Дело № 2-593/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации город Подпорожье Ленинградской области 16 ноября 2011 года Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Карловой С.В., при секретаре Неёловой Л.Ю., с участием: представителя истца – помощника прокурора города Подпорожье Ленинградской области Филичева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Подпорожье Ленинградской области в интересах неопределённого круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых представительным органом местного самоуправления нормативных правовых актов и их проектов, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов представительного органа местного самоуправления за период 2011 года, УСТАНОВИЛ: Прокурор города Подпорожья Ленинградской области в интересах неопределённого круга лиц в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Совету депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области», выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы принятых представительным органом местного самоуправления нормативных правовых актов и их проектов, обязании провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов представительного органа местного самоуправления за период 2011 года. В обоснование указывает, что Подпорожской городской прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» федерального законодательства об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Советом депутатов указанного муниципального образования до настоящего времени в нарушение требований пункта 1 статьи 2, пункта 3 части 1 статьи 3 Закона антикоррупционная экспертиза в 2011 году не проводилась. Просит признать бездействие исполнительного органа муниципальной власти незаконным и обязать его устранить нарушение путём проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов за 2011 год. Представитель прокуратуры Филичев С.В. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске. Ответчик своего представителя в суд не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.54). В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя прокуратуры, суд приходит к следующим выводам. Согласно статье 1 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции. В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) проводится органами, организациями, их должностными лицами - в соответствии с настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона одним из основных принципов организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов. Таким образом, исходя из изложенного, не проведение антикоррупционной экспертизы затрагивает конституционные права, свободы и обязанности жителей муниципального образования, поскольку приводит к несвоевременному выявлению коррупциогенных факторов нормативных правовых актов и их проектов, предоставляет для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил в принимаемых представительным органом местного самоуправления нормативных правовых актах (проектах). Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки выявлено, что 29 сентября 2011 года Советом депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» принято решение № 47 «О порядке проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных правовых актов (проектов) муниципального образования» (л.д.4), данным решением утвержден порядок проведения антикоррупционной экспертизы (л.д.5-8). Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что ответственным органом за организацию и проведение антикоррупционной экспертизы является Совет депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области». Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что, несмотря на принятые им организационные меры, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов в 2011 году не проводилась. Поскольку в силу требований закона проведение антикоррупционной экспертизы является обязательной, исковые требования Подпорожского городского прокурора о признании незаконным бездействие ответчика подлежат удовлетворению. В соответствии с требованиями части 1 статьи 258 ГПК РФ суд считает необходимым обязать Совет депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» принять меры по устранению нарушений Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» путём проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления за период 2011 года. На основании изложенного, и руководствуясь статьями 196-198, 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования прокурора города Подпорожье Ленинградской области в интересах неопределённого круга лиц к Совету депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» удовлетворить. Признать незаконным бездействие Совета депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» по не проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области». Обязать Совет депутатов муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» провести антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов представительного органа местного самоуправления за период 2011 года. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда через Подпорожский городской суд Ленинградской области в течение десяти суток со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: судья Карлова С.В. Решение вынесено в окончательной форме 18 ноября 2011 года