, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» одним из принципов охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. Из п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу ч.2 ст. 18 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. В соответствии с п.1.2 Санитарных правил содержания территорий населенных мест (СанПиН 42-128-4690-88), утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от 5.08.1988г., система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Межгосударственным стандартом ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенным в действие с 01.07.2002 года, установлены термины и определения основных понятий, необходимых для регулирования, организации, проведения работ, а также нормативно-методического обеспечения при обращении с отходами, а именно: отходы потребления: Остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации (п.3.12); бытовые отходы: Отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения (п.3.21); собственник отходов: Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Примечание - Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся. (п.7.8); ликвидация отходов: Деятельность, связанная с комплексом документированных организационно-технологических процедур по утилизации обезвреженных отходов и сбросов, для получения вторичного сырья, полезной продукции и/или уничтожения и захоронения неиспользуемых в настоящее время опасных и других отходов (п.5.17). Судом установлено, что территория в <адрес>, на которой расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, является территорией МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области». Несанкционированная свалка твердых бытовых отходов на указанной территории образована в результате жизнедеятельности населения. Вывоз твердых бытовых отходов с данной свалки не осуществляется. Собственник отходов не установлен. Данный факт ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспорен. Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что Администрация МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» обязана произвести ликвидацию несанкционированной свалки твердых бытовых отходов в <адрес>. При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Подпорожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» об обязании ликвидировать свалку бытового мусра в <адрес> законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, срок исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ суд считает разумным и достаточным для исполнения требований закона. Руководствуясь ст.ст.194, 198 ГПК Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования Подпорожского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» об обязании ликвидировать свалку бытового мусора по адресу: <адрес> удовлетворить. Обязать Администрацию МО «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора в <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Подпорожский городской суд. Председательствующий О.Н.Синявина Решение окончательной форме изготовлено 11 июля 2011 г.