Дело № 2-383/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Подпорожье Ленинградской области 24 августа 2011 года Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карловой С.В., при секретаре Неёловой Л.Ю., с участием: представителя истца – помощника прокурора города Подпорожье Ленинградской области Фирсаковой Н.О., представителей ответчиков – Халова Д.В., на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Веклича В.М, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Подпорожье Ленинградской области в интересах неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», Муниципальному унитарному предприятию «Подпорожские коммунальные системы» об обязании провести подготовительные мероприятия к пожароопасному периоду, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Подпорожья Ленинградской области в интересах неопределённого круга лиц в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», МУП «Подпорожские коммунальные системы» об обязании провести подготовительные мероприятия к пожароопасному периоду в срок до 30 сентября 2011 года, со следующими требованиями (с учётом поданных в ходе судебного разбирательства изменениями от 18 августа 2011 года): · Удалить несанкционированные частные хозяйственные постройки, расположенные по адресу: Ленинградская область, город Подпорожье, улица Садовая, протяжённостью 100 метров от дома № 34 до дома № 36 вдоль жилых домов со стороны лесного массива. · Установить противопожарный разрыв на всей протяжённости границы жилых домов с лесным массивом по адресу: Ленинградская область, улица Садовая от дома № 34 до дома № 36, протяжённостью 100 метров вдоль жилых домов со стороны ленного массива. · Установить указатели пожарных гидрантов, а также указатели направления движения к ним по адресу: Ленинградская область, город Подпорожье, по улице Садовая, у дома № 33. · Установить указатели направления движения к гидранту, расположенному по адресу: Ленинградская область, город Подпорожье, улица Парковая, дом 1. В обоснование указывает, что Подпорожской городской прокуратурой 17 мая 2011 года проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности на территории муниципального образования «Подпорожское городское последние Подпорожского муниципального района Ленинградской области», в ходе которой был выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности. В силу пункта 9 части 1 статьи 14 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер противопожарной безопасности, которые, согласно статье 19 ФЗ от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», заключаются в создании в целях пожаротушения условий для забора в любе время года воды из источников наружного водоснабжения, включении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов. Согласно пункту 11 ППБ 01-3 органы местного самоуправления в пределах своей компетенции реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях. В ходе проверки было установлено, что улица Садовая со стороны прилегания к лесному массиву находится в пожароопасной зоне, там располагаются несанкционированные частные хозяйственные постройки протяжённостью 100 метров и отсутствует минерализованная защитная полоса (нарушение п.112 ППБ 01-03), отсутствуют указатели расположения гидрантов и указатели движения к ним на улице Садовая, указатели направления движения к гидрантам по улице Парковой, дом № 1. Выявленные на территории муниципального образования нарушения требований пожарной безопасности ставят под угрозу жизнь и здоровье неопределённого круга лиц, жителей и находящихся на территории Подпорожского городского поселения граждан. Представитель прокуратуры Фирсакова Н.О. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Представитель администрации муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» Халов Д.В. явился, возражал против требований об удалении несанкционированных частных построек и установлении противопожарного разрыва по улице Садовой, ссылаясь на то, что предъявление требования об удалении частных построек к администрации неправомерно, так как у них есть хозяева, устройство разрыва требует значительных финансовых затрат, которые в бюджет муниципального образования не заложены. Представитель МУП «Подпорожские коммунальные системы» Веклич В.М. явился, высказал несогласие с требованиями об установлении указателей, считая, что таковые имеются и дополнительных указателей не надо. Отдел надзорной деятельности Подпорожского района Управления МЧС России (третье лицо) своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя. В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПКРФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьего лица. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд приходит к следующим выводам. Исковое требование об удалении несанкционированных частных хозяйственных построек на законе не основано. В силу пункта 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии с пунктом 1 статьи 218 ГПК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Согласно положениям статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Часть 1 статьи 56 ГПК РФ устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Таким образом, доказыванию подлежат обстоятельства как наличия права частной собственности на указанные постройки, так и отсутствия законных прав на их возведение, причём эти обстоятельства устанавливаются на основании письменных доказательств о правах. Судом установлено, что прокуратурой города Подпорожье Ленинградской области проведена проверка соблюдения норм противопожарной безопасности на территории Подпорожского городского поселения. В акте данной проверки от 17 мая 2011 года (л.д.11), а также дополнительном акте от 26 июля 2011 года (лд.110), указано, что на улице Садовая расположены несанкционированные частные хозяйственные постройки протяжённостью 100 метров. Однако истцом не представлено доказательств того, что владельцем несанкционированных хозяйственных построек является муниципальное образование «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области». При таких обстоятельствах предъявление требования о сносе построек к администрации муниципального образования Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» требования является необоснованным. В ходе судебного разбирательства в процессе внесения истцом неоднократных дополнений и изменений к иску ответчик по этому требованию установлен и заменён истцом не был. Учитывая изложенное, суд считает необходимым в удовлетворении требования истца об удалении несанкционированных частных хозяйственных построек отказать. В том числе, суд принимает во внимание, что следующее исковое требование об установлении противопожарного разрыва на территории, где располагаются частные постройки, которое суд считает обоснованным по основаниям, указанным ниже, полностью поглощает первое требование. Остальные исковые требования Подпорожского городского прокурора подлежат удовлетворению. В силу пункта 9 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселении.; Согласно статье 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Необходимость обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского населённого пункта записана в статье 3 Устава муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» (л.д.14-51). Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ 01-03), утверждённых Приказом МЧС Росси от 18 июня 2003 года № 313, данные правила обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений. Требуемый уровень обеспечения пожарной безопасности людей с помощью указанной системы должен быть обеспечен выполнением требований нормативных документов по пожарной безопасности или обоснован и составлять не менее 0,999999 предотвращения воздействия опасных факторов в год в расчете на каждого человека, а допустимый уровень пожарной опасности для людей быть не более 1Е(-6) воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на одного человека. Обоснования выполняются по утвержденным в установленном порядке методикам (пункт 4 ППБ 01-03). Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору (пункт 10 ППБ 01-03) Пунктом 11 ППБ 01-03 предусмотрено, что в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; создают и содержат в соответствии с установленными нормами органов управления и подразделений пожарной охраны, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; принимают в муниципальную собственность имущество пожарной охраны при отказе собственника указанного имущества от его содержания и используют указанное имущество по его прямому назначению; обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны. Территории населенных пунктов и организаций, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам, дачным и иным постройкам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п. (пункт 21 ППБ 01-03). У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (пункт 90 ППБ 01-03). В соответствии с пунктом 112 ППБ 01-03 для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Из акта проверки выполнения требований пожарной безопасности на территории Подпорожского городского поселения от 17 мая 2011 года (л.д.11-13), дополнительного акта от 26 июля 2011 года (л.д.110) следует, что улица Садовая со стороны прилегания к лесному массиву находится в пожароопасной зоне, там отсутствует противопожарный защитный разрыв (полоса). На улице Садовая у дома № 33 отсутствуют указатели расположения гидрантов и указатели движения к ним, чем осложнён доступ к ним. Отсутствуют указатели направления движения к гидрантам по улице Парковой дом 1. Доказательств, опровергающих выявленные нарушения, ответчиками не представлено. Согласно сообщению Подпорожского лесничества (л.д.78-80), земли на которых расположены лесные насаждения, граничащие с улицей Садовая не являются землями лесного фонда. В соответствии с Областным законом от 30 декабря 2008 года № 173-оз территория леса, граничащая с улицей Садовой, является пригородной зоной города Подпорожье муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области». Согласно пункту 15 статьи 69 Федерального закона от 23 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», противопожарные расстояния от границ застройки городских поселений до лесных массивов должны быть не менее 50-ти метров. На основании распоряжения главы администрации муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области от 26 ноября 2009 года № 215-р (л.д.60), дополнительного соглашения о передаче имущества в хозяйственное ведение от 26 ноября 2009 года (л.д.61), передаточного акта от 26 ноября 2009 года (л.д.62) судом установлено, что обязанность обслуживания и содержания пожарных гидрантов на территории Подпорожского городского поселения отнесена к ведению МУП «Подпорожские коммунальные системы». Ответчиками данное обстоятельство не оспаривается. В соответствии со статьёй 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение обязательных требований пожарной безопасности несут, в том числе руководители организаций и органов местного самоуправления. Указанные нарушения требований противопожарной безопасности на территории муниципального образования ставят под угрозу жизнь и здоровье граждан Подпорожского городского поселения. Учтивая изложенное, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора города Подпорожье Ленинградской области: об обязании администрации муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в срок до 30 сентября 2011 года установить противопожарный разрыв от границ жилых домов № 34, № 36 по улице Садовой в городе Подпорожье Ленинградской области до границы начала лесного массива, протяжённостью 100 метров и шириной 50 метров; об обязании МУП «Подпорожские коммунальные системы» в срок до 30 сентября 2011 года в соответствии с требованиями пункта 90 ППБ 01-03, ГОСТ РФ 12.4.026-2001 установить указатели пожарных гидрантов по адресу: Ленинградская область, город Подпорожье, улица Садовая, у дома № 33, установить указатели направления движения к ним по улице Садовой в городе Подпорожье Ленинградской области, установить указатели направления движения к пожарному гидранту, расположенному по адресу: Ленинградская область, город Подпорожье, улица Парковая, дом 1. На основании изложенного, и руководствуясь статьями 196-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора города Подпорожье Ленинградской области Ленинградской области удовлетворить частично. В удовлетворении исковых требований об удалении несанкционированных частных хозяйственных построек, расположенных по адресу: Ленинградская область, город Подпорожье, улица Садовая от дома № 34 до дома № 36, протяженностью 100 метров вдоль жилых домов со стороны лесного массива, отказать. Обязать администрацию муниципального образования «Подпорожское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» в срок до 30 сентября 2011 года установить противопожарный разрыв от границы жилых домов № 34, № 36 по улице Садовой в городе Подпорожье Ленинградской области до границы начала лесного массива, протяжённостью 100 метров, шириной 50 метров. Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Подпорожские коммунальные системы» в срок до 30 сентября 2011 года в соответствии с требованиями пункта 90 ППБ 01-03, ГОСТ РФ 12.4.026-2001: - установить указатели пожарных гидрантов по адресу: Ленинградская область, город Подпорожье, улица Садовая, у дома № 33, а также указатели направления движения к ним по улице Садовой в городе Подпорожье Ленинградской области. - к пожарному гидранту, расположенному по адресу: Ленинградская область, город Подпорожье, улица Парковая, дом 1, установить указатели направления движения к нему по улице Парковой в городе Подпорожье Ленинградской области. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по уголовным делам Ленинградского областного суда через Подпорожский городской суд Ленинградской области в течение десяти суток со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: судья Карлова С.В.