Дело № 2-86/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Подпорожье Ленинградской области 10 февраля 2011 года
Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи Карловой С.В., при секретаре Неёловой Л.Ю., с участием:
представителя истца - помощника прокурора города Подпорожье Ортяшовой О.В.,
представителя ответчика - заведующей Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.С.Пушкина» Егоровой О.А.,
представителя ответчика - юриста администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» - Сасаевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Подпорожье Ленинградской области к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.С.Пушкина», администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» об обязании привести в соответствие с нормами пожарной безопасности помещения Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.С.Пушкина» в срок до 30 июля 2011 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Подпорожье Ленинградской области обратился в суд в порядке статьи 45 ГПК Российской Федерации в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.С.Пушкина» (далее – МОУ «Школа № 1»), администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» об обязании привести в соответствие с требованиями пожарной безопасности помещения МОУ «Школа № 1».
В обоснование указывает, что Подпорожской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в МОУ «Школа № 1», в ходе которой был выявлен ряд нарушений. Учредителем МОУ «Школа № 1» является муниципальное образование «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области». Выявленные в МОУ «Школа № 1» нарушения ставят под угрозу жизнь и здоровье учащихся и сотрудников общеобразовательного учреждения.
В дополнениях к иску (л.д.87-88), изменив требования, прокурор просит обязать ответчиков в срок до 30 июля 2011 года привести помещения МОУ «Школа № 1» в соответствие с нормами пожарной безопасности, а именно: заменить отделку из горючих материалов в классе № 4 (начальной школы) на отделку из негорючих материалов; обеспечить со стороны проезжей части (<адрес>) проезд для пожарной автомашины, а именно - установить двустворчатые распашные ворота шириной 3 метра (каждая створка по 1,5 метра) и обеспечить подъезд с жестким покрытием дороги (галькой) от <адрес> до здания школы; установить дверь в помещение кабинета информатики (№ 21) с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа; установить межкоридорные двери с уплотнителями и доводчиками, предусмотренные проектом здания, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации в помещениях коридора 1-го этажа (рядом с кабинетом технологии девочек), коридора 1-го этажа начальной школы, коридора 2-го этажа (кабинет № 27); разработать поэтажные планы эвакуации в соответствии с требованиями ГОСТ 12.2-143-2002; заменить отделку из горючих материалов на стенах в помещении гардероба (на путях эвакуации) на отделку из негорючих материалов; выполнить при помощи опрессовки, сварки, пайки либо сжимов соединения жил электропроводов от электросветильников в помещении коридора начальной школы.
Представитель истца Ортяшова О.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представители ответчиков Егорова О.А (от МОУ «Школа № 1»), Сасаева О.В. (от администрации) явились, исковые требования признали в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд считает, что исковые требования прокурора города Подпорожье Ленинградской области подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования на территории муниципального района; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Статьей 31 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования отнесено: организация предоставления детям общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с частью 1 и частью 7 статьи 51 Закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.
Из Устава МОУ «Школа № 1» явствует, что его Учредителем является Муниципальное образование «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области», согласно пункту 6.2 Устава, имущество МОУ «Школа № 1», закрепленное за ним на праве оперативного управления, находится в собственности Учредителя (л.д.31-63). В соответствии со свидетельством №, выданном 15 декабря 2004 года, право собственности на здание школы зарегистрировано за муниципальным образованием «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области (л.д.90).
В соответствии с пунктами 1.19, 6.13, 6.16, 6.22. Устава МОУ «Школа № 1» несет ответственность перед Учредителем за сохранность и использование по назначению закрепленного за ним имущества, расходы на текущий и капитальный ремонт и содержание школы несет Учредитель, развитие материально-технической базы школы осуществляется самой школой в пределах, закрепленных за ней (бюджетных) и собственных средств.
Таким образом, МОУ «Школа № 1», расположенное на территории Муниципального образования «Подпорожский муниципальный район», находится во владении, ведении и распоряжении администрации данного муниципального образования, оба ответчика в пределах своей компетенции обязаны создавать необходимые условия для воспитанников образовательного учреждения, гарантирующие безопасность пребывания в нем детей, а также других людей.
В соответствии с абз.2 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 37 данного закона руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Статьей 38 закона предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством возложена на собственников имущества, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей федеральных органов исполнительной власти, руководителей органов местного самоуправления, лиц, уполномоченных владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе, руководителей организаций, лиц, в установленном прядке назначенных ответственными за обеспечение поджарой безопасности, должностных лиц в пределах их компетенции.
Исходя из названных норм закона, суд приходит к выводу, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности возложена на собственника имущества, руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности, то есть – ответственность ответчиков в сфере пожарной безопасности является обоюдной.
Согласно Правилам Пожарной Безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденным Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 N 313:
Пункт 23 - Дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Пункт 40 - В зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается снимать предусмотренные проектом двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации. Производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией). Уменьшение зоны действия автоматической пожарной сигнализации или автоматической установки пожаротушения в результате перепланировки допускается только при дополнительной защите объемов помещений, исключенных из зоны действия указанных выше автоматических установок, индивидуальными пожарными извещателями или модульными установками пожаротушения соответственно.
Пункт 51 - При эксплуатации эвакуационных путей и выходов должно быть обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Пункт 53 - При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов;
Пункт 53 - При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается: применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации; применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости); фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются автоматические устройства, срабатывающие при пожаре), а также снимать их.
Согласно пункту 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений, утвержденных Приказом Гособразования СССР от 04 июля 1989 N 541, (ППБ-101-89), руководитель детского учреждения обязан:
а) обеспечить выполнение настоящих Правил и осуществлять контроль за соблюдением установленного противопожарного режима всеми работниками, учащимися и воспитанниками, принимать срочные меры для устранения отмеченных недостатков;
г) обеспечить разработку и утвердить план эвакуации и порядок оповещения людей, устанавливающие обязанности и действия работников детского учреждения на случай возникновения пожара.
План эвакуации и порядок эвакуации должны своевременно пересматриваться с учетом изменяющихся условий.
В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке, а именно относительно к настоящему делу:
Правилами устройства электроустановок (ПЭУ), утвержденными Приказом Министерства энергетики РФ от 08 июля 2002 года № 204;
Строительными нормами и правилами «Общественные здания и сооружения», утвержденными постановлениями Госстроя России от 26 января 1999 года № 4 и от 12 февраля 2001 года № 10 (СНиП 2.08.02-89*);
Нормами пожарной безопасности (НПБ 160-97) «Цвета сигнальные. Знаки пожарной безопасности. Виды, размеры, общие технические требования», утвержденными главным государственным инспектором Российской Федерации по пожарному надзору, введенными в действие приказом ГУГПС МВД России от 24 июля 1997 года № 46;
Строительными нормами и правилами «Пожарная безопасность зданий и сооружений», утвержденными постановлением Минстроя России от 13 февраля 1997 года № 18-7 (СНиП 21-01-97*);
Государственным стандартом (ГОСТ Р 12.2143-2002).
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения внеплановой проверки Подпорожской городской прокуратурой совместно с сотрудниками Территориального отдела государственного пожарного надзора Подпорожского района Ленинградской области в МОУ «Школа № 1» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в том числе следующие:
- В нарушение пункта 53 ППБ 01-03 в классе № 4 (начальной школы) и на стенах гардероба (на путях эвакуации) отделка помещений выполнена из горючих материалов;
- В нарушение пункта 23 ППБ 01-03 не обеспечен проезд для пожарной автомашины со стороны проезжей части (<адрес>), нет подъезда с жестким покрытием дороги (галькой) от <адрес> до здания школы;
- В нарушение пункта 5.14* СНиП 21-01-97* не установлены двери в помещение кабинета информатики (№ 21) с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа;
- В нарушение пунктов 40, 51, 53 ППБ 01-03 не имеется межкоридорных дверей с уплотнителями и доводчиками, предусмотренных проектом здания, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации в помещениях коридора 1-го этажа (рядом с кабинетом технологии девочек), коридора 1-го этажа начальной школы, коридора 2-го этажа (кабинет № 27);
- В нарушение пункта 1.4 ППБ 101-89, пункта ППБ 01-03, НПБ 160-97, разделов 6, 7 ГОСТа 12.2-143-2002 не имеется поэтажных планов эвакуации, соответствующих требованиям ГОСТа 12.2-143-2002;
- В нарушение пункта 2.1.21 ПЭУ в помещении коридора начальной школы неправильно выполнены соединения жил электропроводов от электросветильников.
Ранее в результате проверки от ДД.ММ.ГГГГ МОУ «Школа № 1» выдавалось предписание № по устранению нарушений, в том числе вышеуказанных (л.д.9-12,13-15).
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.26-30) и акту обследования, проведенного в ходе судебного разбирательства (л.д.78), вышеназванные нарушения требований пожарной безопасности в МОУ «Школа № 1» не устранены.
Факт выявления вышеуказанных нарушений и правильность составления актов проверок ответчики не оспаривают.
В силу положений статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 2 статьи 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что в соответствии с действующим законодательством за несоблюдение норм пожарной безопасности в МОУ «Школа № 1» оба ответчика несут ответственность, в том числе гражданско-правовую. Отсутствие у ответчиков необходимых денежных средств для устранения нарушений требований пожарной безопасности не освобождает их от обязанности соблюдения законодательства в области противопожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности в помещениях МОУ «Школа № 1» ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, сотрудников, находящихся в указанном учреждении, посетителей, а также нарушает их права и законные интересы.
Ответчики иск прокурора признали.
Суд принимает признание иска ответчиками, поскольку таковое не противоречит действующему законодательству, не нарушает права и интересы других лиц.
Учитывая данное обстоятельство, оценив в совокупности представленные доказательства, суд находит, что исковые требования прокурора города Подпорожье Ленинградской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194, 196-198, 199 ГПК Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Подпорожье Ленинградской области к Муниципальному образовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.С.Пушкина», администрации муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» об обязании привести в соответствие с нормами пожарной безопасности помещения Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.С.Пушкина» в срок до 30 июля 2011 года, удовлетворить.
Обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.С.Пушкина», администрацию муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» привести помещения Муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени А.С.Пушкина» в соответствие с нормами пожарной безопасности в срок до 30 июля 2011 года включительно, а именно:
Заменить отделку из горючих материалов в классе № 4 (начальной школы) и на стенах помещения гардероба (на путях эвакуации) на отделку из негорючих материалов;
Обеспечить со стороны проезжей части (<адрес>) проезд для пожарной автомашины, а именно - установить двустворчатые распашные ворота шириной 3 метра (каждая створка по 1,5 метра) и обеспечить подъезд с жестким покрытием дороги (галькой) от <адрес> до здания школы;
Установить дверь в помещение кабинета информатики (№ 21) с пределом огнестойкости не менее 0,6 часа по нормам, предусмотренным пунктом 5.14* СНиПа 21-01-97*;
Установить межкоридорные двери с уплотнителями и доводчиками, предусмотренные проектом здания, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации в помещениях коридора 1-го этажа (рядом с кабинетом технологии девочек), коридора 1-го этажа начальной школы, коридора 2-го этажа (кабинет № 27);
Разработать поэтажные планы эвакуации в соответствии с требованиями разделов 6, 7 ГОСТа 12.2-143-2002;
Выполнить при помощи опрессовки, сварки, пайки либо сжимов соединения жил электропроводов от электросветильников в помещении коридора начальной школы, по нормам, предусмотренным пунктом 2.1.21 ПУЭ.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ленинградского областного суда через Подпорожский городской суд Ленинградской области в течение десяти суток с момента вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 15 февраля 2011 года.
Председательствующий: судья Карлова С.В.