23.09.2011 - Решение о признании права на получение ГЖС



Дело № 2-502/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Починок Смоленской области                        23 сентября 2011 года

Починковский районный суд Смоленской области

В составе: судьи Новиковой Н.Ф.,

при секретаре Трифоновой Л.Ю.,

с участием истца Копытова А.С.,

представителя ответчика Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Копытова А.С. к -----, -----, -----, -----), ----- о признании права на получение государственного жилищного сертификата, включении в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов, возложении обязанности получения, оформления и передачи государственного жилищного сертификата,

установил:

Копытов А.С. обратился в суд с иском к -----, ----- -----, -----, ----- о признании права на получение государственного жилищного сертификата, включении в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов, возложении обязанности получения, оформления и передачи государственного жилищного сертификата.

В обоснование требований указал, что он проходил военную службу в войсковой части № ** в звании ----- и был уволен с военной службы из рядов Вооруженных сил Российской Федерации в запас, его общая продолжительность военной службы в календарном исчислении составляет – -----. Затем работал в органах МВД на должности начальствующего состава.

По ордеру № ** от ** ** ** ему и членам его семьи была предоставлена квартира ... В связи с тем, что ...-1 признан закрытым военным городком, ему было предложено получить государственный жилищный сертификат как участнику программы для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков. В настоящее время он состоит на очереди граждан, изъявивших желание получить ГЖС в 2012 году по войсковой части № **. Однако до настоящего времени государственный жилищный сертификат не получил. Просит признать право на получение государственного жилищного сертификата, включить его в сводный список получателей государственных жилищных сертификатов, возложить обязанность получения, оформления и передачи государственного жилищного сертификата на уполномоченные органы.

Согласно дополнительному исковому заявлению в качестве ответчика заявлен -----

В судебном заседании истец Копытов А.С. заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ----- в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, доказательств в обоснование своих возражений не представил.

Представитель ----- в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания, не сообщил об уважительных причинах неявки, доказательств в обоснование своих возражений не представил.

Представитель ----- в судебное заседание не явился, надлежаще извещён о времени и месте судебного заседания.

Представитель ответчика ----- в судебное заседание не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания. Согласно письменным возражениям исковые требования Копытова А.С. не признают, так как распоряжением Правительства РФ №349 от 17 марта 2010 года военный городок ... исключён из перечня, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.

Следовательно, граждане, изъявившие желание получить ГЖС по категории «граждане-участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков» утратили данное основание. Считает, что требование истца обязать командование и жилищную комиссию войсковой части № ** включить в список на получение ГЖС в 2011 году не основательно, так как до настоящего времени войсковая часть № ** не получала сведений о количестве сертификатов, предусматриваемых к выделению в планируемом году, и списков граждан-получателей сертификатов представлять не может. Кроме того, функции жилищных комиссий переданы в Департамент жилищных отношений, и командование воинских частей не может давать данному органу указаний, поэтому считают себя в данной части требований ненадлежащим ответчиком.

Представитель ----- Л. в судебном заседании иск не признала и пояснила, что Копытов А.С. подал командиру войсковой части № ** заявление о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Действительно Копытов А.С. стоит под № ** в Списках граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2012 году по в/ч № **. Распоряжением Правительства Российской Федерации №349-р от 17 марта 2010 года военный городок ... исключен из перечня, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков. Поэтому Копытов утратил данное основание.

Третьи лица Копытова Л.Ф., Копытов П.А., Копытова Н.А. в судебное заседание не явились, надлежаще извещены, просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, заслушав истца Копытова А.С., представителя ответчика Л., обсудив материалы дела, находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Согласно п.1, 14 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 28 декабря 2010 года), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями от 21 декабря 2009 года) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (с изменениями от 21 декабря 2009 года) устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы (пункт 1), категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в подпрограмме (пункт 5).

Подпунктом «б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (с изменениями от 21 декабря 2009 года) определено, что право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Из анализа приведённых положений следует, что проживание определённых категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.

Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года №752-р (с изменениями от 17 марта 2010 года) утверждён перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в том числе ....

Пунктами 28, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, (действовавшей в спорный период времени - до 8 ноября 2010 года) установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.

С учетом вышеназванного законодательства, последнее не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу. При этом, по смыслу вышеуказанного законодательства, если не было реализовано право на переселение из закрытого военного городка сразу при увольнении с военной службы, то такое право сохраняется и после того, как городок сделают открытым.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, Копытов А.С. проживает в ..., предоставленной последнему в качестве жилого помещения в связи с прохождением им военной службы на территории закрытого военного городка – ..., который распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. №349-р исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 года №752-р.

** ** ** КЭЧ ... ... военного округа Копытову А.С. с семьей, состоящей из 3 человек: ему, его жене Копытовой Л.Ф., сыну Копытову П.А., был выдан ордер № ** на право занятия одной комнаты площадью 14 кв.м. в ....

Согласно лицевому счету № **, выписке из домовой книги по адресу: ... ..., постоянно зарегистрированы: Копытов А.С. (ответственный квартиросъемщик) с ** ** **, Копытова Л.Ф. (жена) с ** ** **, Копытов П.А. (сын) с ** ** **, Копытова Н.А. (дочь) с ** ** **. Квартира не бронирована, не приватизирована, принадлежит Министерству обороны Российской Федерации (л.д.12, 23).

Жилой городок ...-1 включён в перечень закрытых жилых городков на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июля 2000 года №752-р.

Копытов А.С. действительно проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, и выслуга лет на день его увольнения составила ----- (л.д.13). С ** ** ** по ** ** ** истец проходил службу в органах внутренних дел на должностях начальствующего состава (л.д.14).

Из списка граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2010 году по войсковой части № **, усматривается, что под № ** категории граждане-участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков, значится истец Копытов А.С. (л.д.4-7).

В соответствии со списком граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2012 году по войсковой части № **, Копытов А.С. значится под № ** из категории граждане-участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

Согласно справке № ** от ** ** **, выданной председателем жилищной комиссии войсковой части № **, Копытов А.С. ГЖС в гарнизоне ... не получал, состоит в списке граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по войсковой части № ** с ** ** ** (л.д.53).

Доводы представителя ответчика о том, что граждане, изъявившие желание получить государственные жилищные сертификаты по категории «Граждане - участники программы, подлежащие переселению из закрытых военных городков», утратили данное основание, поскольку распоряжением Правительства РФ №349-р от 17 марта 2010 года военный городок ... исключён из перечня, имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, суд находит необоснованными, так как Копытов А.С. изъявил желание участвовать в программе получения государственного жилищного сертификата, как проживающий в закрытом военном городке, то есть до издания распоряжения Правительства РФ №349-р от 17 марта 2010 года. Уполномоченным органом (в тот период – жилищной комиссией) Копытов был обоснованно включен в список кандидатов на получение государственного жилищного сертификата по указанному основанию. Поскольку истцом не было реализовано право на переселение из закрытого военного городка сразу при увольнении с военной службы, то такое право сохраняется за военнослужащим и после того, как городок станет открытым.

При этом суд учитывает и практику Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в соответствии с которой под категорией «собственность» понимается не только «существующая собственность», но и активы, включая требования, в отношении которых заявитель может утверждать, что у него имеются «правомерные ожидания» осуществления своего имущественного права (п.53 решения ЕСПЧ по делу «Булвес против Болгарии» (жалоба №3991/03), решение по делу «Енерйилдиз против Турции» (№48939/99). С учетом такой практики суд также находит, что военнослужащие, принятые на учет и не совершившие при этом каких-либо неправомерных действий, правомерно ожидали, что их право на жилище будет реализовано.

Обсуждая вопрос о том, на кого из ответчиков возложить обязанность по восстановлению жилищных прав истца, суд приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 68 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года №1082 (с изменениями от 2 января 2011 года), Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области.

Подпунктом 7 пункта 10 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны Российской Федерации права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с п.31 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (с изменениями от 21 декабря 2009 года) порядок и сроки формирования списков граждан - участников подпрограммы, состоящих на учете в подразделениях и изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти. Порядок учёта граждан, проживающих на территории закрытых военных городов или посёлков, изъявивших желание получить сертификат, а также порядок принятия решения о предоставлении сертификатов указанной категории граждан определяются федеральными органами исполнительной власти, в сфере ведения которых находятся эти военные городки и посёлки.

Приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 года № 215 утверждён Порядок формирования списков состоящих на учёте в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включённых в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, согласно п.4 которого для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учётное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учётное дело. Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (приложение N1 к настоящему Порядку). Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении    жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.

Граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещениях в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.

Из п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (с изменениями от 21 декабря 2009 года) следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п.5 Правил, в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных    условий (получении жилых помещений).

При этом, в соответствии с подпунктом «а» п.18 названных Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.

Из п.7 названных Правил следует, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а - д» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.3 названных Правил, сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Из содержания п.28 названных Правил следует, что государственный заказчик подпрограммы с учётом средств, предусмотренных на её реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объёмов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.

Исходя из вышеприведенного смысла п.п.3, 18, 24, 28 и 31 следует вывод о том, что включение граждан - участников подпрограммы в списки получателей государственных жилищных сертификатов осуществляется по категориям, предусмотренным в п.5 Правил, а указанные списки формируются на текущий год. В связи с этим, реализация гражданами - участниками подпрограммы права на получение социальной выплаты производится с учётом категории, предусмотренной в п.5 Правил, и в соответствующем году. Именно эти положения и закреплены в абз.4 п.4 Порядка, утвержденного Министром обороны Российской Федерации в рамках своих полномочий.

В настоящее время жилищная комиссия войсковой части ликвидирована, и функции такой комиссии выполняет Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и в этой части приказом Минобороны РФ от 18 сентября 2010 года №1256 были внесены изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года №215.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 принята федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно которой выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.

Согласно п.п.23-28 Порядка формирования списков состоящих на учёте в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включённых в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утверждённого приказом Минобороны РФ от 10 июня 2006 года №215 (с изменениями от 18 сентября 2010 года) Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (ДЖО МО) обеспечивает и организует получение бланков сертификатов, а также их хранение и учет. Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы Управлением по реализации жилищных программ направляется в ДЖО МО. ДЖО МО в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы обеспечивает в установленном порядке передачу оформленных сертификатов в КЭЧ районов (ОМИС). Допускается передача оформленных сертификатов в указанные сроки в КЭЧ районов (ОМИС) через довольствующие квартирно-эксплуатационные органы органов военного управления. При получении оформленных сертификатов начальник КЭЧ района (ОМИС) организует их учет в книге учета полученных и выданных сертификатов (приложение N4 к Правилам) и уведомление в течение двух рабочих дней заинтересованных воинских частей. Командир воинской части при поступлении уведомления из КЭЧ района (ОМИС) о получении оформленных сертификатов незамедлительно оповещает граждан - участников подпрограммы, получающих сертификаты, о месте и времени выдачи сертификатов и направляет их учетные дела в КЭЧ района (ОМИС).

С учетом вышеназванного законодательства, суд находит возможным, признав за истцом право на получение государственного жилищного сертификата, возложить обязанность по включению Копытова А.С. в сводные списки получателей государственных жилищных сертификатов в 2012 году на -----, поскольку жилищная комиссия ликвидирована.

Обязанность же на получение, оформление и передачу государственного жилищного сертификата Копытову А.С. суд возлагает на уполномоченные органы в соответствии с компетенцией последних, предусмотренной вышеназванным Порядком формирования списков, а именно на -----

При таких обстоятельствах суд находит заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Копытова А.С. удовлетворить.

Признать за Копытовым А.С. право на получение государственного жилищного сертификата.

Обязать ----- включить Копытова А.С. в сводный список получателей сертификатов в 2012 году.

Обязать -----, ----- -----, ----- обеспечить в установленном законом порядке получение, оформление и передачу государственного жилищного сертификата Копытову А.С..

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области.

Судья:                                 Н.Ф. Новикова