Дело № 2-751/2010
Р Е Ш Е Н И Е
г. Починок 14 октября 2010 года
Судья Починковского районного суда Смоленской области Ковалев В.Д.,
с участием заявителя Ливадного В.П.,
при секретаре Николаевой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Ливадного В.П. об оспаривании действий начальника ФГКЭУ «Кубинской КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л :
Ливадный В.П. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника ФГКЭУ «Кубинской КЭЧ района» Министерства обороны РФ, связанных с не включением его и членов его семьи в состав списка получателей государственных жилищных сертификатов.
В обоснование требований указал, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ с ** ** ** года по ** ** ** года, уволен с военной службы по состоянию здоровья. После увольнения проживает на территории бывшего военного закрытого городка в .... ** ** ** он подал заявление на имя командира в/ч ** ** ** о включении его в состав граждан – получателей государственных жилищных сертификатов на основании Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 ода № 153. Решением жилищной комиссии в/ч ** ** ** от ** ** ** он был включен в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов с составом семьи 3 человека. ** ** ** на основании письма начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» председателем жилищной комиссии в/ч ** ** ** он был снят с очередности на жилищный сертификат в связи с тем, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 349-р от 17.03.2010 года военный городок ... исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Действиями начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ» района Министерства обороны РФ были нарушены его права на жилище, право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.
А поэтому просит признать действия начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерство обороны незаконными, обязать последнего согасовать его кандидатуру и членов его семьи в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов, признать его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также признать его участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 -2010 годы, входящий в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы.
В судебном заседании Ливадный В.П. требования, изложенные в заявлении изменил и просил признать за ним и членами его семьи право на участие в программе «Государственные жилищные сертификаты» и обязать ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ» восстановить его и членов его семьи в списке кандидатов на получение государственного жилищного сертификата под тем же порядковым номером, под которым он состоял на момент исключения. От остальных требований отказывается.
Представитель ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны России в судебное заседание не явился и согласно представленного возражения с заявленными требованиями ответчик не согласен, так как решением жилищной комиссии № ** от ** ** ** Ливадный В.П. был включен в списки граждан, изъявивших желание получить ГЖС, но не в списки граждан – получателей ГЖС. В соответствии с Приказом МО РФ № 215 от 10.07.2006 года списки граждан – получателей ГЖС в планируемом году формируются воинскими частями при получении сведений о количестве сертификатов предусматриваемых к выделению в планируемом году. В 2010 году денежные средства на ГЖС по категории «Граждане – участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» на Кубинскую КЭЧ района не выделялись. Списки граждан – получателей ГЖС в 2010 году в/ч ** ** ** в составе данного списка не представлялись, следовательно согласовать кандидатуру Ливадного В.П. в составе данного списка не представляется возможным. По вопросу признания Ливадного В.П. нуждающимися в получении жилым помещением считает, что требования Ливадного В.П. ненадлежащие, так как ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России не принимает такие решения, поскольку не наделено соответствующими полномочиями.
Суд, обсудив материалы дела, заслушав заявителя, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Согласно пункту 14 статьи15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно под. а п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10лет и более;
Из под а п. 18 вышеуказанных правил, усматривается, что выдачу сертификатов осуществляют:
а)гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти);
Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 г. N 752-р
(с изменениями от 2 августа, 9 ноября 2001 г., 18 января, 9 июля 2002 г., 6 февраля, 21 марта, 6 мая, 6 декабря 2003 г., 12 мая 2004 г., 17 марта, 29 декабря 2005 г., 4 ноября 2006 г., 22 января 2007 г., 7 февраля, 27 октября 2008 г., 25 мая, 15 сентября 2009 г., 17 марта 2010 г.) утвержден перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в том числе ** ** **
Как установлено пунктом 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации утв. приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.
Согласно статье 37 той же Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.
С учетом вышеназванного законодательства, последнее не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем с учетом выраженного им желания- по избранному им месту постоянного жительства. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153
"О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006г. N153)
(с изменениями от 15 октября 2007 г., 10 апреля 2008г., 8 мая, 21 декабря 2009 г.)
Из п.п. б п.5 вышеуказанных Правил следует, что право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: б)граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее- поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Приказом Минобороны РФ от 10 июня 2006 г. N 215
"Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов" утвержден Порядок формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании Ливадный В.П. проживал и проживает со своей семьей в составе жена- Л.Г.В. и дочь- Л.О.В. по ордеру № ** от ** ** ** в ... по адресу: .... Указанная квартира была предоставлена Ливадному В.П. в качестве служебного жилого помещения в связи с прохождения им военной службы на территории закрытого военного городка – ** ** ** который распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010г. N349-р исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010г. N752-р.
Заявитель с ** ** ** года по ** ** ** год проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ и приказом командующего ** ** ** воздушной армией № ** от ** ** ** ** ** ** Ливадный В.П. досрочно был уволен с военной службы, с зачислением в запас по состоянию здоровья в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Выслуга лет Ливадного в Вооруженных силах составляет в календарном исчислении 22 года 4 месяцев(л.д.9).
Из справки Домоуправления № ** Кубинской КЭЧ района усматривается, что Ливадный В.П. зарегистрирован и проживает по адресу: ...-1 ... совместно с ним зарегистрированы жена- Л.Г.В. дочь – Л.О.В.. Квартира принадлежит жилому фонду МО РФ(л.д.11-12).
Согласно заявления командиру войсковой части ** ** ** от Ливадного В.П.(л.д.14) он просил включить его в соответствии с приказом МОРФ № ** от ** ** ** в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», так как относился к категории «2.Граждане –участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков».
Согласно выписки из протокола № ** заседания жилищной комиссии войсковой части ** ** ** от ** ** ** (л.д.15) Ливадный В.П.. включен в список кандидатов на получение ГЖС как имеющий право на отселение из закрытого военного городка с последующей сдачей жилой площади в гарнизоне ** ** **
Из сообщений председателя жилищной комиссии войсковой части ** ** ** усматривается, что по состоянию на ** ** ** очередности на жилищный сертификат по категории «Граждане – участники программы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» в в/ч ** ** ** нет. Указанная категория граждан была снята с очередности на жилищный сертификат на основании указаний начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России исх. № ** от ** ** **. Поскольку распоряжением правительства Российской Федерации № 349 –р от 17.03.2010 года военный городок ** ** ** исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков и следовательно, граждане, изъявившие получить ГЖС по категории «Граждане – участники программы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» утратили данное основание.
При таких обстоятельствах суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Так, судом бесспорно, установлено, что Ливадный В.П. жилищной комиссией войсковой части ** ** ** был правомерно внесен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по пп. «б» п.5 Правил выпуска и реализации ГЖС, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. №153 как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, и его исключение из списков на основании письма ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» № ** от ** ** **, согласно которого оснований для переселения Ливадного из закрытого военного городка не имеется, в виду того, что городок ** ** ** потерял статус закрытого, и заявитель имеет право получить занимаемое им жилье в собственность в порядке приватизации суд находит необоснованным. Так как заявитель заявил желание участвовать в программе получения государственных жилищных сертификатов как проживающий еще в закрытом военном городке, то есть до издания распоряжения Правительства РФ № 349-р от 17.03.2010 года. Уполномоченным органом заявитель был обоснованно включен в список кандидатов на получение ГЖС по указанному основанию. И таким образом исключение заявителя из указного списка кандидатов по письму начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» нарушает право Ливадного на получение государственного жилищного сертификата.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить другой стороне все понесенные по делу судебные расходы, а потому суд взыскивает с ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерство Обороны уплаченную заявителем государственную пошлину при подаче жалобы в сумме 200 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Заявление Ливадного В.П. удовлетворить.
Признать за Ливадным В.П. и членами его семьи право на участие в программе «Государственные жилищные сертификаты».
Обязать ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ» восстановить Ливадного В.П. и членов его семьи в списке кандидатов на получение государственного жилищного сертификата под тем же порядковым номером, под которым он состоял на момент исключения.
Взыскать с ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерство Обороны в пользу Ливадного В.П. 200 рублей в возврат госпошлины.
Решение может быть обжаловано в 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд
.Председательствующий В.Д. Ковалев