Дело № 2- 604/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Починок Смоленской области 10 августа 2010 года
Судья Починковского районного суда Смоленской области Решетняк Р.В.,
заявителя Гавриленко Н.В.,
представителя заявителя Горбацевича С.М.,
при секретаре Левченковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Гавриленко Н.В. об оспаривании действий начальника Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Кубинская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Гавриленко Н.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий начальника Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Кубинская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России), отказавшего в согласовании ее кандидатуры в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.
В обоснование своих требований заявитель указала, что решением жилищной комиссии войсковой части № ** ** ** ** года она была включена в список получателей государственных жилищных сертификатов, однако в адрес командира части от начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России поступило письмо от ** ** ** года об отказе в согласовании ее кандидатуры в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов, так как военный городок Ш. исключен из списка закрытых военных городков, поэтому она утратила право на получение жилищного сертификата. Считает отказ необоснованным в связи с тем, что она проживала на территории закрытого военного городка и имела служебное жилье на период прохождения военной службы. А поэтому просит признать действия начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России незаконными и обязать последнего согласовать ее кандидатуру в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.
В судебном заседании Гавриленко Н.В. и ее представитель требования, изложенные в заявлении поддержали полностью и указали, что её жилищные правоотношения возникли до ** ** ** года, то есть до издания Правительством РФ распоряжения 17 марта 2010 года № 349-р. Нуждающимся в улучшении жилищных условий она была признана ** ** ** года. В соответствии со статьёй 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Таким образом, действиями начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России была ограничена реализация его права на жилище, право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.
Представитель ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России в судебное заседание не явился и согласно представленного возражения с заявленными требованиями ответчик не согласен, так как Гавриленко Н.В. в списках очередников части не стояла, нуждающейся в получении жилых помещений признана не была. Считает, что заявительница обеспечена жилой площадью по последнему месту службы в п.Ш., где жилая площадь соответствует нормам, установленным органами местного самоуправления. Жилое помещение, занимаемое ей, к специализированному жилищному фонду не отнесено. Распоряжением Правительства РФ №349-р от 17 марта 2010 года военный поселок Ш. исключен из перечня имеющих жилищный фонд военных городков, следовательно, граждане, проживающие в п.Ш., могут реализовать свое право на приобретение занимаемого им жилого помещения в собственность.
Суд, заслушав заявителя и его представителя, исследовав материалы дела, считает, что заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно под. «а» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы, которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Из пп. «а» п. 18 вышеуказанных правил, усматривается, что выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р
(с изменениями от 2 августа, 9 ноября 2001 года, 18 января, 9 июля 2002 года, 6 февраля, 21 марта, 6 мая, 6 декабря 2003 года, 12 мая 2004 года, 17 марта, 29 декабря 2005 года, 4 ноября 2006 года, 22 января 2007 года, 7 февраля, 27 октября 2008 года, 25 мая, 15 сентября 2009 года, 17 марта 2010 года) утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в том числе п.Ш. Починковского района Смоленской области.
Как установлено пунктом 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утв. приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года № 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Согласно статье 37 той же Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.
С учетом вышеназванного законодательства, последнее не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем с учетом выраженного им желания- по избранному им месту постоянного жительства. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании Гавриленко Н.В. проживала и проживает в квартире № ** в доме № ** в п.Ш. Починковского района Смоленской области, на основании ордера № ** от ** ** ** года. Указанная квартира была предоставлена ей в качестве служебного жилого помещения в связи с прохождения военной службы на территории закрытого военного городка Ш., который распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 года N 349-р исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 года N 752-р.
Приказом командира войсковой части № ** от ** ** ** года сержант Гавриленко Н.В. уволена с военной службы с зачислением в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе. Общая продолжительность её военной службы в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составляет 23 года.
Из справки Домоуправления № 5 Кубинской КЭЧ района усматривается, что Гавриленко Н.В. зарегистрирована и проживает по адресу: Смоленская область Починковский район, п.Ш., д. № **, кв. № **. Квартира принадлежит жилому фонду МО РФ.
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии войсковой части от ** ** ** года Гавриленко Н.В. включена в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов, как имеющая право на отселение из закрытого военного городка.
Впоследствии, начальник ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России письмом от ** ** ** года № ** сообщил командиру войсковой части № ** о том, что военнослужащие, уволенные в запас и проживающие в п.Ш. утратили основания для получения государственных жилищных сертификатов, так как военный городок Шаталово-1 исключен из перечня имеющих жилищный фонд военных городков.
Однако, судом бесспорно установлено, что при увольнении с военной службы Гавриленко Н.В. просила командира части обеспечить ее жильем, жилищной комиссией она в установленном законом порядке был признана нуждающейся в постоянном жилье и включена в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов, как имеющая право на отселение из закрытого военного городка, но до настоящего времени её право на жилище не реализовано. А для реализации своего права на выбор постоянного места жительства, заявительница должна быть включена в автоматизированную систему учета.
Суд находит несостоятельной и не основанной на законе ссылку начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России на то обстоятельство, что городок Ш. потерял статус закрытого, и заявитель имеет право получить занимаемое им жилье в собственность, лишаясь, таким образом, основания для получения государственного жилищного сертификата, так как, при этом будет ограничена реализация права заявителя на жилище. При этом в соответствии с вышеназванной инструкцией при предоставлении жилья военнослужащим они обязаны предоставить документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Гавриленко Н.В. удовлетворить.
Признать незаконными действия начальника Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Кубинская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации отказавшего в согласовании кандидатуры Гавриленко Н.В. в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.
Обязать начальника Федерального государственного квартирно-эксплутационного учреждения «Кубинская квартирно-эксплутационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации согласовать кандидатуру Гавриленко Н.В. в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области.
Судья: Р.В. Решетняк