РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ДД.ММ.ГГГГ пос.Подосиновец. Подосиновский районный суд Киpовской области в составе судьи Кокоулина В.А., с участием представителя прокуратуры Подосиновского района Исупова С.Ю., представителя ответчика Рудакова В.А., пpи секpетаpе судебного заседания Вязьминовой Т.Г., pассмотpев в откpытом судебном заседании гpажданское дело по заявлению прокурора Подосиновского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «<данные изъяты>» об обязании ответчика обеспечить беспрепятственный доступ в административное здание, установил: прокурор <адрес> обратился в суд с исковым заявлением, в котором указал следующее. Административное здание муниципального образования «<данные изъяты>», расположенное по адресу: <адрес>, не обеспечено беспрепятственным доступом в него инвалидов и других маломобильных групп населения. Указано, что вход в административное здание не оборудован пандусом и поручнями, что, по мнению прокурора, является нарушением действующих строительных норм и правил, существенно ущемляет права данных категорий граждан на беспрепятственный доступ в административное здание. Прокурор потребовал обязать муниципальное образование обеспечить беспрепятственный доступ в указанное здание путем сооружения пандуса и поручней, соответствующих требованиям строительных норм и правил, при входе в здание. В судебном заседании представитель прокуратуры на заявленном требовании настаивал. Представитель ответчика в судебном заседании требования прокурора не признал, указав, что административное здание, состоящее из № этажей, является собственностью муниципального образования. По утверждениям представителя ответчика, административное здание имеет, кроме основного, еще один вход, расположенный с его обратной стороны. Данный вход так же не оборудован пандусом и перилами, однако имеет незначительный по высоте порог (не более № см), обеспечивает беспрепятственный доступ в здание граждан-инвалидов. Администрация муниципального образования имеет возможность осуществлять прием указанных лиц в вестибюле № этажа здания, куда могут быть приглашены специалисты соответствующих отделов администрации. Исследовав письменные материалы дела, заслушав участников судебного разбирательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора. Как следует из положения ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Согласно положениям ч.1 ст.2 закона «О социальной защите инвалидов в РФ» в его редакции от 09 декабря 2010 года, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов (ч.1 и ч.5 ст.15 указанного закона). В соответствии с положениями федерального закона действуют строительные нормы и правила, призванные обеспечить беспрепятственный доступ для инвалидов и маломобильных групп граждан к объектам социальной инфраструктуры. К таким нормативным актам относятся Свод правил 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп посетителей» (далее - СП 31-102-99), Строительные нормы и правила «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СниП 35-01-2001). Указанные Нормы и Правила устанавливают следующие требования в сфере обеспечения доступности для инвалидов и маломобильных групп граждан к объектам: - к объектам нормирования архитектурной среды для маломобильных лиц в общественных зданиях и сооружениях следует относить, в том числе, объемные элементы входов и выступающих частей (п.4.1 СниП 35-01-2001), - основным принципом формирования архитектурной среды является беспрепятственный доступ к месту получения услуги как для здоровых, так и для маломобильных граждан (п.4.2 СниП 35-01-2001), при этом проектные решения общественных зданий и сооружений должны соответствовать возможностям всех категорий населения (п.5.1 СниП 35-01-2001), соответствовать критериям доступности, безопасности, информативности, - входы и входные площадки должны располагаться на одном уровне с подходами, быть доступными по габаритам и оборудованию для инвалидов и маломобильных категорий, оборудованы автоматически открывающимися дверьми, лифтами или подъемниками, иметь подсветку лестниц и пандусов (таблицы 8.1 и 9.1 СниП 35-01-2001), - требования доступности рекомендовано распространять на все виды и типы зданий и помещений сооружений, связанных с приемом и обслуживанием населения и размещаемых в зданиях с кабинетно-офисной структурой (п.13.1 СниП 35-01-2001), - продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов, не должен превышать 5% (п.3.3 СНиП 35-01-2001), - лестницы должны дублироваться пандусами либо иными приспособлениями для подъема (п.3.9 СНиП 35-01-2001), - в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для движения инвалидов и маломобильных групп населения (п.3.13 СНиП 35-01-2001), - наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни, соответствующие требованиям ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Как установлено судом и следует из фототаблицы (л.д.6), вход в административное здание муниципального образования «<данные изъяты>» указанным Нормам и Правилам не соответствует. Вход в здание и входная площадка расположены выше уровня подхода к ним, пандусы на лестничном пролете либо иные приспособления для подъема к дверям инвалидов или лиц с ограниченными физическими возможностями отсутствуют, входная площадка оборудована лишь декоративными перилами, система информации, обеспечивающая для инвалидов и маломобильных групп населения своевременное ориентирование, у входа в здание отсутствует. Объяснения представителя ответчика о том, что административное здание доступно для инвалидов и иных лиц с ограниченными физическим возможностями, не являются для суда определяющими при вынесении решения. Согласно ст.56 ГПК РФ каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений. Доказательств того, что указанный в объяснениях представителя ответчика запасный выход в административном здании доступен для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, суду не представлено. Кроме того, представителем ответчика указано, что данный выход так же не оборудован пандусом и перилами, имеет на пути движения порог, то есть перепад по высоте, не обозначен, как приспособленный для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Так же ответчиком суду не представлены доказательства того, что администрация муниципального образования принимала меры к удовлетворению минимальных потребностей инвалидов в части обеспечения им доступа в указанное здание в порядке, предусмотренном ч.5 ст.15 «О социальной защите инвалидов в РФ». Изложенные обстоятельства дают основания считать требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению. Срок, в течение которого ответчик должен обеспечить беспрепятственный доступ в административное здание, заявителем не определен. Удовлетворяя требования прокурора, суд в соответствии с требованиями ч.1 ст.103 ГПК РФ взыскивает с ответчика госпошлину в доход федерального бюджета, от уплаты которой заявитель при обращении в суд был освобожден. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд pешил: заявление прокурора <адрес> удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «<данные изъяты>» обеспечить беспрепятственный доступ в административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, для инвалидов и иных маломобильных групп населения путем сооружения пандуса и поручней у входа в указанное здание в соответствии с требованиями Свода правил 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп посетителей», Строительных норм и правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения». Взыскать с муниципального образования «<данные изъяты>» в доход федерального бюджета госпошлину в размере № рублей. Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через суд, вынесший решение. Судья: