18.04.2011 г. - Решение о понуждении к совершению действий.



2-390

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Починок Смоленской области18 апреля 2011 года

Починковский районный суд Смоленской области

в составе:

председательствующего Иваненковой Н.И.,

старшего помощника прокурора Починковского района Лобковой В.В.,

при секретаре Левченковой В.Н.,

с участием представителей ответчика М.., Ч..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации ... сельского поселения ... района ... области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения ... района ... области о возложении обязанности разработать и принять на территории поселения муниципальную целевую программу по безопасности дорожного движения и обеспечить её финансирование.

В обоснование своих требований сослался на то, что проверкой, проведенной прокуратурой Починковского района установлено, что администрацией ... сельского поселения ... района ... области не выполняются требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

На территории ... сельского поселения ... района ... области не разработана и не принята на территории поселения муниципальная целевая программа, направленная на повышение безопасности дорожного движения.

В результате бездействия не выполняются государственные гарантии по соблюдению интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Вышеуказанное нарушение является одним из неблагоприятных факторов, влияющих на организацию дорожного движения на территории сельского поселения, а также как следствие на совершении дорожно-транспортных происшествий и причинения вреда жизни и здоровью граждан.

Просит обязать администрацию ... сельского поселения ... района ... области разработать и принять на территории поселения муниципальную целевую программу по безопасности дорожного движения и обеспечить её финансирование.

В судебном заседании старший помощник прокурора Починковского района Смоленской области Лобкова В.В. исковые требования поддержала, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении.

Представитель администрации ... сельского поселения ... района ... области М. исковые требования не признал и суду показал, что на территории ... сельского поселения имеются бесхозные дороги, а также дороги, которые принадлежат -----. В ... районе существует целевая программа по безопасности дорожного движения в целом по району, а поэтому не считает необходимым разработку такой программы по их сельскому поселению, так как для этого нет необходимых средств.

Представитель администрации ... сельского поселения ... района ... области Ч. исковые требования не признала и суду показала, что долгосрочные целевые программы, предлагаемые к финансированию, начиная с очередного финансового года, подлежат утверждению местной администрацией муниципального образования не позднее одного месяца до дня внесения проекта закона (решения) о соответствующем бюджете в законодательный (представительный) орган. Проект решения о бюджете муниципального образования ... сельского поселения ... района ... области на 2011 год был внесён в представительный орган в ** ** ** года.

Степень финансовой самостоятельности органов местного самоуправления определяется их бюджетной компетенцией, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

Одним из показателей этого является самостоятельность органов местного самоуправления по установлению муниципальных минимальных социальных стандартов и других нормативов расходов местных бюджетов при решении вопросов местного значения. Соответственно, федеральные законы, законы субъектов РФ не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.

Местные бюджеты, как и иные бюджеты в составе бюджетной системы РФ, должны быть основаны на принципах сбалансированности, достоверности и реалистичности расчета доходов и расходов бюджета.

В исковом заявлении не представлено доказательств о бездействии администрации. Также, на территории муниципального образования «... район» ... области утверждена и действует краткосрочная районная целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «... район» ... области. При таких обстоятельствах, прокурор не вправе вмешиваться в деятельность администрации в вопросе принятия муниципальных нормативных правовых актов и обеспечения их финансирования.

Представитель ОГИБДД ОВД по ... району ... области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, обсудив материалы дела, заслушав стороны, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст.1 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 27 июля 2010 года) настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 2, 3 указанного закона обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Согласно ст.5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 27 июля 2010 года), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.

Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 27 июля 2010 года), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно ст.10 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 27 июля 2010 года), в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Федеральные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Судом установлено, что на территории ... сельского поселения ... района ... области отсутствует муниципальная программа, направленная на повышение безопасности дорожного движения. Бюджетные средства на реализацию программных мероприятий, нормативными актами на 2011 год не предусмотрены.

Доводы представителей ответчика о том, что на территории муниципального образования «... район» утверждена и действует краткосрочная районная целевая программа «Обеспечение безопасности дорожного движения на территории муниципального образования «... район» ... области, суд находит необоснованными, так как данная программа распространяется на всю территорию ... района, однако из нее не усматривается, какие конкретно мероприятия запланированы на территории ... сельского поселения для обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, установлен факт отсутствия муниципальной программы по ... сельскому поселению ... района, направленной на повышение безопасности дорожного движения.

По этим основаниям суд считает исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области о возложении обязанности на администрацию ... сельского поселения ... района ... области принять на территории поселения муниципальную целевую программу по безопасности дорожного движения и обеспечить её финансирование, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Действующим законодательством именно на орган местного самоуправления возложена обязанность самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и именно прокурору, обратившемуся в суд от своего имени в защиту интересов неопределенного круга лиц, принадлежит инициатива в возникновении процесса в случаях необходимости охраны в том числе, общественных интересов, защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации ... сельского поселения ... района ... области о понуждении к совершению действий – удовлетворить.

Обязать администрацию ... сельского поселения ... района ... области принять на территории поселения муниципальную целевую программу по безопасности дорожного движения и обеспечить её финансирование.

Решение может быть обжаловано в 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ:Н.И. Иваненкова