20.12.2010 г. - Решение о понуждении к совершению действий.



Дело № 2-910/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Починок Смоленской области 20 декабря 2010 года

Судья Починковского районного суда Смоленской области Решетняк Р.В.,

с участием:

помощника прокурора Починковского района Смоленской области Ивашкевич С.В.,

представителя ответчика И.,

при секретаре Левченковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... района ... области к администрации ... поселения ... области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... района ... области обратился в суд с иском администрации ... поселения ... области о понуждении к совершению действий по установлению порядка отлова и содержания безнадзорных домашних животных.

В обосновании своих требований указал, что прокуратурой ... района ... области была проведена проверка по обеспечению безопасности граждан на улицах города .... В ходе, проверки установлено, что на территории ... поселения решением Совета депутатов ... поселения от ** ** ** № ** утверждены Правила содержания домашних животных (собак и кошек) на территории ... поселения ... района ... области. Согласно п.1.6 названных Правил собаки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, подлежат отлову. Однако, порядок и организация отлова безнадзорных животных на территории г.... не определены, специализированная служба по отлову в городе отсутствует. Поскольку безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных обоснованно относятся к санитарно – противоэпидемическим мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней, общих для человека и животных. По данным СОГОУ «... станция по борьбе с болезнями животных» в ** ** ** году зарегистрировано 43 укуса людей собаками, за 11 месяцев ** ** ** года – 59 укусов. Таким образом, бездействие со стороны администрации ... поселения лишает возможности неопределенный круг граждан Российской Федерации безопасно передвигаться по улицам города. Просит обязать администрацию ... поселения ... района ... области определить порядок отлова безнадзорных животных на территории г. ... (собак и кошек) и принять организационные меры по их отлову.

В судебном заседании помощника прокурора Починковского района Смоленской области Ивашкевич С.В. поддержала заявленные требования в полном объёме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковое требования признала полностью, суду пояснила, что в настоящее время администрацией ... поселения заключён договор со специализированной организацией на отлов безнадзорных домашних животных, который будет осуществлен в ** ** ** года. Порядок отлова безнадзорных животных на территории г. ... (собак и кошек) в настоящее время разрабатывается и готовится к утверждению.

Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Статья 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» наряду с организационными, административными, инженерно-техническими, медико-санитарными, ветеринарными мерами к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям относит и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию. Под государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (санитарными правилами) в указанной статье понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Согласно пункту 1 статьи 29 названного Закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Пунктом 4.8. Санитарных правил СП 3.1.096-96. Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором РФ 31 мая 1996 года № 11, Минсельхозпродом РФ 18 июня 1996 № 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

Пунктом 4.9. вышеуказанных правил определено, что порядок отлова этих животных, их содержания и использования устанавливает местная администрация.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии», а также статей 3, 4 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, а также отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ** ** ** и ** ** ** в администрацию ... поселения поступили письменные заявления о принятии мер обеспечивающих безопасность граждан на улицах города ... ... области, поскольку дважды малолетний ребенок подвергалась нападению бездомной собакой.

Из заявления В. от ** ** ** прокурору ... района ... области усматривается, что действенных мер администрацией ... поселения не принято по прежнему в центре города, в районе школ, рынка, частного сектора, контейнеров для сбора мусора свободно передвигаются крупные особи бездомных животных, с каждым днем увеличивается их число.

На указанные обращения был получен ответ главы МО администрации ... поселения ... района ... области о том, что ... поселение согласно действующему законодательству не имеет права на отстрел животных на территории города. В бюджете города не предусмотрены средства для организации специализированных бригад по отлову и умерщвлению собак. В ** ** ** года образованы комиссии по выявлению владельцев, которые не содержат своих собак должным образом. Совместно с участковым РОВД они проводят рейды по улицам города, составляют протоколы на нарушителей, которые будут рассмотрены на ближайшей районной административной комиссии. Активизирована работа уличных комитетов по выявлению нарушителей Правил содержания собак. Администрация ... поселения проводит разъяснительную работу среди населения по Правилам содержания собак. Кроме того, администрацией рынка поручено силами рабочих рынка сопровождать детей, идущих и возвращающихся из школ, от железнодорожного моста до учебных заведений.

Однако анализ приведенного законодательства в области санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, свидетельствует о недостаточности принятых местной администрацией мер по обеспечению безопасности граждан города.

Так, согласно данным ... областного государственного учреждения ветеринарии «... станция по борьбе с болезнями животных» за ** ** ** года зарегистрировано 43 укуса людей собаками, за 11 месяцев ** ** ** года зарегистрировано 59 укусов собаками.

Как установлено пунктом 1.5. Правил содержания домашних животных (собак и кошек) на территории ... поселения ... района ... области, утвержденных решением Совета депутатов ... городского поселения ... района ... области от ** ** ** № **, бродячими считаются собаки, независимо от породы, назначения и принадлежности, находящиеся на улице, в открытых дворах, парках, других общественных местах (даже с ошейниками и намордниками) без владельцев.

В соответствии с пунктом 1.6 вышеуказанных Правил собаки, находящиеся в общественных местах без сопровождающих лиц, подлежат отлову.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в вышеуказанных Правилах порядок отлова безнадзорных домашних животных не установлен и мероприятия по их отлову ответчиком не проводятся, в связи, с чем число бездомных собак увеличивается. Учитывая то обстоятельство, что безнадзорные животные могут являться переносчиками заболеваний, общих для человека и животных, в том числе способных повлечь летальный исход, суд находит, необходим, обязать ответчика установить порядок отлова безнадзорных, бесхозяйных домашних животных, так как установление такого порядка относится к мерам по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск прокурора ... района ... области удовлетворить.

Обязать администрацию ... поселения ... области определить порядок отлова безнадзорных животных (собак и кошек) на территории г. ... и принять организационные меры по их отлову.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.

Судья Р.В. Решетняк