2-365/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Починок 17 мая 2011 года
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.
с участием представителя истца помощника прокурора Починковского района Смоленской области Ивашкевич С.В.,
представителя ответчика администрации ... сельского поселения ... К.А.М.,
при секретаре Панкратовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения ... о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения ... о понуждении к совершению действий.
В обоснование своих требований в судебном заседании представитель истца помощник прокурора Починковского района Смоленской области Ивашкевич С.В. сосалась на то, что проверкой, проведенной прокуратурой района установлено, что администрацией ... сельского поселения ... не выполняются требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения. На территории ... сельского поселения ... не разработан и не утвержден в установленном порядке проект организации дорожного движения. В результате бездействия не выполняются государственные гарантии по соблюдению интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения. Вышеуказанное нарушение является одним из неблагоприятных факторов, влияющих на организацию дорожного движения на территории сельского поселения, а также как следствие на совершение дорожно-транспортных происшествий и причинение вреда жизни и здоровью граждан. Просит обязать администрацию ... сельского поселения ... разработать в соответствии с требованиями правил, технических норм, стандартов и других нормативных документов проект организации дорожного движения по сельскому поселению.
Представитель ответчика администрации ... сельского поселения ... К.А.М. исковые требования не признал, указав, что действительно на территории ... сельского поселения ... не разработан и не утвержден в установленном порядке проект организации дорожного движения в связи с отсутствием денежных средств.
Представитель ОГИБДД ОВД по ... в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.12), просит рассмотреть дело без его участия (л.д.13).
Суд, заслушав стороны, обсудив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями от 27 июля 2010 года), органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
На основании ст.5 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями от 27 июля 2010 года), обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством осуществления деятельности по организации дорожного движения; материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
Согласно ст.21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями от 27 июля 2010 года), мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке.
В силу ч.1 ст.22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями от 27 июля 2010 года), деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.
Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 3 мая 2011 года) использует понятие «вопросы местного значения», которое определено в части 1 статьи 2 как вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 3 мая 2011 года), к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.2 ст.14.1. Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 3 мая 2011 года), органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 настоящей статьи, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, за счет доходов местных бюджетов, за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
Согласно ч.1.1. ст.17 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями от 3 мая 2011 года), по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории ... сельского поселения ... не разработан и не утвержден в установленном порядке проект организации дорожного движения (л.д.3).
Согласно информации, представленной администрацией ... сельского поселения ... (л.д.4), в бюджете муниципального образования на 2011 год финансовые средства на разработку соответствующей документации не предусмотрены. При формировании бюджета на 2012 год будет рассмотрен вопрос о выделении средств на разработку проектной документации организации дорожного движения по ... сельскому поселению ....
Из ст.7, 39 Устава ... сельского поселения ..., усматривается, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление других полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В собственности сельского поселения могут находится автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог (л.д.16-70).
Вышеперечисленными доказательствами полностью подтверждается факт отсутствия проекта организации дорожного движения по сельскому поселению.
Судом установлено, что в результате бездействия администрации ... сельского поселения ... не выполняются государственные гарантии по соблюдению интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, что может привести к увеличению количество дорожно-транспортных происшествий, созданию угрозы жизни и здоровью водителей и пешеходов на территории ... сельского поселения .... Указанным нарушением затрагиваются права граждан на охрану жизни, здоровья, имущества, государственная защита которых также гарантируется Конституцией Российской Федерации (статьи 41, 45 Конституции Российской Федерации). Разработка проекта организации дорожного движения, обусловленная значимыми целями, отвечает критериям разумности и целесообразности, а не исполнение влечет существенную угрозу общественным отношениям, связанным с безопасностью дорожного движения, затрагивает права граждан на охрану жизни и здоровья, и может привести к нанесению ущерба их интересам. Бездействия ответчика могут быть причиной наступления вредных последствий, поскольку они противоречат правилам безопасности дорожного движения.
Доводы представителя ответчика администрации ... сельского поселения ... об отсутствии денежных средств, суд признает необоснованными, поскольку указанные обстоятельства сами по себе не являются основанием для отказа в защите интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд находит исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области о возложении обязанности на орган местного самоуправления администрацию ... сельского поселения ... разработать в соответствии с требованиями правил, технических норм, стандартов и других нормативных документов проект организации дорожного движения по сельскому поселению, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку действующим законодательством именно на орган местного самоуправления возложена обязанность самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения, а прокурору, обратившемуся в суд от своего имени в защиту интересов неопределенного круга лиц, принадлежит инициатива в возникновении процесса в случаях необходимости охраны в том числе, общественных интересов, защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.
Обязать администрацию ... сельского поселения ... разработать в соответствии с требованиями правил, технических норм, стандартов и других нормативных документов проект организации дорожного движения по ... сельскому поселению ....
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.
Судья: В.А.Шабанова