10.08.10 г. - Решение об оспаривании действия должностного лица.



Дело № 2- 603/10

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Починок Смоленской области 10 августа 2010 года

Судья Починковского районного суда Смоленской области Решетняк Р.В.,

заявителя Николаева А.В.,

представителя заявителя Горбацевича С.М.,

при секретаре Левченковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Николаева А.В. об оспаривании действий начальника Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Кубинская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Николаев А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Кубинская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России), отказавшего в согласовании его кандидатуры в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.

В обоснование своих требований заявитель указал, что решением жилищной комиссии войсковой части № ** ** ** ** года он был включен в список получателей государственных жилищных сертификатов, однако в адрес командира части от начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России поступило письмо от ** ** ** года об отказе в согласовании его кандидатуры в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов, так как военный городок Ш. исключен из списка закрытых военных городков, поэтому он утратила право на получение жилищного сертификата. Считает отказ необоснованным в связи с тем, что он проживал на территории закрытого военного городка, и имел служебное жилье на период прохождения военной службы. А поэтому просит признать действия начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России незаконными и обязать последнего согласовать его кандидатуру в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал полностью и указал, что жилищные правоотношения Николаева А.В. возникли до ** ** ** года, то есть до издания Правительством РФ распоряжения 17 марта 2010 года № 349-р. Нуждающимся в улучшении жилищных условий он был признан ** ** ** года. В соответствии со статьёй 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, действиями начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России была ограничена реализация его права на жилище, права на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

Представитель ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России в судебное заседание не явился и согласно представленного возражения с заявленными требованиями ответчик не согласен, так как Николаев А.В. в списках очередников части не стоял, нуждающейся в получении жилых помещений признан не был. Считает, что заявитель обеспечен жилой площадью по последнему месту службы в п.Ш., где жилая площадь соответствует нормам, установленным органами местного самоуправления. Жилое помещение, занимаемое им, к специализированному жилищному фонду не отнесено. Распоряжением Правительства РФ №349-р от 17 марта 2010 года военный поселок Ш. исключен из перечня имеющих жилищный фонд военных городков, следовательно, граждане, проживающие в п.Ш., могут реализовать свое право на приобретение занимаемого им жилого помещения в собственность.

Суд, заслушав заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, считает, что заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно под. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы, которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Из пп. «а» п. 18 вышеуказанных правил, усматривается, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).

Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р
(с изменениями от 2 августа, 9 ноября 2001 года, 18 января, 9 июля 2002 года, 6 февраля, 21 марта, 6 мая, 6 декабря 2003 года, 12 мая 2004 года, 17 марта, 29 декабря 2005 года, 4 ноября 2006 года, 22 января 2007 года, 7 февраля, 27 октября 2008 года, 25 мая, 15 сентября 2009 года, 17 марта 2010 года) утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в том числе п.Ш. Починковского района Смоленской области.

Как установлено пунктом 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утв. приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года № 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Согласно статье 37 той же Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.

С учетом вышеназванного законодательства, последнее не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем с учетом выраженного им желания- по избранному им месту постоянного жительства. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании Николаев А.В. проживал и проживает в квартире № ** дома № ** в п.Ш. Починковского района Смоленской области совместно с женой Н., на основании ордера № ** от ** ** ** года. Указанная квартира была предоставлена ему в качестве служебного жилого помещения в связи с прохождения военной службы на территории закрытого военного городка Ш., который распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 года N 349-р исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 года N 752-р.

Приказом командира войсковой части Николаев А.В. уволен с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Общая продолжительность её военной службы в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составляет 20 лет.

Из справки Домоуправления № 5 Кубинской КЭЧ района усматривается, что Николаев А.В. зарегистрирован и проживает по адресу: Смоленская область Починковский район, п.Ш., д. № **, кв. № ** совместно с женой Н. Квартира принадлежит жилому фонду МО РФ.

Согласно выписке из протокола № ** заседания жилищной комиссии войсковой части № ** от ** ** ** года Николаев А.В. включен в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов.

Впоследствии, начальник ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России письмом от ** ** ** года № ** сообщил командиру войсковой части № ** о том, что военнослужащие, уволенные в запас и проживающие в п.Ш. утратили основания для получения государственных жилищных сертификатов, так как военный городок Ш. исключен из перечня имеющих жилищный фонд военных городков.

Однако, судом бесспорно установлено, что при увольнении с военной службы Николаев А.В. просил командира части обеспечить его жильем, жилищной комиссией он в установленном законом порядке был признан нуждающимся в постоянном жилье и включен в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов, но до настоящего времени его право на жилище не реализовано. А для реализации своего права на выбор постоянного места жительства, заявитель должен быть включен в автоматизированную систему учета.

Суд находит несостоятельной и не основанной на законе ссылку начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России на то обстоятельство, что городок Ш. потерял статус закрытого, и заявитель имеет право получить занимаемое им жилье в собственность, лишаясь, таким образом, основания для получения государственного жилищного сертификата, так как, при этом будет ограничена реализация права заявителя на жилище. При этом в соответствии с вышеназванной инструкцией при предоставлении жилья военнослужащим они обязаны предоставить документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Николаева А.В. удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Кубинская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации отказавшего в согласовании кандидатуры Николаева А.В. в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.

Обязать начальника Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Кубинская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации согласовать кандидатуру Николаева А.В. в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области.

Судья: Р.В. Решетняк