Дело № 2-411/2010 годР Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
г.Починок Смоленской области 21 июля 2010 года
Починковский районный суд Смоленской области
В составе судьи Новиковой Н.Ф.,
с участием старшего помощника прокурора Починковского района Смоленской области Лобковой В.В.,
при секретаре Корольковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов Романенко Г.В. к Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, отделу образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, Департаменту Смоленской области по образованию и науке об обязании предоставления Романенко Г.В. меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением в полном объёме, начиная с 1 января 2008 года и по иску Романенко Г.В. к Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, отделу образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с иском в защиту интересов Романенко Г.В. к Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, отделу образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области об обязании предоставления Романенко Г.В. меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением в полном объёме, начиная с 1 января 2008 года.
В обоснование требований указал, что в связи с обращением Романенко Г.В. о не предоставлении ей в полном объёме льгот в виде бесплатного отопления прокуратурой Починковского района Смоленской области проведена проверка.
Проверкой установлено, что Романенко Г.В. в соответствии с Законом Смоленской области от 28 декабря 2004 года №118-з «Об образовании в Смоленской области» имеет право на меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением.
Считает, что, исходя из данных учётной карточки абонента ООО «Смоленскрегионгаз» Романенко Г.В., установлено, что бесплатная жилая площадь с отоплением ей в полном объёме не предоставляется. Так, в 2008 году оплата за отопление ежемесячно для Романенко Г.В. составляла 596 рублей 90 копеек. Общая сумма, подлежащая оплате за отопление за 2008 год, составила 7.162 рубля 80 копеек. Возмещено из бюджета по субсидии 5.748 рублей 48 копеек, а образовавшуюся задолженность за отопление в сумме 1.414 рублей 32 копейки Романенко Г.В. вынуждена оплачивать из собственных средств. Стоимость газа, используемого на отопление с учетом повышения цен за газ, в 2009 года для Романенко Г.В. составила: январь, февраль, март – 629 рублей 40 копеек ежемесячно; апрель, май, июнь – 703 рубля 60 копеек ежемесячно; июль, август, сентябрь – 781 рубль 80 копеек ежемесячно; октябрь, ноябрь – 806 рублей 70 копеек ежемесячно. За указанный период 2009 года размер платы за газ, используемый на отопление, составил 7.957 рублей 80 копеек. Возмещено Романенко Г.В. из бюджета по субсидии 5.090 рублей 17 копеек. Из собственных средств истица вынуждена оплачивать за отопление своей жилой площади 2.507 рублей 63 копейки.
В соответствии с Законом Смоленской области от 25 апреля 2006 года №29-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений» органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению данной меры социальной поддержки.
Финансирование льгот педагогическим работникам осуществляется за счёт субвенции бюджетам муниципальных районов из областного бюджета. Расчет расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением производится отделом образования в соответствиями с Постановлениями главы администрации МО «Починковский район» Смоленской области от 13 февраля 2008 года №19 и от 11 февраля 2009 года №16.
Указанный расчет расходов производится отделом образования с учётом нормативов площади жилья и потребления топлива, используемого для производства тепловой энергии, установленных Законом Смоленской области от 31 января 2008 года №3-з «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений».
На основании представленных расчетов Починковское финансовое управление администрации МО «Починковский район» Смоленской области предоставляет в Департамент Смоленской области по образованию и науке сводный расчет расходов и заявку на финансирование льгот педагогическим работникам.
Считает, что в результате применения установленных нормативов в отношении Романенко Г.В., она вынуждена нести расходы, связанные с оплатой за отопление, из собственных средств, что не соответствует требованиям действующего федерального законодательства.
Согласно ст.ст. 72, 76 Конституции Российской Федерации, общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в Федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 ЖК РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 ЖК РСФСР перечисленным категориям работников льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставлялись без каких-либо ограничений и норм. По нормам предоставлялось только жилое помещение.
Считает, что поскольку на федеральном уровне льготы по обеспечению бесплатного отопления предоставляются без каких-либо ограничений, а Романенко Г.В. предоставлено законом право пользования указанными льготами, то она должна быть освобождена в полном объёме от оплаты за отопление, независимо от размера занимаемого ею жилого помещения и нормативов потребления топлива на отопление данного помещения.
Просит признать незаконными действия Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области и отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по не предоставлению Романенко Г.В. в полном объеме бесплатно меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением; обязать Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области и отдел образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области предоставить Романенко Г.В. меру социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением в полном объёме бесплатно, начиная с 1 января 2008 года в соответствии с требованиями Закона Смоленской области от 28 декабря 2004 года №118-з «Об образовании в Смоленской области».
Определением Починковского районного суда Смоленской области от 26 января 2010 года по данному делу в качестве соответчика привлечен Департамент Смоленской области по образованию и науке.
Истица Романенко Г.В. также обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области, отделу образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области о взыскании морального вреда.
В обосновании иска указала, что не предоставление ответчиками ей гарантированных Федеральным законом льгот по оплате за отопление нанесли ей – человеку с ограниченными возможностями, инвалиду 2 группы, моральный вред. Она лишена душевного покоя, состояние её здоровья значительно ухудшилось в связи с нерешенным вопросом о долге за отопление, который равен её двум пенсиям. В результате не предоставления льгот на нервной почве обострились заболевания: опорно-двигательной системы – усилилась слабость нижних и верхних конечностей; проявилась аллергия – нервная экзема; обострилась гипертония. Считает, что, не признавая её право на заработанные ею льготы, ответчики ставят её в неравное положение с коллегами. Просит взыскать с Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области компенсацию морального вреда в размере 10.000 рублей, с отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области причиненный ей моральный вред в сумме 5.000 рублей.
В судебном заседании старший помощник прокурора Починковского района Смоленской области Лобкова В.В. требования поддержала в полном объеме и пояснила, что Романенко Г.В. в соответствии со ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" пользуется правом на бесплатную жилою площадь с отоплением и освещением, как педагогический работник. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Считает, что субъект Российской Федерации не наделяется полномочием снижать объём полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как ограничивать круг педагогических работников, пользующихся правом получения таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлен действующими на федеральном уровне нормативно-правовыми актами. В законе лишь определено, что субъект Российской Федерации определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки. Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки данной категории граждан направлен на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.
Просит обязать ответчиков предоставлять Романенко Г.В. меру социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением в полном объеме, начиная с 1 января 2008 года.
Истица Романенко Г.В. в суде исковые требования поддержала в полном объёме.
Представители ответчика администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Чернышева В.В. и Позднякова Н.С. в суде иски не признали и пояснили, что введенный в действие с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РФ прямо не закрепляет жилищно-коммунальные льготы для конкретных категорий граждан. В ч.1 ст.160 ЖК РФ говорится о возможности предоставления отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, компенсацией расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Считает, что Федеральным законом от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам указанных мер социальной поддержки.
Возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению бесплатным отоплением Романенко Г.В., осуществляется в соответствии с областным законом от 31 января 2008 года №3-з "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений".
Областным законом от 25 апреля 2006 года №29-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений» установлена методика расчета нормативов для определения общего объёма субвенции, предоставляемой местным бюджетам из областного бюджета на осуществление государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений.
Согласно данной методике для определения общего объема субвенции, предоставляемой местным бюджетам из областного бюджета на осуществление государственных полномочий, применяются нормативы, рассчитываемые в порядке, аналогичном порядку определения размера возмещения расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, установленному областным законом.
Пунктом 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемой местным бюджетам.
Считает, что предоставление меры социальной поддержки в размерах, превышающих установленные нормативы, приведет к возникновению дополнительных расходов местного бюджета, так как превышение органами местного самоуправления нормативов, используемых в методиках расчета субвенции, не является основанием для выделения дополнительных средств из областного бюджета для финансового обеспечения дополнительных расходов.
В соответствии с ч.3 ст.20 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки были переданы муниципальному образованию только в пределах тех сумм, которые были выделены на эти цели согласно областному закону об областном бюджете на очередной финансовый год. Поэтому ответственность муниципального образования ограничена объемом средств, переданных на реализацию полномочий Смоленской областью. Считают, что Романенко не причинен моральный вред, поэтому ей в иске следует отказать.
Представитель ответчика отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области Савельева Е.Г. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Романенко является педагогическим работником, проработавшим в сельской местности более 10 лет, которая в соответствии со ст.55 Федерального закона от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. Однако, размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, устанавливаются областным законом от 31 января 2008 года №3-з "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений".
Размер возмещения расходов мер социальной поддержки Романенко Г.В. производился в полном объеме и в соответствии с областным законодательством и тарифами, утвержденными Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике.
На федеральном, региональном и местных уровнях в рамках межбюджетных отношений в соответствии с областным законом № 29-з от 25.04.2006 года «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений» определяется размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки, установленных федеральным законодательством, то есть речь идет только о механизме финансового обеспечения предоставления мер социальной поддержки за счет средств бюджетов разных уровней.
В настоящем областном законе определяется методика расчета нормативов для определения общего объема субвенции, предоставляемой бюджетам муниципальных районов на осуществление государственных полномочий.
Следовательно, к компетенции субъектов РФ отнесено право определить порядок возмещения расходов на предоставление мер социальной поддержки в виде права педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то есть порядок финансового обеспечения предоставления указанных мер социальной поддержки в рамках межбюджетных отношений, а не сам порядок предоставления, который установлен федеральным законодательством и является единым и общеобязательным для применения во всех субъектах РФ.
Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на такие цели в областном бюджете на соответствующий год.
Таким образом, в настоящее время в связи с отменой нормативных актов федерального значения, предусматривавших порядок предоставления льгот, а также конкретные обязанности должностных лиц по их предоставлению, такие льготы определяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и финансируются за счет средств соответствующих бюджетов.
В дальнейшей эти расходы регионов субсидируются из областного бюджета в пределах выделяемых на это средств.
При установлении субъектами РФ порядка возмещения фактически не обеспечивается право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, то есть не возмещаются расходы по стопроцентной оплате. Следовательно, нарушаются права работников, гарантированные Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативно правовыми актами. Отдел образования возмещал расходы по оплате за отопление в соответствии с нормами, установленными областным законодательством, следовательно, Отдел образования со своей стороны выполнил все обязательства по возмещению оплаты по мерам социальной поддержки.
В данном случае при определении субъекта ответственности правомерно исходить из того, что предоставление указанных льгот предусмотрено Законом Российской Федерации «Об образовании», финансирование предусмотренных Федеральным законом мер социальной поддержки должна осуществлять Российская Федерация, гарантировавшая их предоставление в лице финансового органа.
Просит отказать в исковых требованиях и Романенко Г.В. о возмещении морально вреда, поскольку с их стороны нет вины в данном споре.
Представитель ответчика Департамента Смоленской области по образованию и науке в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица ООО «Смоленскрегионгаз» в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Согласно представленным возражениям, ООО «Смоленскрегионгаз» не согласно с исковыми требованиями по следующим основаниям:
В соответствии с частью 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1997 № 3266-1 «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 8 областного закона от 28.12.2004 № 118-з «Об образовании в Смоленской области», в редакции, действовавшей до 01.01.2010 года, меры социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) устанавливаются федеральным законодательством и распространяются на совместно проживающих с ними членов семей. Обеспечение указанных педагогических работников бесплатной жилой площадью осуществляется путем освобождения их от оплаты жилья. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются областным законом от 31.01.2008 № 3-з «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений», который согласно статье 1 принят в соответствии с Законом РФ «Об образовании», установлено количество топлива, исходя из которого определяется размер возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.
Таким образом, действующим как федеральным, так и областным законодательством возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки названным категориям граждан, в полном объеме не предусмотрено.
Суд, обсудив материалы дела, заслушав прокурора, истицу, представителей ответчиков, приходит к следующему.
Согласно ч.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании", педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должна предоставляться в порядке, установленном федеральным законодательством Российской Федерации.
Согласно федеральному законодательству размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации, а следовательно субъект Российской Федерации вправе устанавливать порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, что направлено на формирование механизма межбюджетных отношений, но не регулировать правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Согласно пп. «е, к» и пп.2,5 ст.76 Конституции РФ общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу ч.3 ст.8 Закон Смоленской области от 28 декабря 2004 г. N 118-з "Об образовании в Смоленской области" (с изменениями от 30 ноября 2005 г., 25 апреля, 6 июля, 28 ноября 2006 г., 2 апреля, 28 ноября 2007 г., 28 мая, 30 сентября 2008 г., 10, 27 июля, 30 октября, 26 ноября, 18 декабря 2009 г.), право на меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) сохраняется за перешедшими на пенсию педагогическими работниками образовательных учреждений, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию они пользовались такими мерами социальной поддержки, а также за совместно проживающими с ними членами их семей. Указанное право сохраняется также за перешедшими на пенсию педагогическими работниками образовательных учреждений, проживающими в городах, если они проработали в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию проживали в городах и пользовались такими мерами социальной поддержки, а также за совместно проживающими с ними членами их семей. Право на указанные меры социальной поддержки сохраняется за членами семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера они пользовались этими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, которая является для них единственным источником средств существования независимо от вида получаемой ими пенсии.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, Романенко Г.В. в соответствии со ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1"Об образовании" имеет право на меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением, как педагогический работник, проработавший на селе более 10 лет к моменту выхода на пенсию, что подтверждается копией трудовой книжки истицы.
Кроме того, Романенко Г.В. в 2008 и 2009 годах работала в должности воспитателя детского сада д. ... Починковского района Смоленской области, что следует из представленных списков граждан, имеющих право на льготы по оплате природного газа.
Согласно сообщению начальника отдела социальной защиты населения в Починковском районе от ** ** ** года за № **, Романенко Г.В. состоит на учёте в отделе социальной защиты населения как инвалид 2 группы. Мерами социальной поддержки по оплате жилой площади и коммунальных услуг в 2008 и 2009 годах как инвалид не пользовалась в связи с получением мер социальной поддержки по областному закону №118-з от 28 декабря 2004 года как педагогический работник л.д.11).
Однако, Романенко Г.В. не в полном объёме возмещалась плата за отопление, что подтверждается учетной карточкой абонента ООО «Смоленскрегионгаз» лицевой счет № **, согласно которой у истицы имеется задолженность по оплате за отопление л.д.116-117).
Из представленного ответчиком расчета л.д.31-32) усматривается, что Романенко Г.В. в 2008 – 2009 годах предоставлялась мера социальной поддержки в виде бесплатного отопления по норме, в соответствии с пп.2 п.3 ст.2 Закона Смоленской области от 31 января 2008 года №3-з «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений», а именно в 2008 году истице возмещены расходы по отоплению в сумме 5.748 рублей 48 копеек, за 1-3 квартал 2009 года – 5.090 рублей 17 копеек, что не покрывает все затраты на отопление, а следовательно данная норма не предусматривает полного возмещения расходов по оплате за отопление, на что Романенко Г.В. имеет право в соответствии с федеральным законодательством, на что указано в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 21 апреля 2010 года №36-Г10-6.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования прокурора Починковского района Смоленской области о предоставлении Романенко Г.В. меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением в полном объеме, начиная с 1 января 2008 года, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд считает, что требования истицы Романенко о возмещении морального вреда подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 151, 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учётом фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Пленум Верховного суда РФ в п.8 постановления «О некоторых вопросах применения законодательства о компенсации морального вреда» указал, что размер компенсации зависит от характера и объёма, причинённых истцу нравственных и физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств.
Романенко Г.В. является инвалидом 2 группы с ** ** ** года, согласно справке серии МСЭ-2007 № ** л.д.11).
Не предоставление ответчиками льгот истице меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением в полном объеме с 1 января 2008 года послужило причиной к ухудшению состояния её здоровья, что подтверждается выписками из её медицинских амбулаторных карт, из которых усматривается, что она неоднократно обращалась к невропатологу, терапевту, дерматологу.
С учетом разумности и справедливости суд считает необходимым взыскать в пользу Романенко Г.В. компенсацию морального вреда с Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области в размере ... рублей, с отдела образования Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области ... рублей.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Иск прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.
Признать незаконными действия Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области и отдел образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области по не предоставлению Романенко Г.В. в полном объёме, бесплатно, меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением.
Обязать Администрацию муниципального образования «Починковский район» Смоленской области и отдел образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области предоставлять Романенко Г.В. меру социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением в полном объёме, бесплатно, начиная с 1 января 2008 года.
Иск Романенко Г.В. удовлетворить частично.
Взыскать в пользу Романенко Г.В. компенсацию морального вреда: с Администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области в размере ... рублей, с отдела образования администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области ... рублей.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области, начиная с 26 июля 2010 года – с момента изготовления мотивированного решения.
Судья: Новикова Н.Ф.