Дело № 2-6872/11 г. РЕШЕНИЕ ИИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ д.м.г Подольский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Митрофановой Т.Н. при секретаре Суторминой И.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карановой ФИО9 к ОАО «Славянка», ОАО «Мосэнергосбыт» о признании права на льготы, обязании произвести перерасчет, взыскании суммы, судебных расходов УСТАНОВИЛ: Истица Каранова И.М., уточнив свои требования (лд 2-6, 78), предъявила иск к ответчикам ОАО «Славянка», ОАО «Мосэнерогосбыт», просит признать за ней право на льготу по оплате жилья и коммунальных услуг, как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, с д.м.г, произвести перерасчет оплаты жилья и коммунальных платежей с д.м.г, взыскать в счет излишне выплаченных денежных средств: по оплате жилья и коммунальных услуг с ОАО «Славянка» 83329 руб. 36 коп., по оплате электроэнергии с ОАО «Мосэнергосбыт» - 7963 руб. 20 коп., с ответчиков расходы за составление искового заявления в размере 2000 руб. Свои требования мотивирует тем, что является медицинским работником, проживающим в сельской местности, однако с д.м.г ей прекратили предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Истица Каранова И.М. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала. Ответчик – представитель ОАО «Славянка» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (лд 94). Ответчик – представитель ОАО «Мосэнергосбыт» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (лд 93). Третье лицо – представитель Министерства социальной защиты населения <адрес> в судебное заседание не явился, письменно просил дело рассмотреть в их отсутствие (лд 79). Третье лицо – представитель ФГКЭУ «192 КЭЧ района» Минобороны России в судебное заседание не явился, имеется свидетельство от д.м.г о внесении записи в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения (лд 96). Третьи лица – ФИО5, ФИО6, ФИО7 в судебное заседание не явились, письменно просили дело рассмотреть в их отсутствие (лд 68, 77). Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, находит исковые требования подлежащими отклонению. В судебном заседании установлено, что Каранова И.М. работает в медицинском пункте в/ч 61991 в должности медицинской сестры с 2000 г. по настоящее время (лд 17). Каранова И.М. вместе с супругом ФИО5, сыном ФИО6 и дочерью ФИО7 зарегистрированы в <адрес>а, квартира не приватизирована (лд 19-20, 24). Согласно справки ОАО «Славянка» от д.м.г, Каранова И.М. совместно с семьей зарегистрирована и проживает в <адрес>а на ведомственной жилой площади, принадлежащей МО РФ в военном городке закрытого типа (лд 16). Как следует из лицевого счета на квартиру истицы, до д.м.г ей предоставлялись льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, оплата жилья и отопления не начислялась. С д.м.г указанные коммунальные услуги начисляются (лд 21-23). РЭУ № представлен расчет компенсационных затрат по квартплате, отоплению, электроэнергии, подлежащих выплате Карановой И.М., как медицинскому работнику за период с д.м.г по д.м.г, согласно которого размер компенсации по квартплате составляет 32587 руб. 64 коп., по отоплению 43008 руб. 92 коп., по электроэнергии 15696 руб., всего по домоуправлению 83 329 руб. 36 коп., ОАО «Мосэнергосбыт» - 7963 руб. 20 коп. (лд 95). На основании приказа № от д.м.г о приеме-передаче жилищного фонда, оборудования, объектов благоустройства военных городков, технической документации, домоуправление и общежитие военного городка № в/ч 61991 переданы в подчинение 192 КЭЧ района (лд 51-55). В соответствии с п. 2 соглашения № от д.м.г о взаимодействии в выполнении на территории Подольского муниципального района <адрес> №-ОЗ от д.м.г «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной области», заключенного между <адрес> Управлением социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> и ОАО «Славянка» (с учетом дополнительного соглашения от д.м.г) ОАО «Славянка» обязуется предоставлять Управлению социальной защиты сведения о количестве граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в электронной форме, осуществляет начисление платежей и за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в полном объеме в соответствии с действующими на территории района тарифами и передает данную информацию Управлению (лд 47-50). д.м.г ОАО «Славянка» в адрес истицы направлено письмо о том, что в соответствии с Законом МО №-ОЗ от д.м.г «О переходе к предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в <адрес> в денежной форме» возмещением расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, занимается <адрес>ное Управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <адрес> (лд 10). Согласно справки администрации сельского поселения <адрес>а № лз от д.м.г в/ч 61991 расположена на территории сельского поселения <адрес>а, которое имеет статус сельской местности (лд 11). Согласно справок <адрес> Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты <адрес> от д.м.г и от д.м.г Каранова И.М. на учете в <адрес>ном управлении социальной защиты населения не состоит, меры социальной поддержки как медицинскому работнику в соответствии со ст. <адрес> №-ОЗ от д.м.г не предоставляются, меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с указанным законом не предусмотрены (лд 12, 14). Как следует из справки филиала № ФБУ «Управления финансового обеспечения МО РФ по <адрес> и <адрес>» от д.м.г, указанная организация компенсаций по оплате коммунальных услуг медицинским работникам и работникам культуры не предоставляет, данная обязанность возлагается на домоуправления по месту работы (лд 15). В соответствии с п. 30 ст. <адрес> от д.м.г N 36/2006-ОЗ (ред. от д.м.г) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>" (принят постановлением Мособлдумы от д.м.г N 5/171-П)), «настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся лица, работающие и имеющие место жительства в сельских населенных пунктах и поселках городского типа <адрес>: врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственных и муниципальных учреждений социально-культурной сферы в <адрес>; младший медицинский персонал и работники не из числа медицинских работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения <адрес>, государственных учреждений социального обслуживания населения <адрес> и муниципальных учреждений здравоохранения в <адрес>». Статьей 5 Федерального закона от д.м.г N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" признаны утратившими силу Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от д.м.г "Об оплате жилых помещений в городах и рабочих поселках" и от д.м.г "О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках", а статьей 6 данного Федерального закона предусмотрено, что положения указанных в его статье 2 законодательных актов (включая часть вторую статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан) об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до д.м.г. Пункт 50 статьи 35 Федерального закона от д.м.г N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" признал часть вторую статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (закреплявшую право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальных систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством) утратившей силу и дополнил эту статью частями четвертой, пятой и шестой, согласно которым меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации; те же меры для аналогичных категорий работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления. Как следует из материалов дела, истица, работающая в должности медицинской сестры медицинского пункта воинской части, дислоцированной в сельской местности, до д.м.г пользовалась на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции, действовавшей до д.м.г) правом на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением, реализация которого обеспечивалась воинской частью в порядке и по нормам, предусмотренным для аналогичной категории работников соответствующих гражданских учреждений, за счет средств федерального бюджета, выделявшихся на эти цели Министерству обороны Российской Федерации. В дальнейшем предоставление ей жилищно-коммунальных льгот было прекращено со ссылкой на то, что ни Федеральный закон от д.м.г N 52-ФЗ, ни вступившие в силу с д.м.г Федеральный закон от д.м.г N 122-ФЗ и направленный на реализацию его предписаний <адрес> «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>" (принят постановлением Мособлдумы от д.м.г N 5/171-П) не предусматривают возможность установления с указанной даты для медицинских работников медицинских пунктов воинских частей Министерства обороны Российской Федерации мер социальной поддержки в виде бесплатного пользования жилым помещением с отоплением и освещением в сельской местности. Определением Конституционного Суда РФ от д.м.г N 268-О-П "По жалобе гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав положениями статей 5 и 6 Федерального закона от д.м.г N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и пункта 50 статьи 35 Федерального закона от д.м.г N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что статьи 5 и 6 Федерального закона от д.м.г N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" и пункт 50 статьи 35 Федерального закона от д.м.г N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предполагают лишение медицинских работников лазаретов воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до д.м.г на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. В данном Определении указано, что пункт 50 статьи 35 Федерального закона от д.м.г N 122-ФЗ, передающий решение вопросов социальной поддержки медицинских работников, а следовательно, и тех из них, кто работает и проживает в сельской местности, органам государственной власти и местного самоуправления, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения, сам по себе не противоречит конституционным предписаниям. В то же время, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, передача федеральным законодателем в соответствии с частью четвертой статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в редакции Федерального закона от д.м.г N 122-ФЗ Правительству Российской Федерации полномочия по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с д.м.г мер социальной поддержки медицинским работникам лишь федеральных специализированных организаций здравоохранения, каковыми военные госпитали Министерства обороны Российской Федерации не являются, лишила медицинских работников этих госпиталей (в отличие от аналогичной категории работников иных организаций здравоохранения) возможности приобрести право на устанавливаемые меры социальной поддержки, а для лиц, пользовавшихся до д.м.г жилищно-коммунальными льготами на основании части второй той же статьи в прежней редакции, фактически повлекла утрату права на них без какой-либо компенсации. Основываясь на правовых позициях, сформулированных в ранее вынесенных решениях, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от д.м.г N 122-ФЗ правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Министерства обороны Российской Федерации, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до д.м.г на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, и обязал федерального законодателя урегулировать порядок предоставления им мер социальной поддержки, а до его установления возложил на Российскую Федерацию обязанность по сохранению жилищно-коммунальных льгот для тех из них, кто пользовался этими льготами до указанной даты. Данный вывод в полной мере распространяется на медицинских работников, которые проживают в сельской местности и работают в лазаретах воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, оказывающих военнослужащим медицинскую помощь аналогичного характера. Что касается статей 5 и 6 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг", то они не содержат положений, препятствующих реализации права на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением, приобретенного в соответствии с частью второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан до д.м.г медицинскими работниками, проживающими и работающими в сельской местности, и - во взаимосвязи с преамбулой, частью 1 статьи 153 и пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от д.м.г N 122-ФЗ - не могут истолковываться как создающие такое препятствие для тех из указанных лиц, которые работают в лазаретах воинских частей Министерства обороны Российской Федерации. Определением Конституционного Суда РФ от д.м.г N 947-О-П "По жалобе гражданки ФИО2 на нарушение ее конституционных прав положением пункта 50 статьи 35 Федерального закона от д.м.г N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплено, что установленное пунктом 50 статьи 35 Федерального закона от д.м.г N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовое регулирование не предполагает лишение медицинских работников военных госпиталей Министерства обороны Российской Федерации, работающих и проживающих в сельской местности, жилищно-коммунальных льгот, которыми они пользовались до д.м.г на основании части второй статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходит из того, что истица является медицинской сестрой медицинского пункта, а не лазарета либо военного госпиталя. Установление же тождественности характера работы либо учреждения не входит в предмет доказывания при рассмотрении настоящего спора. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат отклонению в полном объеме. Руководствуясь ст. 194 – 199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: В иске Карановой ФИО10 о признании права на льготы по оплате жилья и коммунальных услуг как медицинскому работнику, проживающему в сельской местности, с д.м.г, обязании произвести перерасчет оплаты жилья и коммунальных платежей с д.м.г, взыскании в счет излишне выплаченных денежных средств: по оплате жилья и коммунальных услуг с ОАО «Славянка» 83329 руб. 36 коп., по оплате электроэнергии с ОАО «Мосэнергосбыт» - 7963 руб. 20 коп., расходов за составление искового заявления в размере 2000 руб. отказать Решение может также обжаловано в Московский областной суд через Подольский городской суд в течение 10 дней. Председательствующий судья: Митрофанова Т.Н.