31.08.2010 г. Решение о включении периода работы в фермерском хозяйстве в трудовой стаж



Дело № 2-570/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Починок Смоленской области 31 августа 2010 года

Починковский районный суд Смоленской области

В составе: судьи Новиковой Н.Ф.,

при секретаре Корольковой Л. А.,

с участием истца Иванова В.И.,

представителя ответчика Ткаченко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова В.И. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Починковском районе Смоленской области о включении периода работы в фермерском хозяйстве в трудовой стаж,

У С Т А Н О В И Л:

Иванов В.И. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Починковском районе Смоленской области (далее – ГУ – УПФ РФ в Починковском районе Смоленской области) о включении периодов работы в фермерском хозяйстве «А.» с 1 ноября 1991 года по 31 декабря 1992 года и с 1 января 1994 года по 31 декабря 2001 года в трудовой стаж.

В обоснование требований истец указал, что в соответствии с решением Исполнительного Комитета Починковского районного Совета народных депутатов от ** ** ** года № ** он является главой фермерского хозяйства «А.» - юридического лица, по настоящее время хозяйство статус не меняло. Согласно записям в трудовой книжке он начал работу в фермерском хозяйстве «А.» с 1 ноября 1991 года.

В марте 2009 года он обратился в Пенсионный фонд РФ Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Починковском районе с заявлением о назначении ему пенсии.

** ** ** года Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ в Починковском районе сообщило, что при начислении истцу пенсии был исключен из подсчёта стажа период работы в фермерском хозяйстве «А.» с ноября 1991 года по декабрь 1992 года и с января 1994 года по декабрь 2001 года, так как за данный период начисление страховых взносов в обязательное пенсионное страхование ФХ «А.» не производило.

В 1993 году Ф/Х «А.» получило прибыль по итогам хозяйственной деятельности за год и произвело необходимые отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1993 год, согласно существующих на тот момент нормативов.

Считает, что в период создания Ф/Х «А.» действовал Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года №348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», согласно которому глава и члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсионное обеспечение в соответствии с п.2 статьи 39 Конституции РФ и Законом РФ «О государственных пенсиях в РСФСР». При этом в их общий стаж засчитывается всё время работы в крестьянском хозяйстве.

Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.

Согласно Постановлению Совета Министров - Правительства РФ от 11 октября 1993 г. №1020 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами. .. страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации» крестьянские (фермерские) хозяйства, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года.

Доход крестьянского (фермерского) хозяйства, в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса в Пенсионный фонд Российской Федерации определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.

26 октября 2000 года вступило в законную силу новое Постановление Правительства РФ №821 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2000 год», которое признало утратившим силу Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11 октября 1993 г. №1020.

Считает, что согласно Постановлению Правительства от 2000 г. и в соответствии с Федеральным законом «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на 2000 год» Правительство Российской Федерации постановило, что крестьянские (фермерские) хозяйства, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу членов крестьянских (фермерских) хозяйств по всем основаниям независимо от источников финансирования за истекший календарный год не позднее 1 апреля 2001 г.

Согласно Закона РФ от 25 декабря 1992 г. №4232-1 «О внесении изменений в статью 8 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» и Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 9 июля 1993 г. №5357-1 тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации установлен в размере 5% их дохода, который отражается в представляемых ими налоговым органам ведомостях финансовых результатов.

Считает, что в соответствии с действовавшим в период времени с 1991 года по 2002 год законодательством, уплата страховых взносов Ф/Х «А.» осуществлялась и рассчитывалась с доходов, полученных за год; как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода; с выплатой в денежной и (или) иной натуральной форме, начисленных в пользу крестьянских (фермерских) хозяйств; в размере 5% их дохода, который отражается в представленных ими налоговым органам ведомостях финансовых результатов; в размере 20,6% по отношению к начисленной оплате труда; в размере 20,6% и 1% с заработка работника.

Считает, что справка, выданная МРИ МНС РФ № ** по Смоленской области, подтверждает финансовые результаты Ф/Х «А.» за период работы с 1991 по 1992 год, с 1994 по 2002 год, а именно факт того, что Ф/Х работало в указанный период времени без получения прибыли – в убыток.

В соответствии со ст.1 ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» от 1 апреля 1996 года №27-ФЗ, в спорный период в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования были указаны работодатели – юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

Действовавший «Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ», утвержденный Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1, также относит к числу плательщиков страховых взносов крестьянские (фермерские) хозяйства.

Считает, что инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 года №318, используя понятие «застрахованные лица», в том числе самостоятельно уплачивающие страховые взносы, и «работодатели», отнесла к числу первых глав крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих статус индивидуальных предпринимателей – ст.23 ГК РФ, к числу вторых – крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус юридических лиц. Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2003 года №422 в Инструкцию были внесены изменения, включившие в число застрахованных лиц самостоятельно уплачивающих страховые взносы, членов крестьянских (фермерских) хозяйств.

Таким образом, в период с 1 января 1992 года по декабрь 2001 года плательщиком страховых взносов, субъектом тарифообложения, являлось фермерское хозяйство «А.», как юридическое лицо.

Пенсия истцу назначена в марте 2009 года. ** ** ** года он обратился с заявлением о пересмотре его трудового стажа и включении в трудовой стаж периодов с 1991 по 1992 год и с 1994 по 2002 год включительно со ссылкой на соответствующие нормативные документы, но получил отказ.

Просит обязать ответчика включить период работы с 1 ноября 1991 года по 31 декабря 1992 года, с 1 января 1994 года по 31 декабря 2001 года в фермерском хозяйстве «А.» в подсчет страхового периода трудового стажа, начиная с 24 марта 2009 года.

Истец Иванов В.И. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объёме и пояснил, что в спорные периоды крестьянское (фермерское) хозяйство «А.» работало в убыток, то есть без получения прибыли, поэтому им – главой данного хозяйства не производились отчисления в Пенсионный фонд РФ, поэтому данные периоды работы были исключены ответчиком, с чем он не согласен.

Считает, что крестьянское (фермерское) хозяйство «А.» является юридическим лицом, поэтому в отношении него подлежит применению Постановление Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года №9-П, согласно которому при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнявших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, указанные лица, - в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц, не могут быть лишены права на включение таких периодов в их страховой стаж.

Просит удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ГУ - УПФ РФ в Починковском районе Смоленской области Ткаченко В.А. иск не признал и пояснил, что фермерским хозяйством «А.» не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ за периоды с 1991 по 1992 года и период с 1994 по 31 декабря 2001 года.

Считает, что согласно определению Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 года №950-О-О, в котором изложено, что гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года №3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Такое регулирование не может рассматриваться как нарушающее права указанных лиц, поскольку иной подход приводил бы к тому, что подтверждением общего трудового стажа (с 1 января 2002 года в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" приравненного к страховому стажу) являлось бы лишь наличие статуса индивидуального предпринимателя (в данном случае - главы крестьянского (фермерского) хозяйства, что противоречило бы принципам пенсионного страхования.

В связи с чем периоды работы с ноября 1991 года по декабрь 1992 года и с января 1994 года по декабрь 2001 года истцу Иванову В.И., как главе фермерского хозяйства «А.», не могут быть зачтены в трудовой стаж при назначении пенсии.

Суд, обсудив материалы дела, выслушав стороны, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 7 ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Из ст.1 Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (действовавшего в спорный период) крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков.

С 1 января 1995 года была введена в действие часть первая ГК РФ, статья 23 которой предусматривает, что крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой форму предпринимательской деятельности гражданина без образования юридического лица.

Однако в соответствии с Федеральным законом от 11 июня 2003 года №74 –ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями от 30 октября 2009 года), крестьянские (фермерские) хозяйства, которые были созданы как юридические лица, вправе сохранить указанный статус до 1 января 2013 года.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании решения исполнительного комитета Починковского районного Совета народных депутатов от 11 апреля 1991 года за № ** Иванов В.И. утвержден главой фермерского хозяйства «А.» с предоставлением в бессрочное пользование для организации фермерского хозяйства растениеводческого направления земельного участка из землепользования колхоза «П.» на площади 17,85 га л.д.7).

Свидетельством о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года, серии 67 № ** подтверждается, что крестьянское (фермерское) хозяйство «А.» зарегистрировано ** ** ** года как юридическое лицо л.д.16). Статус юридического лица Ф/Х «А.» в спорный период не меняло, что следует из Свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 67 № ** от ** ** ** года л.д.18).

Из копии трудовой книжки истца усматривается, что с 1 ноября 1991 года он являлся главой крестьянского (фермерского) хозяйства «А.» л.д.12-13).

Из разъяснения ГУ – УПФ РФ в Починковском районе Смоленской области видно, что из подсчета стажа Иванова В.И. исключен период его работы с ноября 1991 года по декабрь 1992 года и с января 1994 года по декабрь 2001 года как главе фермерского хозяйства «А.», так как за эти периоды фермерским хозяйством не уплачивались страховые взносы в пенсионный фонд РФ л.д.5-6).

Согласно ст. 8 Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с настоящим Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Из ч.1 ст.89 вышеназванного закона, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Статьей 96 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшего в спорный период) предусмотрено, что трудовой стаж, приобретенный до регистрации в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", устанавливается на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, организациями.

Трудовой стаж, приобретенный после регистрации в качестве застрахованного лица, устанавливается на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с ч.1 ст.25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (действовавшего в спорный период) глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства.

Как следует из ч.6 ст.25 данного закона, время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию.

Согласно Постановлению Совета Министров – Правительства РФ от 11 октября 1993 года №1020 "О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации", крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивали страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год, не позднее 1 апреля последующего года. Доход определялся как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.

В силу Постановления Правительства от 26 октября 2000 года №821 «О порядке уплаты крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, занимающимися традиционными отраслями хозяйствования, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за 2000 год" крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат в денежной и (или) натуральной форме, начисленных в пользу членов крестьянских (фермерских) хозяйств и общин по всем основаниям независимо от источников финансирования, за истекший календарный год не позднее 1 апреля 2001 г.

Факт того, что в спорные периоды крестьянское (фермерское) хозяйство «А.» работало без прибыли, в убыток, и отчислений в Пенсионный фонд РФ не производило, подтверждается декларацией о доходах за 1991 год, согласно которой за 1991 год получен валовой доход в целом по крестьянскому хозяйству в сумме 634 рублей; чистого дохода не имеется; а также ведомостями финансовых результатов за спорные периоды л.д.28-39).

Согласно ст.1 ФЗ от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в спорный период в качестве плательщиков страховых взносов государственного пенсионного страхования были указаны работодатели – юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

Действовавший в спорный период «Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд РФ», утвержденный постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №2122-1, также относил к числу плательщиков страховых взносов крестьянские (фермерские) хозяйства.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учёта сведений о застрахованных лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 года №318, используя понятие «застрахованные лица, в том числе самостоятельно уплачивающие страховые взносы» и «работодатели», отнесла к числу первых глав фермерских хозяйств (имеющих статус индивидуальных предпринимателей – ст.23 ГК РФ), к числу вторых – крестьянские (фермерские) хозяйства (имеющие статус юридических лиц).

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007 года №9-П, при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнявших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, указанные лица, - в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц, не могут быть лишены права на включение таких периодов в их страховой стаж.

Как следует из вышеназванного Постановления, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.

При таких обстоятельствах суд считает, что неуплата страховых взносов Ф/Х «А.» в период с 1 ноября 1991 года по 31 декабря 1992 года, с 1 января 1994 года по 31 декабря 2001 года не является основанием для отказа включить требуемый период в трудовой стаж истца, поскольку Ф/Х «А.» в спорные периоды работало в убыток и не могло уплатить страховые взносы в виду отсутствия законодательного закрепления фиксированного платежа вне зависимости от прибыльности (убыточности).

Гарантируя права застрахованных лиц, законодателем и ранее было установлено правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, согласно ст.237 Кодекса законов о труде РФ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Иванова В.И. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Починковском районе Смоленской области включить в подсчет страхового периода трудового стажа Иванову В.И. периоды работы с 1 ноября 1991 года по 31 декабря 1992 года, с 1 января 1994 года по 31 декабря 2001 года в крестьянском (фермерском) хозяйстве «А.» Починковского района Смоленской области, начиная с 24 марта 2009 года.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области, начиная с 5 сентября 2010 года – с момента изготовления мотивированного решения.

Судья: Новикова Н.Ф.