Дело № 2-55/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации « 8 » февраля 2012 г. г. Подпорожье Подпорожский городской суд Ленинградской области в составе: председательствующего судьи О.Н. Синявиной, при секретаре Сабитовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назарова Юрия Георгиевича к Администрации МО «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании права на приватизацию жилого помещения и об обязании сменить статус жилого помещения, УСТАНОВИЛ: Назаров Ю.Г. обратился в суд с иском к Администрации МО «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании права пользования жилым помещением, признании права на приватизацию жилого помещения и об обязании сменить статус жилого помещения, ссылаясь на то, что ему была предоставлена квартира по адресу: <адрес> на основании ордера на жилое помещение № от 13.12.2001 года. Он заключил договор социального найма № от 08.01.2002 года и зарегистрирован по указанному адресу 26.12.2001 года. Впоследствии с ним был заключен договор найма № от 27.08.2003 года. Ответчик дважды отказывал ему в приватизации указанного жилого помещения, ссылаясь на то, что данная квартира не подлежит отчуждению на основании ст.92 ЖК РФ. Поскольку данное жилое помещение было предоставлено ему на основании ордера и договора социального найма, считает, что нарушены его права на приватизацию жилого помещения. Просит признать за ним право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>; признать за ним право на приватизацию жилого помещения; обязать Администрацию МО «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» сменить статус вышеуказанного жилого помещения на жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма. Истец Назаров Ю.Г., извещенный надлежащим образом о времени и месте разбирательства дела, в суд не явился, об уважительных причинах своей неявки суду не сообщил. Суд, руководствуясь ч.4 ст.167 ГПК Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие истца. В судебном заседании представители истца Назарова Т.Н., Мальков К.А. от исковых требований к Администрации МО «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании права пользования жилым помещением отказались. На основании определения Подпорожского городского суда от 8 февраля 2012 г. производство по делу в части исковых требований Назарова Ю.Г. к Администрации МО «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании права пользования жилым помещением прекращено. В судебном заседании представитель истца Мальков К.А. исковые требования поддержал, пояснив, что с истцом был заключен договор найма жилого помещения, который содержит признаки договора социального найма. Считает, что поскольку спорная квартира находится в обычном жилом доме, а не в специализированном доме, то она подлежит приватизации. Представитель истца Назарова Т.Н. исковые требования поддержала и пояснила, что она и ее муж Назаров Ю.Г. состояли на льготной и общей очереди на получение жилого помещения с 1989 года. В начале декабря 2001 года их вызвали в Администрацию МО «Подпорожский район» и предложили квартиру по адресу: <адрес> как инвалиду. 10.12.2001 года когда они пришли получать ордер им объяснили, что квартира входит в специальный социальный жилищный фонд и не подлежит приватизации. Также их предупредили, что если они откажутся от получения указанной квартиры, то их снимут с очереди и они не получат жилое помещение. Заявление о выдаче ордера на спорное жилое помещение они подписывали. Представитель ответчика Савина А.В. исковые требования не признала, пояснив, что квартира по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи являлась собственностью АМО «Подпорожский район» и была передана в муниципальную собственность МО «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области». Постановлением АМО «Подпорожский район» от 10.12.2001 № спорная квартира была включена в специальный социальный жилищный фонд и на основании заявления Назаровых была предоставлена истцу. Действующее на тот момент законодательство предусматривало создание специального социального жилищного фонда. Жилые помещения специального социального жилищного фонда приватизации не подлежат, с условиями предоставления жилья в специальном социального жилищном фонде Назаров Ю.Г. и Назарова Т.Н. были ознакомлены при предоставлении квартиры. Истец имел право отказаться от данного жилого помещения, но он пожелал воспользоваться льготной очередью на получение жилья. Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст.2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних. Статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения. Согласно ст.29 Федерального закона «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2.08.1995 г. № 122-ФЗ в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 2.08.2004 г. № 122-ФЗ, муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов включает жилые дома и жилые помещения, в том числе специализированные дома, предназначенные для постоянного или временного проживания и социального обслуживания указанных граждан. Архитектура, планировка и оборудование специализированных домов и жилых помещений в них должны соответствовать возрастным и физиологическим особенностям граждан пожилого возраста и инвалидов. Муниципальный жилищный фонд социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов является составной частью муниципального сектора социального обслуживания, создается и содержится органами местного самоуправления на подведомственных территориях за счет средств соответствующего бюджета. Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются одиноким гражданам, гражданам, родственники которых по объективным причинам не могут обеспечить им помощь и уход, при условии сохранения указанными гражданами способности к самообслуживанию и несоответствия условий их проживания требованиям жилищного законодательства, а также в случаях и на условиях, предусмотренных в статье 12 настоящего Федерального закона. Жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов предоставляются в порядке, установленном жилищным законодательством. Жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения муниципального жилищного фонда социального использования для граждан пожилого возраста и инвалидов являются муниципальной собственностью и не подлежат приватизации, обмену, сдаче в поднаем или аренду. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в указанных жилых помещениях, не разрешается раздел занимаемой жилой площади, прописка других лиц, а также вселение временных жильцов без разрешения на то органов местного самоуправления. Статьей 12 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», который действовал на момент предоставления Назарову Ю.Г. жилого помещения, определено, что жилищный фонд социального использования - совокупность всех жилых помещений, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенных на условиях договора найма и предоставляемых в пределах нормы жилой площади, жилые помещения в коммунальных квартирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жилищный фонд социального использования формируется с обеспечением гласности из государственного, муниципального, общественного жилищных фондов местной администрацией, государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, общественными объединениями. Приватизация жилых помещений жилищного фонда социального использования проводится в соответствии с законодательством. Не подлежат приватизации жилые помещения в специализированных домах и иные жилые помещения, предусмотренные законодательством. На основании п.2 ст.209 ГК Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Из материалов дела следует, что на основании договора купли-продажи от 22.10.2001 г. (л.д.79-82) за МО «<адрес>» Ленинградской области 22.11.2001 г. зарегистрировано право собственности на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> (л.д.26, 78). Постановлением Администрации МО «Подпорожский район» Ленинградской области от 10.12.2001 г. № (л.д.65) спорная квартира утверждена специальным социальным жилищным фондом. В соответствии с Положением о предоставлении льготной категории граждан РФ (инвалидов и ветеранов), проживающих в Подпорожском районе, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в специальном социальном жилищном фонде, утвержденным постановлением главы АМО «Подпорожский район» от 13.11.2001 г. № 1032 (л.д.51-52), специальный социальный жилищный фонд формируется из муниципального жилищного фонда за счет существующих или приобретенных и утверждается постановлением главы администрации МО «Подпорожский район» и не подлежит приватизации (п.п.1.1., 1.2). Жилые помещения в специальном социальном жилищном фонде предоставляются ветеранам войны, инвалидам ВОВ и боевых действий на территории других государств, участникам ВОВ, блокадникам и жителям блокадного Ленинграда, ветеранам труда во время войны, ветеранам боевых действий, семьях погибших военнослужащих, ветеранам труда при выходе на пенсию. Инвалидам 1 и 2 группы по общему заболеванию, семьям, имеющим детей-инвалидов, малолетним узникам, состоящим на учете по улучшению жилищных условий в администрациях Подпорожского района, администрациях поселков и волостей (п.2.1). Суд приходит к выводу, что указанное Положение принято в соответствии с действовавшим федеральным законодательством и в пределах компетенции органа местного самоуправления. Нормы приведенного законодательства предусматривали создание муниципального жилищного фонда социального использования, предназначенного для проживания граждан пожилого возраста и инвалидов, который не подлежал приватизации в силу его специального целевого назначения, и Администрация МО «Подпорожский район» Ленинградской области, являясь собственником спорной квартиры, имела право распоряжаться своей собственностью, в том числе перевести спорную квартиру в специализированный жилой фонд со статусом специального социального жилого помещения. Таким образом, статус специального социального жилого помещения присвоен спорной квартире правомерно. В соответствии с Законом Ленинградской области от 28.05.2007 г. №85-оз «Об утверждении перечней имущества, передаваемого от муниципального образования «Подпорожский муниципальный район Ленинградской области» в муниципальную собственность муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» квартира № в <адрес> передана в муниципальную собственность муниципального образования «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области». Судом установлено, что Назаров Ю.Г., <данные изъяты>, с составом семьи 4 человека, на основании решения Исполкома Подпорожского горсовета народных депутатов Ленинградской области от 14 сентября 1989 г. № (л.д.76) поставлен на учет для получения жилой площади. 28 ноября 2001 г. Назаров Ю.Г. обратился в Администрацию МО «Подпорожский район» Ленинградской области с заявлением (л.д.47) о согласии поселиться в квартиру по адресу: <адрес>, просил в ордер включить жену Назарову Т.Н., снять их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Одновременно Назаров Ю.Г. и Назарова Т.Н. указали в заявлении, что с условиями предоставления квартиры в специальном социальном жилищном фонде ознакомлены. Кроме того, как следует из пояснений представителя истца Назаровой Т.Н., до получения ордера на спорное жилое помещения им разъяснили, что предоставляемая квартира относится к специальному социальному жилому фонду и приватизации не подлежит. Постановлением Администрации МО «Подпорожский район» Ленинградской области от 10 декабря 2001 г. № (л.д.65-66) утверждены списки на заселение жилой площади, выделенной в специальный социальный жилищный фонд, и квартира по адресу: <адрес> предоставлена Назарову Ю.Г. и его супруге Назаровой Т.Н. 13 декабря 2001 года Назарову Ю.Г. на семью из двух человек Администрацией МО «Подпорожский район» Ленинградской области выдан ордер на жилое помещение № в специальном социальном жилищном фонде на квартиру по адресу: <адрес>, в ордер включенная также жена истца Назарова Т.Н. (л.д.53). С Назаровым Ю.Г. 8 января 2002 года заключен договор найма спорного жилого помещения № (л.д.7-13), 27 августа 2003 года заключен договор найма спорного жилого помещения № (л.д.14-20), в которых в качестве членов его семьи указана жена Назарова Т.Н. Постановлением Администрации МО «Подпорожский район» Ленинградской области от 29 декабря 2001 г. № (л.д.77) Назаров Ю.Г. снят с учета для получения жилой площади. Судом установлено, что Назаров Ю.Г. состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по двум различным основаниям и мог реализовать свое право на получение жилого помещения иного статуса, однако он пожелал вселиться в квартиру специального социального жилищного фонда и с условиями предоставления такого жилого помещения согласился. Доказательства введения Назарова Ю.Г. в заблуждение относительно статуса предоставляемой квартиры судом не установлены и истцом не представлены. Согласно ст.98 ЖК Российской Федерации жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан предназначены для проживания граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к числу граждан, нуждающихся в специальной социальной защите. В силу ст.92 ЖК Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилым фондом. Суд полагает, что понуждение собственника жилищного фонда к исключению жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включение его в состав социального жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, действующим законодательством не предусмотрено. Закон не возлагает на какой-либо орган, осуществляющий управление государственным и муниципальным жилым фондом, обязанность изменить по требованию нанимателя цель использования жилого помещения специализированного жилищного фонда, исключить его из состава указанных жилых помещений и отнести к фонду социального использования. При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу, что вопрос изменения режима специализированного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника и является его правом, а не обязанностью и суд своим решением не вправе исключить спорное жилое помещение из специализированного жилищного фонда. Следовательно, оснований для удовлетворения требования Назарова Ю.Г. об обязании Администрации МО «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» сменить статус вышеуказанного жилого помещения на жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма у суда не имеется. Доводы представителя истца Малькова К.А. о том, что спорная квартира находится не в специализированном доме, а в обычном жилом доме, поэтому она подлежит приватизации несостоятельны по вышеуказанным обстоятельствам. Учитывая, что в настоящее время особый правовой режим квартиры, расположенной по адресу: <адрес> и ее специальное целевое назначение не изменились, суд приходит к выводу, что спорная квартира не подлежит приватизации и не находит оснований для удовлетворения исковых требований Назарова Ю.Г. к Администрации МО «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации, РЕШИЛ: Исковые требования Назарова Юрия Георгиевича к Администрации МО «Никольское городское поселение Подпорожского муниципального района Ленинградской области» о признании права на приватизацию жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и об обязании сменить статус указанного жилого помещения оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Подпорожский городской суд. Председательствующий О.Н. Синявина Решение в окончательной форме изготовлено 13 февраля 2012 года.