13.04.2011 г. - Решение о понуждении к совершению действий



Дело № 2-355/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Починок Смоленской области                         13 апреля 2011 года

Починковский районный суд Смоленской области

в составе: судьи Новиковой Н.Ф.,

с участием старшего помощника прокурора Починковского района Смоленской области Лобковой В.В.,

при секретаре Корольковой Л.А.,

с участием представителей ответчиков М., У.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов несовершеннолетних к Администрации муниципального образования «...» ..., муниципальному образовательному учреждению ... средней общеобразовательной школе о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «...» ..., муниципальному образовательному учреждению ... средней общеобразовательной школе (далее – МОУ ... СОШ) о понуждении к совершению действий.

В обоснование своих требований сослался на то, что в ходе проверки исполнения законодательства о правах и интересах несовершеннолетних в муниципальных образовательных учреждениях района были выявлены нарушения законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а именно в нарушении требований п.2.2.3. Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 не ограждена территория участка МОУ ... СОШ забором высотой 1,5 метра, что ставит под угрозу жизнь и здоровье обучающихся и работников данного образовательного учреждения.

Просит признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «...» ... в части не выделения денежных средств МОУ ... СОШ для ограждения территории участка школы металлическим забором высотой 1,5 метра; обязать Администрацию муниципального образования «...» ... выделить денежные средства для установки ограждения территории участка МОУ ... СОШ металлическим забором высотой 1,5 метра; обязать МОУ ... СОШ с момента перечисления денежных средств незамедлительно принять меры по ограждению участка школы металлическим забором высотой 1,5 метра.

В судебном заседании старший помощник прокурора Починковского района Смоленской области Лобкова В.В. исковые требования поддержала в полном объёме и пояснила, что в нарушении требований п.2.2.3. Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 территория участка МОУ ... СОШ не ограждена забором высотой 1,5 метра. Просит обязать ответчиков выделить денежные средства и установить ограждение школы именно металлическим забором в целях безопасности, эффективности и эстетичности.

Представитель ответчика Администрации муниципального образования «...» ... М. в судебном заседании иск          не признала и пояснила, что формирование бюджета на очередной финансовый год производится в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, ... от ** ** ** № **-з «О межбюджетных отношениях в ...» и другими нормативно-правовыми актами.

Бюджетные средства распределяются в соответствии с приоритетами, определенными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации, бюджетной политикой ... и ..., а именно: выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, реализация мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, финансирование целевых программ и приоритетных национальных проектов. Оставшиеся средства распределяются бюджетным учреждениям на содержание и материально-техническое оснащение учреждений.

Из бюджетной росписи следует, что МОУ ... СОШ на 2011 год для осуществления деятельности выделено ----- рублей, в том числе: фонд оплаты труда – ----- рубля, оплата работ, услуг – ----- рублей, работы, услуги по содержанию имущества – ----- рублей, прочие работы, услуги – ----- рублей.

Согласно ст.32 Закона РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, типовым положением об общеобразовательном учреждении соответствующего типа и вида и Уставом образовательного учреждения.

Считает, что санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2. 1178-02 не предусматривают установление металлического забора 1,5 м, что требует прокурор.

Выделение дополнительных денежных средств на установку ограждения территории МОУ ... СОШ металлическим забором не представляется возможным, так как это повлечёт за собой уменьшение расходов на другие социально-значимые нужды образовательных учреждений.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип целевого распределения бюджетных средств. Любые действия, направление бюджетных средств на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

Исполнение местного бюджета также должно производиться при соблюдении требований бюджетного законодательства, в силу которых бюджетные средства могут использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных решением о бюджете и в пределах утверждённых им ассигнований.

Считает, что Администрация МО «...» действовала в соответствии со своими полномочиями и в пределах средств, выделенных на их осуществление, указанные действия не могут расцениваться как бездействие.

В соответствии со ст. 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.

При таких обстоятельствах считает, что прокурор не вправе вмешиваться в деятельность Администрации по вопросу выделения денежных средств для установки ограждения территории МОУ ... СОШ металлическим забором высотой 1,5 м.

Представитель ответчика МОУ ... СОШ У. в суде иск полностью признал и пояснил, что действительно территория школы не имеет ограждения в связи с отсутствием денежных средств. Учредителем школы является Администрация муниципального образования «...» .... Финансируется школа из местного бюджета, а также за счет субсидий из областного бюджета через отдел образования. Он работает директором данной школы с ** ** **, но ни разу не направлял письменную заявку в Администрацию МО «...» о необходимости выделении денежных средств на ограждение территории школы.

Суд, обсудив материалы дела, заслушав стороны, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ч.1 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

Из ч.7 ст. 51 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" следует, что ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Частью 5 ст.12 вышеназванного закона установлено, что деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

Согласно п.2.2.3. Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02 "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях" (с изменениями от 23 июля 2008 г.), территория участка общеобразовательного учреждения ограждается забором высотой 1,5 м и вдоль него - зелеными насаждениями.

В силу п.4 ч.1 ст.31 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования.

Согласно ч.5 ст.12 вышеназванного закона, образовательные учреждения одного типа подразделяются на виды, определенные федеральными законами или типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, которыми регулируется деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений. На основе таких типовых положений разрабатываются уставы этих образовательных учреждений. Типовые положения об образовательных учреждениях утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Из п.14 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 (с изменениями от 10 марта 2009 г.) следует, что учредителем муниципального общеобразовательного учреждения является орган местного самоуправления.

В соответствии с п.75, 76 указанного Типового положения, деятельность общеобразовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов общеобразовательного учреждения являются: собственные средства учредителя; бюджетные и внебюджетные средства.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ограждение земельного участка муниципального образовательного учреждения ... средней общеобразовательной школы отсутствует, что подтверждается сообщением и.о. начальника Отдела образования Администрации муниципального образования «...» ... от ** ** ** за № **.

Согласно кадастрового плана земельного участка от ** ** ** № **, муниципальное образовательное учреждение ... средняя общеобразовательная школа расположена на земельном участке в д.... ... с кадастровым номером - № **.

Из п.1.3 Устава муниципального образовательного учреждения ... средней общеобразовательной школы, утверждённого распоряжением Администрации муниципального образования «...» ... от ** ** ** № **-р, следует, что учредителем МОУ ... СОШ является Администрация муниципального образования «... ....

В соответствии с п.7.1, 7.2 данного Устава образовательное учреждение финансируется учредителем на основании договора между образовательным учреждением и учредителем. Источниками финансирования имущества и финансовых средств образовательного учреждения являются и средства, получаемые от учредителя.

Доводы представителя ответчика Администрации муниципального образования «...» ... М., что прокурор не вправе     вмешиваться в деятельность Администрации муниципального образования «...» ... по вопросу выделения денежных средств для установки ограждения территории МОУ ... СОШ металлическим забором высотой 1,5 метра, являются несостоятельными, поскольку действия прокурора направлены в защиту интересов несовершеннолетних детей. Установление именно металлического забора будет соответствовать безопасности, эстетичности и эффективности в защите интересов несовершеннолетних детей, обучающихся в школе.

Судом установлено, что нарушаются права учащихся на безопасность и здоровье в результате незащищенности объекта образования, так как на территорию школы осуществляется свободный доступ посторонних лиц.

При таких обстоятельствах суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку нарушение ответчиками в части не установки ограждения территории МОУ ... СОШ в нарушении Санитарно-эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02, ставит под угрозу жизнь и здоровье учащихся и работников данного образовательного учреждения.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

          РЕШИЛ:

Иск прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования «...» ... в части не выделения денежных средств МОУ ... СОШ для ограждения территории участка школы металлическим забором высотой 1,5 метра.

Обязать Администрацию муниципального образования «...» ... выделить денежные средства для установки ограждения территории участка муниципального образовательного учреждения ... средней общеобразовательной школы ... металлическим забором высотой 1,5 метра.

Обязать муниципальное образовательное учреждение ... среднюю общеобразовательную школу с момента перечисления денежных средств принять меры по ограждению участка школы металлическим забором высотой 1,5 метра.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области.

Судья:                              Н.Ф.Новикова