Дело № Р Е Ш Е H И Е ИМЕHЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ пос. Подосиновец Подосиновский pайонный суд Киpовской области в составе судьи С.А.Князева, с участием представителя истца С.Е.Шубина, представителя ответчика М.Д.Островского, главного архитектора Подосиновского района ФИО5 при секретаре Ю.С.Коневой, pассмотpев в откpытом судебном заседании гpажданское дело по иску Шубина Е.И. к администрации <адрес> городского поселения о признании права на улучшение жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, установил: Е.И.Шубин ДД.ММ.ГГГГ рождения является участником Великой Отечественной войны, проживает в <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрация <адрес> городского поселения поставила его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Впоследствии – ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования сняла истца с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Принимая это решение, администрация <адрес> городского поселения учла мнение государственной жилищной инспекции <адрес>, указала на необходимость применения в данном случае норм ст. 53 ЖК РФ. Шубин обратился в суд с указанным иском (уточненным в ходе судебного заседания) к администрации муниципального образования. Обосновывая заявленное требование, указал, что является инвалидом, нуждается в уходе и помощи. Квартира, в которой он проживает, принадлежит иным лицам – сыну и членам его семьи. Свое прежнее жилье – дом в <адрес> он, истец, продал, так как дом был старым, непригодным для проживания, требовал ремонта. В судебном заседании представитель истца на заявленном требовании настаивал. Представитель ответчика в судебном заседании с исковым требованием не согласился. Указал на то, что Шубин имел собственное пригодное для проживания жилье, продав его, совершил намеренные действия, направленные на постановку его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Суд пpиходит к выводу об отказе в удовлетвоpении иска Шубина. Пунктом 3 ст.15, ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено в качестве одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз, осуществляемое независимо от их имущественного положения. Редакцией закона от 21.12.2009 г. исключены ранее действовавшие положения о том, что таковое обеспечение возможно лишь для лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 года. Необходимость обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников войны, имеющих право на таковую социальную поддержку, изложена Президентом Российской Федерации в Указе от 07.05.2008 г. (в редакции от 09.01.2010 г.) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». В соответствии со ст.ст.51-52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются лица: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Шубин является участником Великой Отечественной войны (удостоверение В №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Подосиновским райвоенкоматом <адрес>). Квартира в <адрес>, в которой Шубин проживает, принадлежит сыну, снохе и внуку истца – ФИО1, ФИО2, ФИО3 на праве общей долевой собственности (по № доле каждому) в соответствии со Свидетельствами о государственной регистрации права, выданными ДД.ММ.ГГГГ УФРС по <адрес> (№№ <адрес>). Основанием указанного права собственности является договор безвозмездной передачи квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №. Квартира по данным ее технического паспорта является трехкомнатной, имеет физический износ №, имеет центральное водоснабжение, а также баллонное газоснабжение, электроснабжение. Фактически имеется также центральное отопление. Ее общая площадь составляет № кв.м. Дом, в котором находится квартира, является одноэтажным, четырехквартирным, имеет деревянные брусчатые стены. По отметке в паспорте истец вселился в нее ДД.ММ.ГГГГ Регистрация истца в этой квартире была произведена по письменному заявлению ФИО2. Кроме истца в этой квартире по данным домовой книги и сведениям администрации муниципального образования проживают ее указанные собственники – ФИО1, ФИО2 и ФИО3. Суд не может согласиться с доводами истца о непригодности указанного жилья для проживания. Так, при обследовании указанной квартиры и дома, в котором она находится, были установлены повреждения и недостатки: трещины и сколы фундамента, гниль балок пола, окладного и последующего венца стен, отклонения стен от вертикали, местное поражение обрешетки гнилью, частичное поражение гнилью оконных рам, блоков, протечки кровли. Сделан вывод о том, что в процессе эксплуатации жилого помещения его отдельные конструктивные элементы частично утратили технические характеристики, имеется необходимость проведения капитального ремонта. Таковое обследование проведено по предложению суда ДД.ММ.ГГГГ Эти же по существу повреждения были отмечены в акте обследования указанного жилья от ДД.ММ.ГГГГ По этому акту и заключению межведомственной комиссии указанное жилье было признано непригодным для проживания (в судебном заседании было установлено, что фактически обследование квартиры производилось значительно позднее – в апреле 2011 г.). В указанных акте и заключении главный архитектор <адрес> изложил особое мнение - о пригодности жилья для проживания. О пригодности указанного жилья для проживания говорят также и следующие факты. Квартира в <адрес> была приватизирована родственниками ФИО1 относительно недавно – ДД.ММ.ГГГГ г., они проживают в ней и намерены проживать в дальнейшем; по утверждению ФИО1, изложенному им в предварительном судебном заседании, они на улучшение жилищных условий не претендуют, и «лучше жилья в <адрес> не найти». С целью постоянного проживания в эту квартиру вселен и истец – в ДД.ММ.ГГГГ г. Не поставлен вопрос об улучшении жилищных условий и гражданами, проживающими в иных квартирах <адрес>, о чем пояснил в судебном заседании представитель ответчика. В силу закона обязанность содержания квартир и указанного дома в исправном состоянии, в том числе проведения текущего и капитального ремонтов лежит на его собственниках. Принимая решение, суд учитывает также и то, что до ДД.ММ.ГГГГ истец имел собственное жилье – дом в <адрес>, №. Проживая до указанного времени в нем, ФИО1 также обращался в администрацию муниципального образования с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. По результатам обследования, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что этот дом находится в удовлетворительном состоянии, и заключением межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ это жилое помещение было признано пригодным для проживания. Указанный дом был продан ФИО4ФИО6; тот его принял, по утверждению представителя администрации муниципального образования произвел в нем ремонт, проживает по настоящее время. Таким образом, в данном случае подлежат применению нормы ст.53 Жилищного кодекса РФ, согласно которым граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Поскольку истец осуществил отчуждение собственного жилья ДД.ММ.ГГГГ, произвел это по собственному усмотрению, добровольно, возмездно, он может быть поставлен на учет не ранее ДД.ММ.ГГГГ Истец не страдает каким-либо из заболеваний, входящих в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Истец по данным его амбулаторной карты <данные изъяты> За исключением указанного действующее законодательство не предполагает определения жилья пригодным для проживания в зависимости от категорий граждан, проживающих в нем. Таким образом, суд полагает, что у истца Шубина отсутствуют основания быть поставленным на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, поскольку, продав собственное жилье, он намеренно ухудшил свои жилищные условия. Шубин является членом семьи собственников пригодного для проживания жилого помещения, обеспечен жилой площадью выше установленной учетной нормы. Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд pешил: В удовлетворении иска Шубина Е.И. к администрации <адрес> городского поселения о признании права на улучшение жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий отказать. Решение может быть обжаловано в Киpовский областной суд в течение 10 дней. Судья: С.А.Князев
В соответствии с ч.2 ст.5 Закона Кировской области от 04.05.2007 г. «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Кировской области по договорам социального найма» в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и постановки на учет применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная органом местного самоуправления по месту постоянного жительства гражданина, претендующего на признание нуждающимся в жилом помещении. Постановлением главы администрации Пинюгского городского поселения от 27.07.2010 г. № 21 установлена учетная норма в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, в размере 10 кв.м. общей площади на одного человека. На истца (с учетом того, что в этой квартире проживают еще 3 человека) приходится более указанной учетной нормы.