2-805/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 ноября 2011 года г. Починок
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.
при секретаре Панкратовой Н.Г.,
с участием истца Иванова А.Е.,
представителя ответчика Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в ... Т.В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Иванова А.Е. к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в ... о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода работы и досрочном назначении пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов А.Е. обратился в суд с исковыми требованиями к государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в ... о включении в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периода работы с ** ** ** по ** ** ** – в должности водителя пожарной машины Федерального государственного учреждения Отряд государственной противопожарной службы № ** Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по ..., и досрочном назначении пенсии в связи с вредными и тяжелыми условиями труда.
В обоснование своих требований Иванов А.Е. указал, что с ** ** ** по ** ** ** он работал в должности водителя пожарной машины Федерального государственного учреждения Отряд государственной противопожарной службы № ** Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по .... ** ** ** он обратился с заявлением в государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в ... с просьбой о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением комиссии по назначению пенсии № ** от ** ** ** в назначении досрочной трудовой пенсии по старости было отказано, так как отсутствует специальный стаж работы. Считает решение комиссии незаконным, просит обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на трудовую пенсию по старости вышеуказанный период работы и досрочно назначить трудовую пенсию, со дня первоначального обращения за ней, с ** ** **.
Представитель Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в ... Т.В.А. требования истца не признал, поскольку в период с ** ** ** по ** ** ** подразделение, в котором служил Иванов А.Е., относилось к противопожарной службе субъекта РФ – ..., тогда как в специальный стаж засчитывается только время службы в подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России. Без включения указанного периода специальный стаж истца на дату обращения за пенсией составлял 23 года 6 месяцев 5 дней, что недостаточно для назначения требуемой пенсии.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.п.18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с изменениями от 1 июля 2011 года), трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу п.2 ст.27 указанного закона, списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2002 года №437 (в редакции 26 мая 2009 года) был утвержден Список должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 года №1309 «О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности» было постановлено преобразовать до 1 января 2002 года Государственную противопожарную службу Министерства внутренних дел Российской Федерации в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, включив в ее состав входящие по состоянию на 1 октября 2001 года в систему Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации центральные и территориальные органы, подразделения, учреждения, предприятия, организации с состоящим на их балансе имуществом.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» (в редакции от 25 июля 2002 года) Государственная противопожарная служба является основным видом пожарной охраны и входит в состав Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве единой самостоятельной оперативной службы.
Лишь после внесения в указанную статью Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» изменений, вступивших в силу с 1 января 2005 года, Государственная противопожарная службы стала подразделятся на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, ** ** ** Иванов А.Е. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости (л.д.169-170).
Решением комиссии по назначению пенсии Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в ... от ** ** ** № ** Иванову А.Е. в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии со ст.27 п.1 п.п.18 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173-ФЗ от 17 декабря 2001 года отказано, из-за отсутствия специального стажа работы 25 лет (на день обращения специальный стаж составил 23 года 6 месяцев 5 дней) (л.д.18-19).
Указанные обстоятельства сторонами в судебном заседании не оспариваются.
Период работы с ** ** ** по ** ** **.
Иванов А.Е., родившийся ** ** ** в ... (л.д.7),
** ** ** принят на работу шофером ППЧ-№ **;
** ** ** установлен ----- по должности водителя пожарного автомобиля единой тарифной сетки;
** ** ** профессиональная пожарная часть № ** ... реорганизована в часть пожарной охраны № ** ... отряда пожарной охраны № **;
** ** ** переведен на должность пожарного по ----- Единой тарифной сетки;
** ** ** переведен на должность водителя ----- по ----- единой тарифной сетки ПЧ-№ ** ...;
** ** ** установлен ----- ЕТС по должности водителя пожарного автомобиля;
** ** ** отряд государственной противопожарной службы № ** реорганизован в Федеральное государственное учреждение Отряд государственной противопожарной службы № ** ГУ ГО ЧС ...;
в связи с ликвидацией Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям ... с ** ** ** ФГУ ОПС № ** переподчинен Государственному учреждению «Отряд Государственной противопожарной службы министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по ...» (основание: приказ Главного управления МЧС России по ... от ** ** **);
** ** ** установлен ----- ЕТС по должности водителя пожарного автомобиля;
** ** ** Отряд государственной противопожарной службы № ** МЧС России по ... переименован в государственное учреждение «№ ** отряд Федеральной противопожарной службы по ...»;
Государственное учреждение «№ ** отряд федеральной противопожарной службы по ...» реорганизован в форме слияния в государственное учреждение Отряд федеральной противопожарной службы по ...,
** ** ** продолжает работать по настоящее время (л.д.8-14, 39).
Согласно справки (л.д.15) Иванов А.Е. действительно работает в № ** пожарной части № ** отряда ФПС ОФПС по ... в должности водителя автомобиля с ** ** ** по настоящее время.
Разрешая вопрос о возможности включения Иванову А.Е. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода работы с ** ** ** до ** ** **, суд учитывает то, что Государственная противопожарная службы стала подразделятся на федеральную противопожарную службу и противопожарную службу субъектов Российской Федерации лишь после внесения в статью 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №69-ФЗ «О пожарной безопасности» изменений, вступивших в силу с 1 января 2005 года. Нормами действующего законодательства предусмотрено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым включить Иванову А.Е. в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период с ** ** ** до ** ** **, поскольку как установлено в судебном заседании, в оспариваемый период истец действительно работал в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В силу Определения Конституционного суда Российской Федерации от 5 февраля 2009 года №552-О-О, досрочное назначение трудовой пенсии по старости сотрудникам федеральной противопожарной службы, как и предоставление им ранее пенсии за выслугу лет, связано с повышенным уровнем воздействия на них неблагоприятных факторов и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста. Следовательно, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для сотрудников федеральной противопожарной службы и противопожарной службы субъектов Российской Федерации основана на объективных различиях в характере и содержании их профессиональной деятельности, обусловленных законодательно закрепленным разграничением функций, и не может, вопреки утверждению заявителя, расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, занятых в противопожарных службах субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
Судом бесспорно установлено, что Иванов А.Е. в оспариваемый период с ** ** ** по ** ** ** работал в Федеральном государственном учреждении Отряд государственной противопожарной службы № ** Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по .... Указанная служба создана при администрации ... и не является структурным подразделением МЧС России, соответственно она является противопожарной службой субъекта Российской Федерации ( ...), что также усматривается из исследованных судом имеющихся в материалах дела положений, приказов и других документов, определяющих характер деятельности Отряда государственной противопожарной службы № ** в период с ** ** ** по ** ** **, его подчиненность, структуру, финансирование и другое (л.д.57-124). Действующим законодательством не предусмотрено включение в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии периода работы в противопожарной службе субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, период с ** ** ** по ** ** ** не может быть зачтен в специальный стаж работы истца Иванова А.Е.
Кроме того, специальный стаж истца Иванова А.Е. составляет менее 12 лет 6 месяцев, следовательно, требования о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости также не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Иванова А.Е. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в ... включить Иванову А.Е. в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости период работы с ** ** ** до ** ** ** в должности водителя пожарной машины Федерального государственного учреждения Отряд государственной противопожарной службы № ** Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям по ....
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.
Судья: В.А.Шабанова