25.10.10 г. - Решение о признании действий незаконными, возложении обязанности



Дело № 2-664/2010 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Починок25 октября 2010 года

Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.

при секретаре Панкратовой Н.Г.,

с участием прокурора Лобковой В.В.

представителей ответчика администрации муниципального образования ... А.Б.В., Ж.З.И.,

представителя ответчика отдела образования администрации муниципального образования ... Г.Д.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ..., Департаменту ... по образованию и науке, отделу образования администрации муниципального образования ... о признании действий незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд, с учетом уточненных исковых требований, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования ..., отделу образования администрации муниципального образования ... о признании действий по не предоставлению педагогическим работникам образовательных учреждений меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в полном объеме, незаконными, возложении обязанности предоставлять педагогическим работникам образовательных учреждений меру социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в полном объеме, начиная с 1 января 2008 года.

Определением Починковского районного суда Смоленской области от 23 сентября 2010 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Департамент ... по образованию и науке, отдел образования администрации муниципального образования ....

В обоснование своих требований прокурор Лобкова В.В. сослалась на то, что согласно ст.ст.72 и 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, принимаемые по ним законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральному законодательству.

Проверкой, проведенной во исполнение законодательства по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению педагогических работников бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) установлено, что администрацией муниципального образования ... с ** ** ** года по настоящее время ограничивается размер возмещения педагогическим работникам затрат на оплату электроэнергии и отопления; не возмещаются расходы по оплате жилого помещения педагогическим работникам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности; не в полном объеме возмещаются расходы на оплату жилой площади (не оплачиваются расходы за содержание и ремонт жилого помещения); размер предоставления педагогическим работникам меры социальной поддержки ограничивался нормативами потребления вида топлива и площадью занимаемого жилого помещения. Таким образом, с ** ** ** по ** ** ** администрацией муниципального образования ... педагогическим работникам, имеющим право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением, указанные меры социальной поддержки предоставлялись не в полном объеме.

В связи со вступлением в действие с 1 января 2010 года областного закона от 18 декабря 2009 года №136-3 «О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», администрация муниципального образования ... обязана обеспечивать педагогических работников бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением путем предоставления денежной компенсации. Однако, начиная с ** ** **, администрацией муниципального образования ... при возмещении расходов на оплату жилой площади педагогическим работникам образовательных учреждений не учитывается плата за содержание и ремонт жилого помещения, а педагогическим работникам образовательных учреждений, являющихся собственниками жилого помещения, полностью не оплачиваются расходы на оплату жилой площади. Ограничен также размер возмещения расходов по оплате освещения жилого помещения, занимаемого педагогическим работником образовательного учреждения. Возмещается за месяц 40 кВт.ч с учетом общей площади жилого помещения, занимаемого педагогическим работником (свыше 30 кв.м.).

В соответствии с законом Смоленской области от 25 апреля 2006 года №29-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений» (с изменениями от 29 марта 2010 года) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ... наделены государственными полномочиями по предоставлению данных мер социальной поддержки. Согласно распоряжения главы администрации муниципального образования ... от ** ** ** № ** отдел образования администрации муниципального образования ... уполномочен осуществлять деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению педагогических работников образовательных учреждений бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) путем предоставления им денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением.

Таким образом, действия администрации муниципального образования ... и отдела образования администрации муниципального образования ... по ограничению права педагогических работников образовательных учреждений на получение в полном объеме меры социальной поддержки в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением являются недопустимыми и ставят под сомнение реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на социальную поддержку.

Просит признать незаконными действия администрации муниципального образования ..., отдела образования администрации муниципального образования ... по не предоставлению педагогическим работникам образовательных учреждений меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в полном объеме; обязать администрацию муниципального образования ... и отдел образования администрации муниципального образования ... предоставлять педагогическим работникам образовательных учреждений меру социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в полном объеме, начиная с 1 января 2008 года (в пределах срока исковой давности).

Представитель ответчика администрации муниципального образования ... Ж.З.И. исковые требования не признала и указала, что предоставление мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не относится к вопросам местного значения и не финансируется из бюджета муниципального образования. Согласно закона Смоленской области от 25 апреля 2006 года №29-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ... наделены государственными полномочиями по предоставлению данных мер социальной поддержки, за счет средств и субвенций, предоставляемых из областного бюджета. В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ и ст.86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства муниципального образования, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемой местным бюджетам, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Полномочия по предоставлению мер социальной поддержки были переданы муниципальному образованию только в пределах тех сумм, которые были выделены на эти цели, согласно областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год. Возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению бесплатным отоплением, осуществлялось и осуществляется в соответствии с областными законами №3-з "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений" и №136-з «О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)», которые устанавливают размер, условия и порядок предоставления мер, данные нормативы применяются при формировании межбюджетных отношений для определения общего объема субвенций. Так как в областной закон №136-з «О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» от 6 октября 2010 года внесены изменения о том, что размер денежной компенсации определяется исходя из фактически произведенных педагогическими работниками образовательных учреждений расходов, и закон распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 21 апреля 2010 года, то обязывание предоставления мер социальной поддержки, начиная 1 января 2008 года ошибочно.

Представитель ответчика отдела образования администрации муниципального образования ... А.Б.В. исковые требования не признала и указала, что муниципальное образование ... выполнило свои обязанности в полном объеме, в размере выделенных денежных средств, в пределах субвенций из областного бюджета.

Представитель ответчика Департамента ... по образованию и науке в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, не сообщил об уважительных причинах неявки, не просил о рассмотрении дела в его отсутствие, доказательств в обоснование своих возражений не представил (л.д.106).

Представитель ответчика отдела образования администрации муниципального образования ... Г.Д.Е. исковые требования не признала и указала, что отдел образования руководствуется законом №136-з «О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и в пределах финансирования полностью выполняет свои обязательства.

Суд, заслушав стороны, обсудив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу п.п.«е, к» ч.1 ст.72, ч.5 ст.76 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы образования, жилищное законодательство. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

На основании ст.8 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (с изменениями от 30 июля 2010 года), до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления гражданам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг на порядок предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.

На основании п.5 ст.55 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 27 июля 2010 года), педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.8 Закона Смоленской области от 28 декабря 2004 года №118-з "Об образовании в Смоленской области" (с изменениями от 24 июня 2010 года), меры социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) устанавливаются федеральным законодательством и распространяются на совместно проживающих с ними членов семей. Обеспечение указанных педагогических работников бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением осуществляется путем предоставления им денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением. Размер, условия и порядок предоставления указанной денежной компенсации устанавливаются областным законом.

Закон Смоленской области от 18 декабря 2009 года №136-з «О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 "Об образовании" и областным законом от 28 декабря 2004 года №118-з "Об образовании в Смоленской области" (далее - областной закон) устанавливает в Смоленской области размер, условия и порядок предоставления денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (далее - денежная компенсация) педагогическим работникам образовательных учреждений и совместно проживающим с ними членам семей; перешедшим на пенсию педагогическим работникам образовательных учреждений, которые проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее 10 лет и проживают там, при условии, что к моменту перехода на пенсию они пользовались мерами социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и совместно проживающим с ними членам их семей; перешедшим на пенсию педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим в городах, если они проработали в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), не менее 10 лет и к моменту выхода на пенсию проживали в городах и пользовались указанными мерами социальной поддержки, и совместно проживающим с ними членам их семей; членам семьи умершего пенсионера, если на момент смерти пенсионера они пользовались такими мерами социальной поддержки и после смерти пенсионера получают пенсию, которая является для них единственным источником средств существования независимо от вида получаемой ими пенсии (далее - педагогические работники образовательных учреждений).

На основании ст.2 указанного закона, денежная компенсация предоставляется педагогическим работникам образовательных учреждений органом исполнительной власти Смоленской области, уполномоченным осуществлять управление в сфере образования, а в случае наделения органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений - соответствующим органом местного самоуправления (далее - уполномоченный орган, осуществляющий предоставление денежной компенсации) путем ее назначения и выплаты.

Закон Смоленской области от 25 апреля 2006 года №29-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений» (с изменениями от 29 марта 2010 года) наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области (далее также - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений и совместно проживающих с ними членов семей.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, с 1 января 2008 года по настоящее время педагогическим работникам образовательных учреждений, имеющим право на получение бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности в натуральной форме и на предоставление денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением, указанные меры социальной поддержки предоставляются не в полном объеме. Размер предоставления педагогическим работникам меры социальной поддержки ограничивается нормативами потребления коммунальных услуг и площадью занимаемого жилого помещения. Прокуратурой ... проанализировано состояние законности и практика прокурорского надзора за соблюдением законодательства при предоставлении педагогическим работникам бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). В ** ** ** году – истекшем периоде ** ** ** года увеличилось количество обращений педагогических работников о нарушениях их права на бесплатную жилую помощь с отоплением и освещением в сельской местности, поступивших в органы прокуратуры области. Выявляются факты необоснованного отказа в возмещении педагогическим работникам в полном объеме понесенных затрат на отопление, освещение, содержание жилого помещения (л.д.4).

Согласно информации отдела образования администрации муниципального образования ... (л.д.5) размер возмещения затрат на оплату электроэнергии и отопления в ** ** ** году и ** ** ** году ограничивался. Педагогическим работникам предоставлялось освещение в соответствии с областными законами от 31 января 2008 года №3-з «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений» и №136-3 от 18 декабря 2009 года «О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» 40 кВт, отопление, если центральное возмещалось в полной мере, так как законом не установлены ограничения по центральному отоплению, автономное и печное отопление ограничивались нормами, установленными областным законом. Жалобы со стороны педагогических работников не поступали, за исключением обращения в ... районный суд в ** ** ** году. Педагогическим работникам, проживающим в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, расходы по оплате жилого помещения не возмещались (основание: свидетельство о государственной регистрации права). Заявления, касающиеся отказа в предоставлении, либо предоставлении в не полном объеме мер социальной поддержки педагогическим работникам по оплате жилья, отопления и освещения в отдел образования не поступали. Педагогические работники К.Л.М. (** ** ** г.) по вопросу отопления, ФИО7 (** ** ** г.) по вопросу квартплаты (найм жилья) обратились с исковыми заявлениями в Починковский районный суд. Педагогическим работникам в количестве 7 человек было отказано в получении льгот (совместителям, лицам, пользующимся другой льготой). Органами местного самоуправления круг педагогических работников, пользующихся правом на получение мер социальной поддержки не ограничивался. Меры социальной поддержки ограничены нормами вышеназванного закона.

На основании информации главы администрации муниципального образования ... (л.д.22-23) размер запланированных расходов, связанных с предоставлением педагогическим работникам бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в ** ** ** году составил ----- рублей при количестве льготников ----- человек, в ** ** ** году - ----- рублей при количестве льготников ----- человек, по состоянию на ** ** ** – ----- рублей, количество льготников - ----- человек. Размер возмещения расходов, связанных с предоставлением вышеуказанной меры социальной поддержки в ** ** ** году составил ----- рублей, в ** ** ** году - ----- рублей, по состоянию на ** ** ** - ----- рублей. Органами местного самоуправления размер возмещения затрат не ограничивался. Средства на эти цели поступали из областного бюджета. Размер возмещения затрат на оплату электроэнергии и отопления в ** ** ** годах определялся в соответствии с областным законом от 31 января 2008 года №3-з «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений», в ** ** ** году - в соответствии с областным законом от 18 декабря 2009 года №136-з «О размере, условиях и порядке предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)».

Согласно порядка предоставления и расходования в ** ** ** году субвенции, выделяемой из областного бюджета бюджету муниципального образования ... на осуществление государственных полномочий по обеспечению мер социальной поддержки в соответствии с областным законом от 25 апреля 2006 года №29-з «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Смоленской области государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений», утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования ... от ** ** ** № ** (л.д.24-25), средства субвенции отражаются в доходной и расходной части бюджета муниципального образования ... в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. Денежные средства субвенции расходуются в соответствии со сводной бюджетной росписью бюджета муниципального образования .... Отделы администрации муниципального образования ... и областные государственные образовательные учреждения на основании предъявленных документов педагогических работников учреждений образования, заключают договоры с организациями, оказывающими услуги по предоставлению льгот педагогическим работникам. Отделы администрации муниципального образования ... и областные государственные образовательные учреждения ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным предоставляют в Финансовое управление администрации муниципального образования ... расчет расходов, подлежащих возмещению организациям, предоставляющим льготы и до 15 числа месяца, следующего за расчетным счета, счета-фактуры на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы педагогическим работникам согласно заключенных договоров. На основании предоставленных расчетов Финансовое управлении составляет и представляет в Департамент финансов, бюджета и государственного заказа ... расчет расходов, связанных с осуществлением мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений по обеспечению бесплатной жилой площадью (в виде освобождения от оплаты жилья) с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по форме, установленной Департаментом финансов. Субвенции, по мере поступления их из областного бюджета, перечисляются с лицевых счетов получателей бюджетных средств, открытых в Финансовом управлении, на расчетные счета организаций, предоставляющих льготы, согласно заключенных договоров. Средства субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящим Порядком. Ответственность за достоверность предоставленных в Финансовое управление данных несут руководители Отделов Администрации муниципального образования ... и образовательных учреждений, за правильность предоставления льгот ответственность несут организации, оказывающие услуги (л.д.26-27).

Согласно порядка возмещения в ** ** ** году расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, утвержденного постановлением главы администрации муниципального образования ... от ** ** ** № ** (л.д.28), возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений (далее - меры социальной поддержки), производится главными распорядителями бюджета муниципального образования ... (далее - главные распорядители): отделом образования администрации муниципального образования ... (далее - отдел образования), отделом культуры администрации муниципального образования ... (далее - отдел культуры) и Финансовым управлением администрации муниципального образования ... (далее - Финансовое управление). Право на меры социальной поддержки имеют лица, указанные в статье 1 областного закона от 31 января 2008 года № 3-з «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений». Право на предоставление мер социальной поддержки носит заявительный характер и возникает после обращения педагогического работника в администрацию муниципального образовательного учреждения, администрацию областного государственного образовательного учреждения, работником которого он является. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, производится соответствующим наймодателям жилых помещений, занимаемых педагогическими работниками образовательных учреждений, юридическим лицам независимо от организационно-правовой формы, индивидуальным предпринимателям, предоставляющим коммунальные услуги, на основании договоров, заключаемых между указанными лицами и главными распорядителями. Указанные договоры должны содержать порядок, условия и сроки расчетов, порядок предоставления списков педагогических работников образовательных учреждений, которым представлены меры социальной поддержки, счетов, счетов-фактур, документов о выполнении обязательств. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, производится ежемесячно, за исключением случая, указанного в пункте 6 настоящего Порядка. Возмещение расходов, связанных с предоставлением меры социальной поддержки в части обеспечения твердым топливом, производится по факту отпуска твердого топлива исполнителем соответствующей услуги. Отдел образования администрации муниципального образования ..., отдел культуры администрации муниципального образования «... и областные государственные образовательные учреждения ежемесячно не позднее 5-го числа месяца, следующего за расчетным предоставляют в Финансовое управление администрации муниципального образования ... (далее - Финансовое управление) расчет расходов, подлежащих возмещению организациям, предоставляющим льготы и до 15 числа месяца, следующего за расчетным счета, счета-фактуры на возмещение расходов организациям, предоставляющим льготы педагогическим работникам согласно заключенных договоров. На основании предоставленных расчетов Финансовое управлении составляет и представляет в Департамент ... по образованию и науке расчет расходов, связанных с осуществлением мер социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений по обеспечению бесплатной жилой площадью (в виде освобождения от оплаты жилья) с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), по установленной форме. Возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, осуществляется за счет средств субвенции, предоставляемой из областного бюджета. Средства субвенции, по мере поступления их из областного бюджета, перечисляются с лицевых счетов получателей бюджетных средств, открытых в Финансовом управлении, на расчетные счета организаций, предоставляющих льготы, согласно заключенным договорам. Средства субвенции носят строго целевой характер и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные настоящим Порядком. Ответственность за достоверность предоставленных в Финансовое управление данных несут руководители отдела образования администрации муниципального образования ..., отдел культуры администрации муниципального образования ... и областных государственных образовательных учреждений, за правильность предоставления льгот ответственность несут организации, оказывающие услуги (л.д.29-31).

В силу распоряжения главы администрации муниципального образования ... от ** ** ** № **-р (л.д.11-12, 32-33) отдел образования администрации муниципального образования ... определен органом, уполномоченным осуществлять деятельность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению педагогических работников образовательных учреждений бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) путем предоставления им денежной компенсации расходов на оплату жилой площади с отоплением и освещением

Таким образом, судом бесспорно установлено, что федеральным законодательством предусмотрено предоставление педагогическим работникам бесплатной жилой площади с освещением и отоплением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) без учета нормативов потребления, размера занимаемой жилой площади, иных ограничений. Также не исключается возможность обеспечения педагогических работников бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением путем предоставления денежной компенсации. Финансирование льгот педагогическим работникам осуществляется за счет средств субвенции бюджетам муниципальных районов из областного бюджета. Федеральное законодательство не наделяет полномочиями органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ... снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения.

Доводы о том, что предоставление указанной меры социальной поддержки следует производить согласно методики расчета нормативов, установленной областным законом несостоятельны, поскольку как указал Конституционный суд РФ в определении №553-О-П от 2 апреля 2009 года в законоположение Законом №122-ФЗ от 22 августа 2004 года не привнесено каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. В соответствии с абз.3 п.5 ст.33 Закона «Об образовании», педагогические работники пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.

При таких обстоятельствах, суд находит необходимым обязать администрацию муниципального образования ... и отдел образования администрации муниципального образования «..., уполномоченных предоставлять педагогическим работникам образовательных учреждений меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) денежную компенсацию, путем ее назначения и выплаты, предоставлять педагогическим работникам образовательных учреждений меру социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в полном объеме, начиная с 1 января 2008 года.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.

Признать действия администрации муниципального образования ... и отдела образования администрации муниципального образования ... по не предоставлению педагогическим работникам образовательных учреждений меры социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в полном объеме, незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования ... и отдел образования администрации муниципального образования ... предоставлять педагогическим работникам образовательных учреждений меру социальной поддержки по обеспечению бесплатной жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в полном объеме, начиная с 1 января 2008 года.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.

Судья:В.А.Шабанова