01.11.2010 г. - Решение о понуждении к совершению действий



Дело № 2-654/2010год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Починок Смоленской области1 ноября 2010 года

Починковский районный суд Смоленской области

в составе: судьи Новиковой Н.Ф.,

с участием старшего помощника прокурора Починковского района Смоленской области Лобковой В.В.,

при секретаре Корольковой Л.А.,

с участием представителя ответчика СОГОУ «Ш.» А.,

представителя ответчика Департамента С. области по образованию и науке В.,

представителя ответчика Департамента бюджета и финансов С. области К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов несовершеннолетних к Смоленскому областному государственному образовательному учреждению «Ш.», Департаменту С. области по образованию и науке, Департаменту бюджета и финансов С. области, Администрации С. области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с иском к Смоленскому областному государственному образовательному учреждению «Ш.», Департаменту С. области по образованию и науке о понуждении к совершению действий.

В обоснование своих требований сослался на то, что в ходе проверки исполнения законодательства о правах и интересах несовершеннолетних при подготовке СОГОУ «Ш.» к новому 2010 – 2011 учебному году выявлены нарушения законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а именно земельный участок СОГОУ «Ш.» не имеет ограждения в соответствии требованиями п.2.1.1 Санитарных правил СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 1 ноября 2000 года.

По данным нарушениям 8 июня 2010 года прокуратурой Починковского района в адрес директора СОГОУ «Ш.» вносилось представление «Об устранении нарушений законодательства о защите прав законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Однако, до настоящего времен территория СОГОУ «Ш.» не ограждена.

Согласно информации директора СОГОУ «Ш.» для предотвращения доступа посторонних лиц на территорию школы-интерната требуется ограждение размером 690 м., в связи с чем ей 17 мая 2010 года в адрес начальника Департамента С. области по образованию и науке направлена информация в просьбе выделения денежных средств, необходимых для установления ограждения территории школы-интерната.

До настоящего времени денежные средства не выделены, что делает невозможным установку ограждения территории школы-интерната.

Считает, что нарушения Санитарных правил СП 2.4.990-00 в части не установки ограждения высотой не менее 1,6 м. территории школы-интерната являются недопустимыми, поскольку отсутствие ограждения территории школы-интерната ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения.

Просит признать незаконным бездействие Департамента С. области по образованию и науке в части не выделения денежных средств СОГОУ «Ш.» для установки ограждения территории школы-интерната; обязать Департамент С. области по образованию и науке выделить денежные средства на установку ограждения высотой не менее 1,6м. территории СОГОУ «Ш.» в срок не позднее 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; обязать СОГОУ «Ш.» с момента перечисления денежных средств на установку ограждения территории незамедлительно принять меры по установке ограждения высотой не менее 1,6 м. территории школы-интерната.

Определением Починковского районного уда Смоленской области от 4 октября 2010 года по данному делу в качестве соответчиков привлечены Департамент бюджета и финансов С. области и Администрация С. области.

В судебном заседании старший помощник прокурора Починковского района Смоленской области Лобкова В.В. исковые требования поддержала в полном объёме.

Представитель ответчика Департамента С. области по образованию и науке В. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что в соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.

Согласно п.51 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года №612 деятельность школы-интерната финансируется ее учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы-интерната являются: собственные средства учредителя (учредителей); бюджетные и внебюджетные средства; кредиты банков и других кредиторов; имущество, закрепленное за школой-интернатом собственником (уполномоченным им органом); другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п.1.7 Устава С. областного государственного образовательного учреждения «Ш.», утвержденного распоряжением Администрации С. области от ** ** ** № **-р/адм, учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовом органе С. области и в органе Федерального казначейства, является получателем средств областного бюджета.

Согласно п.1.4 Устава собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации – С. область.

Согласно п.1.5 Устава органами, осуществляющими полномочия собственника имущества Учреждения, являются Администрация С. области, Департамент имущественных и земельных отношений С. области (уполномоченный орган), Департамент С. области по образованию и науке (отраслевой орган).

В соответствии с абзацем 4 п.2 ст.120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств судсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества.

Считает, что на основании п.1.12 Устава СОГОУ «Ш.» отвечает по своим обязательствам находящимися в её распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник – Администрация С. области, поэтому Департамент С. области по образованию и науке является ненадлежащим ответчиком.

Департамент С. области по образованию и науке 8 июня 2010 года направил в Департамент бюджета и финансов С. области письмо о выделении дополнительных средств на 2010 год, в том числе и на ограждение всех школ-интернатов.

Согласно протоколу комиссии при администрации С. области по проектированию от ** ** ** было выделено 28 миллионов рублей для 67 учреждений области. Считает, что Департамент С. области по образованию и науке не является надлежащим ответчиком, поскольку только подает заявки для решения вопроса о выделении денежных средств в Администрацию С. области.

Представитель ответчика СОГОУ «Ш.» А. в суде иск признала и пояснила, что действительно школа-интернат имеет металлическое ограждение 50 метров, в котором имеются дыры, во многих местах ограждение разрушено, считает, что оно не подлежит восстановлению, необходимо заменить ограждение в соответствии с нормами, то есть высотой 1,6 метра.

В течение нескольких лет администрация СОГОУ «Ш.» принимает меры к тому, чтобы были выделены средства из бюджета или средства благотворителей на восстановление ограждения территории школы-интернат.

8 сентября 2008 года направлено письмо начальнику Департамента С. области по образованию и науке о восстановлении ограждения с целью создания безопасных условий для проживания воспитанников.

Она обращалась 17 мая 2010 года в Департамент С. области по образованию и науке с вопросом о дополнительном финансировании с целью своевременной подготовки школы-интерната к началу нового 2010-2011 учебного года. Но до настоящего времени денежные средства из областного бюджета на данные цели не выделены.

Представитель соответчика Департамента бюджета и финансов С. области К. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Департамент бюджета и финансов С. области не выделяет и не распределяет денежные средства образовательным учреждениям, в том числе и СОГОУ «Ш.». Распределение денежных средств между образовательными учреждениями осуществляет Департамент С. области по образованию и науке. К полномочиям относится планирование, выделение дополнительных ассигнований на следующий год и на очередной финансовый год. Департамент С. области по образованию и науке в течение года осуществляет передвижение финансовых средств между образовательными учреждениями.

Представитель соответчика Администрации С. области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие, согласно представленным возражениям считает требования необоснованными по следующим основаниям.

Согласно Уставу учреждения, утвержденному распоряжением Администрации С. области от ** ** ** № **-р/адм, СОГОУ «Ш.» некоммерческая бюджетная организация, собственником имущества которой является субъект Российской Федерации – С. область.

Согласно ст.120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, собственник выступает надлежащим ответчиком в суде по обязательствам бюджетного учреждения только в порядке субсидиарной ответственности.

Аналогичная норма закреплена ст.32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании», согласно которой образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Уставом образовательного учреждения. Согласно ч.3 ст.32 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции, несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность.

Считает, что собственник бюджетного учреждения, которым в спорных правоотношениях выступает публично-правовое образование – С. область, может быть привлечен к ответственности по обязательствам учреждения только при недостаточности денежных средств учреждения.

Вместе с тем, считает, что даже при установленном факте недостаточности денежных средств, Администрация С. области не может выступать ответчиком по обязательствам учреждения.

Считает, что согласно п.3 ст.158 Бюджетного кодекса Российской Федерации надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам СОГОУ «Ш.» является субъект Российской Федерации – С. область в лице главного распорядителя средств областного бюджета, а администрация С. области в отношении учреждения не является главным распорядителем бюджетных средств.

Считает, что в соответствии с п.1.5 Устава органами, осуществляющими полномочия собственника имущества учреждения, наряду с Администрацией С. области являются Департамент имущественных и земельных отношений С. области и другие органы исполнительной власти С. области в пределах их компетенции.

Пунктом 1.6 Устава СОГОУ «Ш.» установлено, что учреждение находится в ведомственном подчинении отраслевого органа, осуществляющего исполнительно-распорядительные функции в сфере образования, науки и молодежной политики на территории С. области, которым в силу п.1.1 Положения о Департаменте С. области по образованию и науке, утвержденного постановлением Администрации С. области от ** ** ** № **, является Департамент С. области по образованию и науке, который является главным распорядителем денежных средств в отношении СОГОУ «Ш.».

Считает, что надлежащим ответчиком по данному иску в части финансирования установки ограждения территории учреждения является субъект Российской Федерации – С. область в лице Департамента С. области по образованию и науке.

Суд, обсудив материалы дела, заслушав стороны, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч.1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Из ч.7 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" следует, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Частью 5 ст.12 вышеназванного закона установлено, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Из п.51 Типового положения об общеобразовательной школе-интернате, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 612, (с изменениями от 10 марта 2009 г.) следует, что деятельность школы-интерната финансируется ее учредителем (учредителями) в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов школы-интерната являются: собственные средства учредителя (учредителей); бюджетные и внебюджетные средства; кредиты банков и других кредиторов; имущество, закрепленное за школой-интернатом собственником (уполномоченным им органом); другие источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2.1.1. Санитарных правил СП 2.4.990-00 "2.4. Гигиена детей и подростков Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 1 ноября 2000 года, земельный участок интернатных учреждений должен иметь ограждение высотой не менее 1,6 м и наружное электрическое освещение при норме освещенности 10 лк на земле.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, согласно представлению прокурора Починковского района Смоленской области от 8 июня 2010 года за № **ж-10, директору СОГОУ «Ш.» было предложено принять меры к ограждению земельного участка школы-интерната, в целях устранения причин и условий, способствующих безнадзорности воспитанников.

Из данного представления усматривается, что социально-педагогической службой школы-интерната не осуществляется надлежащий контроль за поведением воспитанников школы-интерната в целях предупреждения безнадзорности, правонарушений и антиобщественных действий. В связи с отсутствием ограждения территории школы-интерната на момент проверки установлено, что 7 воспитанников школы-интерната находятся в розыске, 5 воспитанников имеют по 4-5 самовольных уходов из школы-интерната; воспитанники школы-интерната свободно, одни без сопровождения воспитателей покидают территорию школы-интерната.

Судом установлено, что до настоящего времени не установлено ограждение территории СОГОУ «Ш.», что подтвердила в судебном заседании директор СОГОУ «Ш.» А., указав, что ограждение территории школы-интерната не установлено в связи с отсутствием денежных средств.

Согласно ст. 120 Гражданского Кодекса Российской Федерации при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник соответствующего имущества.

Из п.1.4 Устава С. областного государственного образовательного учреждения «Ш.», утвержденного распоряжением Администрации С. области от ** ** ** № **-р/адм, с изменениями, утвержденными распоряжением Администрации С. области от ** ** ** № **-р/адм, следует, что собственником имущества учреждения является субъект Российской Федерации – С. область.

В силу п.1.5 вышеназванного Устава органами, осуществляющими полномочия собственника имущества учреждения, являются Администрация С. области, Департамент имущественных отношений С. области и другие органы исполнительной власти С. области в пределах их компетенции, установленной областным законом «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью С. области» и нормативными правовыми актами С. области.

Согласно п.1.6 Устава, учреждение находится в ведомственном подчинении Департамента С. области по образованию и науке, осуществляющего исполнительно-распорядительные функции в сфере образования, науки и молодежной политики на территории С. области.

Пунктом 1.12 Устава установлено, что учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник.

Финансирование деятельности Учреждения осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным бюджетом на соответствующий финансовый год, что подтверждается и п.3.5 вышеназванного Устава школы-интерната.

При таких обстоятельствах суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку нарушение ответчиками - собственником имущества Учреждения – Администрацией С. области и Департаментом С. области по образованию, науке, осуществляющего исполнительно-распорядительные функции, - в части не установки ограждения территории СОГОУ «Ш.», нарушение Санитарных правил СП 2.4.900-00, ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и работников данного образовательного учреждения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента С. области по образованию и науке, Администрации С. области в части не выделения денежных средств СОГОУ «Ш.» для установки ограждения территории школы-интерната.

Обязать Департамент С. области по образованию и науке, Администрацию С. области выделить денежные средства на установку ограждения высотой не менее 1,6 метра территории СОГОУ «Ш.» Починковского района Смоленской области в срок не позднее 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.

Обязать СОГОУ «Ш.» с момента перечисления денежных средств на установку ограждения территории незамедлительно принять меры по установке ограждения высотой не менее 1,6 метра территории школы-интерната.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области, начиная с 6 ноября 2010 года – с момента изготовления мотивированного решения.

Судья:Новикова Н.Ф.