Дено №2-85/2011 об обязании привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности помещения



Дело № 2-85/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Подпорожье Ленинградской области 10 февраля 2011 года

Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Карловой С.В., при секретаре Неёловой Л.Ю., с участием:

представителя истца - помощника прокурора города Подпорожье Ортяшовой О.В.,

представителя ответчика - заведующей Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» Егоровой С.А.,

представителя ответчика - юриста администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» - Сасаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Подпорожье Ленинградской области к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8», администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» об обязании привести в соответствие с нормами пожарной безопасности помещения Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8»,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Подпорожье Ленинградской области обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8» (далее – МОУ «Школа № 8), администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» об обязании привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности помещения МОУ «Школа № 8.

В обоснование указывает, что Подпорожской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Школа № 8, в ходе которой был выявлен ряд нарушений. Учредителем МОУ «Школа № 8 является муниципальное образование «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области». Выявленные в МОУ «Школа № 8»нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.

В дополнениях к иску (л.д.79-80), изменив требования, прокурор просит обязать ответчиков привести помещения МОУ «Школа № 8» в соответствие с нормами пожарной безопасности, а именно: оборудовать системой оповещения людей о пожаре 3-го типа помещения МОУ «Школа№8» в срок до ДД.ММ.ГГГГ; заменить стеклоблоки на лестничных клетках в проемах на открывающиеся фрамуги в срок до ДД.ММ.ГГГГ; заменить стеклоблоки в помещении спортивного зала в оконных проемах на открывающиеся фрамуги в срок до ДД.ММ.ГГГГ; приобрести и установить необходимое количество знаков безопасности согласно планe эвакуации в срок до ДД.ММ.ГГГГ; приобрести и установить двери с доводчиками для самозакрывания и уплотнения в притворах, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров, в срок до ДД.ММ.ГГГГ; установить в направлении ближайших водоисточников используемых для целей пожаротушения соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий) в срок до ДД.ММ.ГГГГ; установить противопожарные входные двери в библиотеке с требуемым пределам огнестойкости не менее 0,6 часа в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель истца Ортяшова О.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.

Представители ответчиков Егорова С.А (от МОУ «Школа № 8»), Сасаева О.В. (от администрации) явились, исковые требования признали в полном объеме.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает, что исковые требования прокурора города Подпорожье Ленинградской области подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.

Статьей 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования отнесено: организация предоставления детям общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с частью 1 и частью 7 статьи 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Из Устава МОУ «Школа № 8» явствует, что его Учредителем является Муниципальное образование «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», согласно пункту 6.2 Устава, имущество МОУ «Школа № 8», закрепленное за ним на праве оперативного управления, находится в собственности Учредителя (л.д.31-58). В соответствии со свидетельством №, выданном ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на здание школы зарегистрировано за муниципальным образованием «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» (л.д.82).

В соответствии с пунктами 5.4, 6.3, 6.15, 6.16, 6.22. Устава МОУ «Школа № 8» несет ответственность перед Учредителем за сохранность и использование по назначению закрепленного за ним имущества, расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание школы несет Учредитель, развитие материально-технической базы школы, оборудование помещений осуществляется самой школой в пределах, закрепленных за ней (бюджетных) и собственных средств.

Таким образом, МОУ «Школа № 8», расположенное на территории Муниципального образования «Подпорожский муниципальный район», находится во владении, ведении и распоряжении администрации данного муниципального образования, МОУ «Школа № 8» пользуется имуществом и помещениями, предоставленными ему администрацией в оперативное управление, поэтому оба ответчика в пределах своей компетенции обязаны создавать необходимые условия для воспитанников образовательного учреждения, гарантирующие безопасность пребывания в нем детей, а также других людей.

В соответствии с абз.2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 37 данного закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Статьей 38 закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством возложена на собственников имущества, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов местного самоуправления, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе, руководителей организаций, лиц, в установленном прядке назначенных ответственными за обеспечение поджарой безопасности, должностных лиц в пределах их компетенции.

Исходя из названных норм закона, суд приходит к выводу, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственника имущества, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, то есть – ответственность ответчиков в сфере пожарной безопасности является обоюдной.

Согласно Правилам Пожарной Безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденным Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 N 313:

Пункт 51- При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).

Пункт 34 - Противопожарные системы и установки (противодымная защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства в противопожарных стенах и перекрытиях и т.п.) помещений, зданий и сооружений должны постоянно содержаться в исправном рабочем состоянии.

Пункт 27 - Территории населенных пунктов и организаций должны иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать".

Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.

Пункт 90 - У гидрантов и водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

Согласно пункту 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденных Приказом Гособразования СССР от 04 июля 1989 N 541, (ППБ-101-89), руководитель детского учреждения обязан:

а) обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков;

г) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара.

План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.

Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» помещения, здания, сооружения и строения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности помещений, зданий, сооружений и строений на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

В силу пункта 2.5.1 ППБ-101-89 администрация детского учреждения должна обеспечить работоспособность и надежную эксплуатацию пожарной автоматики в соответствии с требованиями Типовых правил технического содержания установок пожарной автоматики.

Пунктом 4 ППБ 01-03 установлено, что руководители организации и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе, их вторичных проявлений.

В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, а именно относительно к настоящему делу:

Правилами устройства электроустановок (ПЭУ), утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 08 июля 2002 года № 204;

Строительными нормами и правилами «Общественные здания и сооружения», утвержденными постановлениями Госстроя России от 26 января 1999 года № 4 и от 12 февраля 2001 года № 10 (СНиП 2.08.02-89*);

Нормами пожарной безопасности «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», утвержденными главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, введенными в действие приказом ГУГПС МВД России от 24 июля 1997 года № 46 (НПБ 160-97);

Нормами пожарной безопасности «Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях, утвержденных приказом МЧС от 20 июня 2003 года № 323 (НПБ 104-03);

Строительными нормами и правилами «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденными постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 года № 18-7 (СНиП 21-01-97*).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой проверки Подпорожской городской прокуратурой совместно с сотрудниками Территориального отдела государственного пожарного надзора Подпорожского района Ленинградской области в МОУ «Школа № 8» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе следующие:

- В нарушение пункта 3 ППБ 01-03 помещения школы не оборудованы системой оповещения людей о пожаре 3-го типа;

- В нарушение пунктов 3, 51 ППБ 01-03, пункта 6.35* СНиП 21-01-97* в лестничных клетках отсутствуют открывающиеся фрамуги, а проемы заделаны стеклоблоками;

- В нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 6.7* СНиП 21-01-97* в помещении спортзала в оконных проемах установлены стеклоблоки, а не открывающиеся фрамуги;

- В нарушение пункта 27 ППБ 01-03 отсутствует необходимое количество знаков безопасности;

- В нарушение пункта 34 ППБ 01-03, пункта 6.18* СНиП 21-01-97* на двери, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров не установлены доводчики для самозакрывания и уплотнения в притворах;

- В нарушение пунктов 27, 90 ППБ 01-03 в направлении ближайших водоисточников используемых для целей пожаротушения не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий);

- В нарушение пункта 3 ППБ 01-03, пункта 1.82 СНиП 2.08.02-89* не установлены противопожарные двери библиотеки с требуемым пределом огнестойкости не менее 0,6 часа.

Ранее в результате проверки от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Школа № 8» выдавалось предписание № по устранению нарушений, в том числе вышеуказанных (л.д.23-24).

Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.28-30) вышеназванные нарушения требований пожарной безопасности в МОУ «Школа № 8» не устранены.

Факт выявления вышеуказанных нарушений и правильность составления актов проверок ответчики не оспаривают.

В силу положений статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с частью 2 статьи 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в соответствии с действующим законодательством за несоблюдение норм пожарной безопасности в МОУ «Школа № 8» оба ответчика несут ответственность, в том числе гражданско-правовую. Отсутствие у ответчиков необходимых денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности не освобождает их от обязанности соблюдения законодательства в области противопожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности в помещениях МОУ «Школа № 8» ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников, находящихся в указанном учреждении, посетителей, а также нарушает их права и законные интересы.

Ответчики иск прокурора признали.

Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку таковое не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и интересы других лиц.

Учитывая данное обстоятельство, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит, что исковые требования прокурора города Подпорожье Ленинградской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194, 196-198, 199 ГПК Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Подпорожье Ленинградской области к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 8», администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» об обязании привести в соответствие с нормами пожарной безопасности помещения Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8», удовлетворить.

Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8», администрацию муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» привести помещения Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 8» в соответствие с нормами пожарной безопасности, а именно:

Оборудовать системой оповещения людей о пожаре 3-го типа помещения МОУ «Школа№8» в соответствии с пунктом 7 таблицы 2 НПБ 104-03 в срок до 31 августа 2011 года включительно;

Заменить стеклоблоки на лестничных клетках в проемах на открывающиеся фрамуги в соответствии с пунктом 6.35 СНиП 21-01-97* в срок до 31 августа 2011 года включительно;

Заменить стеклоблоки в помещении спортивного зала в оконных проемах на открывающиеся фрамуги в соответствии с пунктом 6.7 СНиП 21-01-97*, СНиП 2.04.05 в срок до 31 августа 2011 года включительно;

Приобрести и установить необходимое количество знаков безопасности согласно плану эвакуации в срок до 31 мая 2011 года включительно;

Приобрести и установить двери с доводчиками для самозакрывания и уплотнения в притворах, отделяющие лестничные клетки от поэтажных коридоров в соответствии с пунктом 6.18 СНиП 21-01-97* в срок до 31 августа 2011 года включительно;

Установить в направлении ближайших водоисточников используемых для целей пожаротушения соответствующий указатель (объемный со светильником или плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий) в срок до 31 мая 2011 года;

Установить противопожарные входные двери в библиотеке с требуемым пределам огнестойкости не менее 0,6 часа по нормам, предусмотренным пунктом 5.14* СНиП 21-01-97*, пунктом 1.82 СНиП 2.08.02-89*, в срок до 31 августа 2011 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда через Подпорожский городской суд Ленинградской области в течение десяти суток с момента вынесения решения в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 15 февраля 2011 года.

Председательствующий: судья Карлова С.В.