22.07.2010 г. - Решение об оспаривании действий начальника ФГКЭУ `Кубинская КЭЧ района` МО РФ



Дело № 2-567/2010

Р Е Ш Е Н И Е

г. Починок 22 июля 2010 года

Судья Починковского районного суда Смоленской области Ковалев В.Д.,

с участием заявителя Никончук А.Н.,

при секретаре Николаевой С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Никончук А.Н. об оспаривании действий начальника ФГКЭУ «Кубинской КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Никончук А.Н. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника ФГКЭУ «Кубинской КЭЧ района» Министерства обороны РФ, связанных с не включением заявителя и членов его семьи в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

В обоснование требований указал, что решением жилищной комиссии войсковой части № ** –протокол № ** от 15 декабря 2009 года он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий (получении постоянного жилья). 10 марта 2010 года от начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» пришло уведомление о том, что он не может быть признан нуждающимся в улучшении жилой площадью по установленной норме по договору социального найма. Однако договор социального найма он не заключал и считает отказ необоснованным в связи с тем, что он проживал на территории закрытого военного городка и имел служебное жилье на период прохождения военной службы. А поэтому просит признать действия начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерство обороны незаконными и обязать последнего включить его и членов его семьи в автоматизированную систему учета военнослужащих на улучшении жилищных условий (получении жилья в избранном месте). А также взыскать расходы, связанные с обращением в суд.

В судебном заседании Никончук А.Н. требования, изложенные в заявлении поддержал полностью и указал, что его жилищные правоотношения возникли до 17 марта 2010 года, то есть до издания Правительством РФ распоряжения № 349-р 17.03.2010 года. Нуждающимся в улучшении жилищных условий он был признан 15 декабря 2009 года. В соответствии со ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, действиями начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ была ограничена реализация его права на жилище, право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

Представитель ФГКЭУ «кубинская КЭЧ района» Министерства обороны России в судебное заседание не явился и согласно представленного возражения с заявленными требованиями ответчик не согласен, так как ** ** ** запаса Никончук А.Н. уволен с военной службы 21 августа 2006 года по достижению предельного возраста. В списках очередников части за период 2006-2009 года не стоял, нуждающимся в получении жилых помещений признан не был. Считают что военнослужащий Никончук А.Н. с семьей обеспечен жилой площадью по последнему месту службы в ... ордер № ** от ** ** ** года, жилая площадь соответствует нормам, установленным органами местного самоуправления, жилое помещение к специализированному жилищному фонду не отнесено. Распоряжением Правительства РФ №349-р от 17.03.2010 года военный поселок Шаталово-1 исключен из перечня имеющих жилищный фонд военных городков, следовательно, граждане, проживающие в п. Шаталово-1, могут реализовать свое право на приобретение занимаемого им жилого помещения в собственность.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно под. а п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более;

Из под а п. 18 вышеуказанных правил, усматривается, что выдачу сертификатов осуществляют:

а) гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти);

Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N 752-р
(с изменениями от 2 августа, 9 ноября 2001 г., 18 января, 9 июля 2002 г., 6 февраля, 21 марта, 6 мая, 6 декабря 2003 г., 12 мая 2004 г., 17 марта, 29 декабря 2005 г., 4 ноября 2006 г., 22 января 2007 г., 7 февраля, 27 октября 2008 г., 25 мая, 15 сентября 2009 г., 17 марта 2010 г.) утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в том числе Смоленская область Починковский район п. Шаталово-1

Как установлено пунктом 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утв. приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Согласно статье 37 той же Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.

С учетом вышеназванного законодательства, последнее не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем с учетом выраженного им желания- по избранному им месту постоянного жительства. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании Никончук А.Н. проживал и проживает со своей семьей в составе жена- Н.Н.А. и сын- Н.А.А. по ордеру № ** серия № ** от ** ** ** года в квартире № ** в доме № ** по адресу: ... - ... .... Указанная квартира была предоставлена Никончук А.Н. в качестве служебного жилого помещения в связи с прохождения им военной службы на территории закрытого военного городка – Шаталово -1 который распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 349-р исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 г. N 752-р.

Никончук А.Н. 10 апреля 2006 года подал рапорт командиру Войсковой части ** ** ** об увольнении с военной службы в запас по под. «а» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности». Также просил уволить его с предоставлением жилья.

Приказом командира войсковой части ** ** ** от 5 октября 2006 года старший ** ** ** Никончук А.Н. с ** ** ** года уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе под. «а» п.1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Общая продолжительность военной службы Никончук А.Н. в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составляет 21 год.

Из справки Домоуправления № ** Кубинской КЭЧ района усматривается, что Никончук А.Н. зарегистрирован и проживает по адресу: ... совместно с ним зарегистрированы жена- Н.Н.А. сын- Н.А.А. Квартира принадлежит жилому фонду МО РФ.

Согласно выписки из протокола № ** заседания жилищной комиссии войсковой части ** ** ** от ** ** ** года старший ** ** ** запаса Никончук А.Н. включен в список очередником на получение постоянного жилья.

При проверки правильности включения военнослужащих в списки очередников начальником ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» командиру войсковой части ** ** ** предложено устранить недостатки, а именно пенсионер Никончук А.Н. не может быть признан очередником части, поскольку Никончук А.Н. и члены его семьи обеспечены жилым помещением по договору социального найма. Таким образом начальник ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» отказал о включении заявителя и членов его семьи в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).

При таких обстоятельствах суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Так, судом бесспорно установлено, что при увольнении с военной службы Никончук А.Н. просил командира части обеспечить его жильем, что прямо усматривается из его рапорта, жилищной комиссией он в установленном законом порядке был признан нуждающимся в постоянном жилье и включен список очередников на получение постоянного жилья, однако до настоящего времени его право на жилище не реализовано.

И для реализации своего права при увольнении с военной службы на выбор постоянного места жительства, Никончук должен быть включен в автоматизированную систему учета.

Ссылку заинтересованного лица на то обстоятельство, что городок Шаталово-1 потерял статус закрытого, и заявитель имеет право получить занимаемое им жилье в собственность и таким образом Никончук лишился основания получения жилого помещения, суд находит несостоятельной. Так как, при этом будет ограничена реализация права заявителя на жилище. При этом в соответствии с вышеназванной инструкцией при предоставлении жилья военнослужащим они обязаны предоставить документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы, а потому суд взыскивает с ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерство Обороны уплаченную заявителем государственную пошлину при подаче жалобы в сумме 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Заявление Никончук А.Н. удовлетворить.

Признать действия начальника ФГКЭУ «Кубинской КЭЧ района» Министерство Обороны связанные с отказом в постановке на учет Никончук А.Н. членом его семьи в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшения жилищных условий) в избранном месте незаконными.

Обязать Начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерство Обороны включить Никончук А.Н. и членов его семьи в автоматизированную систему учета военнослужащих, нуждающихся в получении жилых помещений (улучшение жилищных условий).

Взыскать с ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерство Обороны в пользу Никончук А.Н. 200 рублей в возврат госпошлины.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд

.Председательствующий В.Д. Ковалев