04.07.2011 г. Решение о возложении обязанности по постановке на учет бесхозяйного ГТС



Дело № 2-516/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Починок Смоленской области                 4 июля 2011 года

Починковский районный суд Смоленской области

В составе судьи Новиковой Н.Ф.,

с участием старшего помощника прокурора Починковского района Смоленской области Лобковой В.В,

при секретаре Трифоновой Л.Ю.,

с участием представителя ответчика С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации ... сельского поселения ... о возложении обязанности по постановке на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с иском к администрации ... сельского поселения ... о постановке на учет бесхозяйного гидротехнического сооружения на реке ... в д. ... в орган, осуществляющий государственную регистрацию права.

В обоснование требований указал, что на территории ... сельского поселения ... на реке ... в д. ... имеется гидротехническое сооружение.

В результате проверки Управлением Ростехнадзора по ... установлено, что ГТС на реке ... в д. ... – бесхозяйное, техническое состояние работоспособное, уровень безопасности ГТС пониженный.

По информации, представленной администрацией ... сельского поселения ..., администрацией МО «...» ..., ... отделением Ростехинвентаризации, гидротехническое сооружение на реке ... в д. ... ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплено, то есть является бесхозяйным. В реестре федерального имущества данный объект также не числится.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Порядок постановки на учёт установлен Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением РФ № 580 от 17.09.2003 года. В соответствии с п.п. 4, 5 названного Положения на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались, в порядке предусмотренном ст. 225 и ст. 236 ГК РФ.

Считает, что согласно ч.2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей администрация ... сельского поселения ... должна была обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учёт объекта недвижимого имущества – бесхозяйного гидротехнического сооружения, расположенного на реке ... в д. .... Однако до настоящего времени указанные действия ответчиком не выполнены, в связи с этим, собственник ГТС на реке ... в д. ... не определен.

В связи с отсутствием собственника данного ГТС и в результате бездействия органа местного самоуправления по определению и постановке ГТС на учёт, контроль за состоянием ГТС никем не осуществляется, меры по обеспечению его безопасности не принимаются, что может привести к возникновению аварийных ситуаций с причинением ущерба окружающей природной среде, к значительным материальным потерям, к нарушению условий жизнедеятельности и гибели людей.

Наличие бесхозяйного ГТС создает опасность окружающей природной среде и населению близлежащей территории, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.

Просит обязать администрацию ... сельского поселения ... принять меры по постановке бесхозяйного ГТС на реке ... в д. ... на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.

В судебном заседании старший помощник прокурора Починковского района Смоленской области Лобкова В.В. требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации ... сельского поселения ... С. в судебном заседании иск признала в полном объеме.

Суд, обсудив материалы дела, заслушав прокурора, представителя ответчика, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу п. 2 ст. 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно ст. 3 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Согласно п. 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного, постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, на территории ... сельского поселения ... на реке ... в д. ... имеется гидротехническое сооружение (далее ГТС).

Из акта проверки № **.4/121 от ** ** ** Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору усматривается, что на реке ... в д. ... имеется бесхозяйное гидротехническое сооружение – пруд русловой регулируемый, объем воды 90 тыс. куб.м., площадь зеркала 6,9 га, напор 3,5 м.; плотина насыпная, земляная, проезжая, совмещена с автодорогой с асфальтобетонным покрытием, шириной по гребню 4,5 м, длиной 80 метров, превышение над НПУ 2,0 м.

Уровень безопасности ГТС является пониженным: локальные разрушения бетона боковых стенок быстротока. Рекомендовано провести процедуру определения собственника и ремонт ГТС.

Согласно сообщению от ** ** ** за № **, Администрация МО «...» ... не является собственником, пользователем или владельцем на законных основаниях гидротехнического сооружения на реке ... в д. ....

Как усматривается из сообщения ТУ Росимущества по ... № **/БО от ** ** **, спорное гидротехническое сооружение в реестре федерального имущества не числится.

Из информации, предоставленной ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ... филиал ... отделение от ** ** **, следует, что гидротехническое сооружение на реке ... в д. ... на техническом учете не значится.

Из сообщения главы МО ... сельского поселения ... от ** ** ** следует, что ГТС на реке ... в д. ... фактически является бесхозяйным, но на учёте в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ... как бесхозяйный объект не состоит. Администрация ... сельского поселения ... вышеназванное ГТС поддерживает в надлежащем состоянии.

При таких обстоятельствах суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Так как спорное ГТС не имеет собственника и, следовательно, является бесхозяйной недвижимостью в силу отсутствия на него документов и сведений, в том числе предусмотренных п. 7 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. №580: о не включении сооружения в Российский регистр ГТС (постановление Правительства РФ от 23 мая 1998 г. N 490), об отсутствии декларации безопасности ГТС, об отсутствии проектной документации и документа о вводе в эксплуатацию ГТС, справками об отсутствии ГТС в реестре федерального, республиканского, муниципального имущества, сообщением регистрационной службы об отсутствии в Едином государственном реестре прав записи о владельце прав на ГТС.

Кроме того, отсутствие собственника ГТС и эксплуатирующей организации влечёт неисполнение предусмотренных ст. 9 Закона "О безопасности гидротехнических сооружений", где собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения и создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения.

Таким образом, в силу гражданского законодательства, гидротехническое сооружение на реке ... в д. ... является бесхозяйным имуществом. И бездействие администрации ... сельского поселения ..., в границах которого находится гидротехническое сооружение, которая в нарушение п. 3 ст. 225 ГК РФ в регистрационную службу с заявлением о постановке на учёт объекта бесхозяйного недвижимого имущества не обращалась, является незаконным.

Поскольку наличие бесхозяйного ГТС создает опасность окружающей природной среде и населению, то заявление прокурора Починковского района Смоленской области, направленное в защиту интересов неопределенного круга лиц, прежде всего населения, подлежит удовлетворению.

Кроме того, признание иска представителем ответчика администрации ... сельского поселения ... не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а поэтому в силу ст.173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, такое признание следует принять, а заявленные требования удовлетворить.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Иск прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.

Обязать администрацию ... сельского поселения ... обратиться с заявлением в ... отделение Управления Федеральной Регистрационной службы по ... о постановке на учёт бесхозяйного гидротехнического сооружения на реке ... в д. ....

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области.

Судья:                                 Н.Ф. Новикова