Дело № Р Е Ш Е H И Е ИМЕHЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ пос. Подосиновец Подосиновский pайонный суд Киpовской области в составе судьи С.А.Князева, с участием прокурора С.Ю.Исупова, лица, в интересах которого подано исковое заявление, Г.А.Калиниченко, представителя ответчика Э.Л.Тестова, пpи секpетаpе Ю.С.Коневой, pассмотpев в откpытом судебном заседании гpажданское дело по иску прокурора <адрес> района в интересах Калиниченко Г.А. к Кировскому областному государственному учреждению «Управление социальной защиты населения в <адрес> районе» (КОГУ «УСЗН в Подосиновском районе») о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, обязании предоставить таковые меры, предусмотренные ст.20.1 Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области», установил: Калиниченко с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла педагогическую деятельность в <адрес> средней школе (впоследствии переименованной в муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес>), расположенной в п.г.т. <адрес>, в должностях воспитателя группы продленного дня, учителя физики, экономики. На основании приказа директора образовательного учреждения от ДД.ММ.ГГГГ с указанного числа Калиниченко была уволена с работы в связи с сокращением штата работников по п.2 ст.81 ТК РФ. ДД.ММ.ГГГГ государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда в <адрес> Калиниченко была назначена пенсия по старости. ДД.ММ.ГГГГ Калиниченко обратилась в КОГУ «УСЗН в <адрес>» за предоставлением ей, как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, мер социальной поддержки, установленных <адрес> «Об образовании в <адрес>». Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ исх. № ей было отказано в предоставлении бесплатных отопления и освещения жилого помещения по той причине, что непосредственно перед выходом на пенсию Калиниченко не являлась работающим педагогом, не пользовалась и не имела права пользоваться указанными мерами социальной поддержки. ДД.ММ.ГГГГ Калиниченко обратилась к прокурору <адрес> с просьбой о проверке правомерности указанных действий ответчика. Прокурор района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском в интересах Калиниченко к КОГУ «УСЗН в <адрес>» о признании незаконным отказа ответчика и назначении Калиниченко указанных мер социальной поддержки. Участвующий в судебном заседании прокурор на исковом требовании настаивал, полагал, что Калиниченко должны быть назначены меры социальной поддержки, установленные ч.3 ст.20.1 Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области», поскольку та более требуемых Законом 10 лет осуществляла педагогическую деятельность в образовательном учреждении, расположенном в поселке городского типа, вышла на пенсию, ранее назначения ей пенсии была уволена с работы по независящим от нее причинам, не имела возможности трудоустроиться в месте ее проживания. Калиниченко в судебном заседании сочла верной указанную позицию прокурора. Представитель КОГУ «УСЗН в <адрес>» в судебном заседании с доводами прокурора не согласился, считая, что из нормы ч.3 ст.20.1 указанного Закона следует отсутствие права на оспариваемые меры социальной поддержки у педагогических работников, вышедшим на пенсию не непосредственно после прекращения педагогической деятельности. Суд пpиходит к выводу об удовлетвоpении иска прокурора. Как следует из ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Указанное заявление может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Это ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Частью 3 статьи 20.1 Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области» в действующей редакции установлено, что педагогическим работникам образовательных учреждений, вышедшим на пенсию, при условии, что непосредственно перед выходом на пенсию они проработали не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, поселках городского типа, и пользовались (имели право пользоваться) бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением (электроснабжением), в том числе путем компенсации 100 процентов расходов в виде ежемесячной денежной выплаты, или компенсацией в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты, и проживающим в указанных населенных пунктах, предоставляется компенсация в размере 100 процентов расходов на оплату жилых помещений, отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты. При анализе этой недостаточно ясно изложенной нормы следует прийти к следующему выводу: указание о том, что отмеченные меры социальной поддержки предоставляются лицам, непосредственно до выхода на пенсию (назначения им пенсии) работавшими по соответствующим специальностям в образовательных учреждениях, направлено исключительно на закрепление кадров педагогических работников в указанных учреждениях. Как и иные нормы, определяющие правовой статус педагогов, их права и льготы, содержащиеся в федеральном и региональном законодательстве (об образовании, пенсионном обеспечении и т.п.). Калиниченко же не по собственной воле прервала трудовые отношения с работодателем – образовательным учреждением, она впоследствии находилась на учете в территориальном Центре занятости в качестве ищущей работу, работой по имеющимся у нее специальностям обеспечена не была по причине отсутствия подходящих вакансий – как это отмечено в представленной суду справке Государственного учреждения Центр занятости населения <адрес>. Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что установленные статьей 20.1 Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области» меры социальной поддержки в виде бесплатного отопления жилых помещений педагогов, вышедших на пенсию, их бесплатного электроснабжения могут быть распространены и на Калиниченко. В пользу указанного выше толкования законодательных положений говорят также и нормы, содержащиеся в ст.ст.2, 7, 18 Конституции Российской Федерации. Согласно указанным нормам Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Эти права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд pешил: Иск прокурора удовлетворить. Признать незаконным отказ КОГУ «УСЗН в <адрес>» в предоставлении Калиниченко мер социальной поддержки. Обязать Кировское областное государственное учреждение «Управление социальной защиты населения в <адрес>» предоставить Калиниченко Г.А. меры социальной поддержки, установленные ч.3 ст.20.1 Закона Кировской области «Об образовании в Кировской области» в виде компенсации в размере № процентов расходов на оплату отопления и электроснабжения в виде ежемесячной денежной выплаты. Решение может быть обжаловано в Киpовский областной суд в течение 10 дней. Судья: С.А.Князев