15.10.2010 г. - Решение об оспаривании действий должностного лица



Дело № 2-758/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Починок Смоленской области 15 октября 2010 года

Починковский районный суд Смоленской области

В составе: судьи Новиковой Н.Ф.,

при секретаре Корольковой Л. А.,

с участием заявителя Зоренко П.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Зоренко П.К. об оспаривании действий начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л :

Зоренко П.К. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, выразившихся в отказе согласования кандидатуры Зоренко П.К. в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов; просил обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ» района Министерства обороны РФ согласовать кандидатуру Зоренко П.К. и членов его семьи в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов, а также обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ» района признать Зоренко П.К. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и признать его участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 – 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы.

В обоснование требований указал, что он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ с ** ** ** года по ** ** ** год, в настоящее время является пенсионером. Общая продолжительность военной службы составляет ----- лет ----- месяцев в календарном исчислении. После увольнения в запас он проживает вместе с семьей в п. ... д.... кв.... ... района ... области с ** ** ** года.

** ** ** им было подано заявление на имя командира войсковой части № ** о включении его и членов семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В соответствии с приказом МО РФ № 215 от 10 июня 2006 года он относился к категории граждан-участников подпрограммы, подлежащим переселению из закрытых военных городков.

Решением жилищной комиссии войсковой части № ** –протокол № ** от ** ** ** он включен в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов с составом семьи 2 человека.

В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года №215, список получателей сертификатов с учетными делами был направлен войсковой частью на проверку и согласование в ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации.

Согласно сообщению председателя жилищной комиссии войсковой части № ** от ** ** ** за № ** он был снят с очередности на жилищный сертификат на основании письма начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ от ** ** ** за № ** в адрес командира войсковой части № **, согласно которому было отказано в согласовании списка получателей государственных жилищных сертификатов, в том числе и в согласовании его – Зоренко П.К. кандидатуры.

Основанием для отказа в согласовании, как следует из текста вышеназванного письма, указано на то обстоятельство, что в соответствии с распоряжением Правительства РФ №349-р от 17 марта 2010 года военный городок ... исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, следовательно, граждане, изъявившие желание получить государственный жилищный сертификат в 2010 году, утратили данное основание.

Считает действия начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ незаконными, поскольку он проживает на территории военного городка ... с ** ** ** года; на основании распоряжения Правительства РФ от 1 июня 2000 года №752-р «Об утверждении перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов службы безопасности», п. ... был включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Он – Зоренко был включен решением жилищной комиссии от ** ** ** в список кандидатов на получение государственных жилищных сертификатов с составом семьи два человека.

Военный городок ... был исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков на основании распоряжения Правительства РФ №349-р от 17 марта 2010 года, то есть жилищные правоотношения в форме реализации им права на получение государственного жилищного сертификата возникли до принятия распоряжения Правительства РФ №349-р.

Считает, что действиями начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ нарушены его права на жилище, право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.

Просит признать незаконными действия начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, выразившиеся в отказе согласования кандидатуры Зоренко П.К. в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов; обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации согласовать кандидатуру Зоренко П.К. и членов его семьи в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов; обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации признать Зоренко П.К. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и признать его участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 – 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы.

В судебном заседании заявитель Зоренко П.К. заявленные требования поддержал частично, отказался от своих требований в части обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации признать Зоренко П.К. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Определением Починковского районного суда Смоленской области от 15 октября 2010 года производство по заявлению Зоренко П.К. об оспаривании действий начальника Федерального Государственного Кубинского Эксплуатационного Учреждения «Кубинской КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации в части возложения обязанностей на начальника Федерального Государственного Кубинского Эксплуатационного Учреждения «Кубинской КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации о признании его и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, прекращено.

Представитель ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, надлежаще извещен. Согласно письменным возражениям, с заявленными требованиями Зоренко П.К. не согласен и указал, что согласно п.5 Порядка формирования списков состоящих на учёте в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации граждан-получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденному Приказом Министра обороны РФ №215 от 10 июля 2006 года, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, направляются командирами войсковых частей в установленном порядке в главные командования видов Вооруженных Сил, управления военных округов, командования родов войск Вооруженных Сил, главные и центральные Управления Министерства обороны. Решением жилищной комиссии № ** от ** ** ** Зоренко П.К. был включен в список граждан, изъявивших желание получить ГЖС, но не в списки граждан – получателей ГЖС.

В соответствии с приказом МО РФ №215 от 10 июля 2007 года списки граждан-получателей ГЖС в планируемом году формируются воинскими частями при получении сведений о количестве сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году. В 2010 году денежные средства на ГЖС по категории «Граждане – участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» на Кубинскую КЭЧ района не выделялись.

Списки граждан-получателей ГЖС в 2010 году войсковой частью № ** и ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» не представлялись, следовательно, согласовать кандидатуру Зоренко П.К. в составе данного списка не представляется возможным. Списки граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, начальником КЭЧ не согласовываются.

Считает, что требования Зоренко П.К. ненадлежащие, так как ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации не принимает такие решения, поскольку не наделено такими полномочиями.

Суд, выслушав заявителя, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилых помещений, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

В силу п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункта «а» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых в календарном исчислении составляет 10лет и более;

Из подпункта «а» п.18 вышеуказанных правил, усматривается, что выдачу сертификатов осуществляют:

а)гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти);

Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года № 752-р утвержден перечень, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности. В этот перечень был включен посёлок ....

Однако распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 года № 349-р военный городок ... ... района ... области исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности.

Как установлено пунктом 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны от 15 февраля 2000 года N 80, военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей.

Согласно статье 37 той же Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.

С учетом вышеназванного законодательства, последнее не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании Зоренко П.К. проживал и проживает со своей семьей в составе: жена З.В.В. в квартире № ** дома № ** п. ... ... района ... области. Данная квартира предоставлена заявителю согласно ордеру № ** от ** ** **

Указанная квартира была предоставлена Зоренко П.К. в качестве служебного жилого помещения в связи с прохождения им военной службы на территории закрытого военного городка – ..., который позже распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010г. N349-р исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010г. N752-р.

Приказом главнокомандующего ----- воздушной армией по личному составу от ** ** ** ----- Зоренко П.К. уволен с военной службы с зачислением в запас по сокращению штатов пункту «В» ст. 59 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Общая продолжительность военной службы Зоренко П.К. в Вооруженных Силах РФ в календарном исчислении составляет ----- лет ----- месяцев.

Из лицевого счета и выписки из домовой книги, выданных Домоуправлением № ** «Кубинской КЭЧ района», усматривается, что Зоренко П.К. зарегистрирован и проживает по адресу: ..., совместно с ним зарегистрирована жена З.В.В. Квартира не бронирована, не приватизирована, принадлежит жилому фонду МО РФ.

Из заявления Зоренко П.К. от ** ** **, следует, что заявитель просит командира войсковой части № ** включить его и супругу З.В.В. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В соответствии с приказом МО РФ №215 от 10 июня 2006 года он относился к категории граждан-участников подпрограммы, подлежащим переселению из закрытых военных городков.

Согласно выписке из протокола № ** заседания жилищной комиссии войсковой части № ** от ** ** ** Зоренко П.К. включен в список кандидатов на получение ГЖС, как имеющий право на отселение из закрытого военного городка с последующей сдачей жилой площади в гарнизоне ...; состав семьи 2 человека.

Впоследствии, начальник ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России письмом от ** ** ** № ** сообщил командиру войсковой части № ** о том, что военнослужащие, уволенные в запас и проживающие в п...., утратили основания для получения государственных жилищных сертификатов, так как военный городок ... исключен из перечня имеющих жилищный фонд военных городков.

Из сообщений председателя жилищной комиссии войсковой части № ** усматривается, что по состоянию на ** ** ** очередности на жилищный сертификат по категории «Граждане – участники программы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» в в/ч № ** нет. Указанная категория граждан была снята с очередности на жилищный сертификат на основании указаний начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Минобороны России исх. № ** от ** ** **. Поскольку распоряжением правительства Российской Федерации № 349 –р от 17.03.2010 года военный городок ... исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков и следовательно, граждане, изъявившие получить ГЖС по категории «Граждане – участники программы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» утратили данное основание.

Так, судом бесспорно установлено, что при увольнении с военной службы Зоренко П.К. просил командира части обеспечить его жильем, что прямо усматривается из его заявления; жилищной комиссией он в установленном законом порядке был включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата, однако до настоящего времени его право на жилище не реализовано. А для реализации своего права на выбор постоянного места жительства, заявитель должен быть включен в автоматизированную систему учета.

При таких обстоятельствах суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Зоренко П.К. удовлетворить.

Признать незаконными действия начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства Обороны Российской Федерации, выразившиеся в отказе согласования кандидатуры Зоренко П.К. в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.

Обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации согласовать кандидатуру Зоренко П.К. и членов его семьи в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов.

Обязать начальника Федерального Государственного Кубинского Эксплуатационного Учреждения «Кубинская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации признать Зоренко П.К. участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области.

Судья: Новикова Н.Ф.

Дело № 2-758/2010 год

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Починок Смоленской области 15 октября 2010 года

Починковский районный суд Смоленской области

В составе: судьи Новиковой Н.Ф.,

при секретаре Корольковой Л. А.,

с участием заявителя Зоренко П.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Зоренко П.К. об оспаривании действий начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации,

У С Т А Н О В И Л:

Зоренко П.К. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны РФ, выразившихся в отказе согласования кандидатуры Зоренко П.К. в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов; просил обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ» района Министерства обороны РФ согласовать кандидатуру Зоренко П.К. и членов его семьи в составе списка получателей государственных жилищных сертификатов, а также обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ» района признать Зоренко П.К. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий и признать его участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004 – 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы.

В судебном заседании заявитель Зоренко П.К. требования поддержал частично, отказался от требования в части обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации признать Зоренко П.К. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, просил производство по делу в этой части прекратить.

Суд принимает отказ Зоренко П.К. от заявленных требований в данной части, поскольку он является добровольным волеизъявлением, понятным и ему разъясняются последствия отказа от требований – с аналогичными требованиями вторично он не вправе обращаться в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Руководствуясь ст.173 ч.1-3, ст.220-221 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛ:

Гражданское дело по заявлению Зоренко П.К. об оспаривании действий начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации, в части обязать начальника ФГКЭУ «Кубинская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации признать Зоренко П.К. и членов его семьи нуждающимися в улучшении жилищных условий, производством прекратить в связи с отказом заявителя от данных требований.

Определение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в 10 дней с подачей жалобы через Починковский районный суд Смоленской области.

Судья: Новикова Н.Ф.