Дело № 2-401/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Починок Смоленской области 26 апреля 2011 года
Судья Починковского районного суда Смоленской области Решетняк Р.В.,
с участием:
помощника прокурора Починковского района Смоленской области Ивашкевич С.В.,
представителя ответчика Т.,
при секретаре Чурилиной Л.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения ... района ... области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения ... района ... области о возложении обязанности разработать и принять на территории поселения муниципальную целевую программу по безопасности дорожного движения и обеспечить её финансирование, указав в обоснование требований, что в результате проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на территории ... сельского поселения было установлено, что муниципальная программа, направленная на повышение безопасности дорожного движения отсутствует, что неблагоприятно влияет на совершение дорожно-транспортных нарушений, влекущих причинение вреда жизни и здоровью граждан. А поэтому просит обязать администрацию разработать и принять на территории поселения названную целевую программу и обеспечить её надлежащее финансирование.
В судебном заседании помощник прокурора требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика в судебное заседание явился, требования прокурора не оспаривал, пояснил, что на территории поселения действительно отсутствует названная целевая программа.
Представитель ОГИБДД ОВД по ... району ... области в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, просит рассмотреть дело без его участия.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, считает, что иск обоснован и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьёй 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу части 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (с изменениями от 27 июля 2010 года), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно статье 3 вышеуказанного закона основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании статьи 5 названного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно статье 10 вышеуказанного закона в целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения разрабатываются федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий.
Федеральные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к таким программам, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Федеральные, региональные и местные программы обеспечения безопасности дорожного движения финансируются за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.
Согласно статье 21 этого же Закона, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В силу части 1 статьи 22 деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» использует понятие «вопросы местного значения», которое определено в части 1 статьи 2 как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и названным Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
В статьях 14, 15 и 16 названного Закона определены вопросы местного значения соответственно поселения, муниципального района и городского округа. Статьи 14.1, 15.1 и 16.1 предусматривают права органов местного самоуправления соответственно поселения, муниципального района и городского округа на решение иных вопросов. В статье 17 установлены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории ... сельского поселения ... района ... области не разработана программа обеспечения безопасности дорожного движения, что никем не оспаривается и подтверждается материалам проверки прокуратуры Починковского района и информацией начальника ОГИБДД ОВД по ... району.
Так как, судом, бесспорно, установлено, что программно-целевой подход к обеспечению безопасности дорожного движения направлен на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Однако в результате бездействия ответчика не выполняются государственные гарантии по соблюдению интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, что неблагоприятно влияет на совершение дорожно-транспортных нарушений и причинения вреда жизни и здоровью граждан на территории ... сельского поселения.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области о возложении обязанности на орган местного самоуправления - администрацию ... сельского поселения ... района ... области разработать и принять на территории поселения муниципальную целевую программу по безопасности дорожного движения и обеспечить её финансирование, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку действующим законодательством именно на орган местного самоуправления возложена обязанность самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения и именно прокурору, обратившемуся в суд от своего имени в защиту интересов неопределенного круга лиц, принадлежит инициатива в возбуждении процесса в случаях необходимости охраны в том числе, общественных интересов, защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
иск прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.
Обязать администрацию ... сельского поселения ... района ... области разработать и принять на территории поселения муниципальную целевую программу по безопасности дорожного движения и обеспечить ее финансирование.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.
Судья Р.В. Решетняк