2-160/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Починок Смоленской области 16 февраля 2012 года
Починковский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего Иваненковой Н.И.,
с участием помощника прокурора Починковского района Смоленской области Агаркова А.Е.,
при секретаре Левченковой В.Н., с участием представителя ответчика М.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации ----- сельского поселения ... о признании незаконным бездействие администрации ----- сельского поселения ... и понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации ----- сельского поселения ... о признании незаконным бездействие администрации ----- сельского поселения ..., выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание и просит обязать администрацию ----- сельского поселения ... опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание.
В обоснование своих требований сослался на то, что проверкой, проведенной прокуратурой Починковского района установлено, что администрацией ----- сельского поселения ... не выполняются требования Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а именно, Главой администрации ----- сельского поселения ... в нарушение Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года не опубликованы сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактические затраты на их денежное содержание.
Невыполнение данных требований законодательства является одним из признаков коррупционности, так как согласно статье 3 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Просит признать незаконным бездействие администрации ----- сельского поселения ..., выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание и обязать администрацию ----- сельского поселения ... опубликовать в средствах массовой информации сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание.
В судебном заседании помощник прокурора Починковского района Смоленской области Агарков А.Е. исковые требования поддержал, ссылаясь на обстоятельства, указанные в заявлении и уточнил, что данные сведения просит опубликовать в средствах массовой информации, а именно в общественно - политической газете «-----» ....
Представитель администрации ----- сельского поселения ... М. требования признал. Суду показал, что действительно в средствах массовой информации, а именно в газете «-----» администрацией ----- сельского поселения ... за ** ** ** не были опубликованы сведения о численности муниципальных служащих администрации ----- сельского поселения ... и фактические затраты на их денежное содержание.
Суд, обсудив материалы дела, заслушав стороны, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора являются соблюдении Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, органами местного самоуправления.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно статье 1 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно статье 52 Федерального закона № 131 – ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
В качестве составной части бюджетов поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, не являющихся поселениями. Порядок разработки, утверждения и исполнения указанных смет определяется органами местного самоуправления соответствующих поселений самостоятельно.
Органы местного самоуправления обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований.
Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением, осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Полномочия местной администрации поселения по формированию, исполнению и (или) контролю за исполнением бюджета поселения могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района.
Органы местного самоуправления в порядке, установленном федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов.
Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования.
Согласно статье 3 Федерального закона № 273 от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции», основными принципами противодействия коррупции в Российской Федерации являются: 1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; 4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений; 5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер; 6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции; 7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.
Согласно статье 36 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принцип прозрачности (открытости) означает обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований; обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией); стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Судом установлено, что на основании решения Совета депутатов ----- сельского поселения ... № ** от ** ** **, в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 6.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.2 ст.26 Устава ----- сельского поселения ... и на основании протокола счетной комиссии № ** от ** ** **, Главой муниципального образования ----- сельского поселения ... избран М.
Согласно статье 30 Устава ----- сельского поселения ... (в редакции решения Совета депутатов ----- сельского поселения ... от ** ** ** № **), к должностным лицам муниципального образования ----- сельского поселения ... в соответствии с законодательством и Уставом относятся Глава муниципального образования; Глава Администрации муниципального образования, заместитель Главы муниципального образования.
Глава Администрации муниципального образования замещает должность муниципальной службы.
Распоряжением Главы муниципального образования ----- сельского поселения ... № ** от ** ** ** «Об утверждении штатного расписания администрации ----- сельского поселения ..., утверждено штатное расписание администрации ----- сельского поселения ... на ** ** **.
Согласно штатному расписанию администрации ----- сельского поселения ..., в структуру администрации ----- сельского поселения входит: штатных единиц -----, в том числе, муниципальных должностей -----, должностей муниципальной службы -----.
Согласно сведениям о лицах, замещающих муниципальные должности, должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования ----- сельского поселения ... на ** ** **, в аппарат администрации ----- сельского поселения ... входит: Глава муниципального образования, специалист 1 категории по ЖКХ, специалист 1 категории.
В соответствии со статьей 52 Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится опубликование сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание.
В целях исполнения указанного обязательства перед гражданами, проживающими на территории ----- сельского поселения ..., администрации ----- сельского поселения ... надлежало выполнить требования Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года и опубликовать за ** ** ** сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание.
Эти действия администрацией ----- сельского поселения ... не исполнены, что влечет нарушение требований Федерального закона № 131-ФЗ от 6.10.2003 года и Федерального закона № 273 от 25.12.2008 года «О противодействии коррупции». Неисполнение органом местного самоуправления требований вышеназванных законов может привести к нарушению прав и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав может быть осуществлена путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами.
Права граждан могут быть нарушены не только действием, но и бездействием, что установлено в данном случае.
Поскольку Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именно на органы местного самоуправления возложены функции по опубликованию сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их денежное содержание, которые не были исполнены администрацией ----- сельского поселения ..., суд находит исковые требования прокурора об устранении нарушений действующего законодательства администрацией ----- сельского поселения ... обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Иск прокурора Починковского района Смоленской области в защиту интересов неопределённого круга лиц к администрации ----- сельского поселения ... о понуждении к совершению действий – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации ----- сельского поселения ..., выразившееся в не опубликовании сведений о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а также фактических затратах на их содержание.
Обязать администрацию ----- сельского поселения ... опубликовать сведения о численности муниципальных служащих органа местного самоуправления, работников муниципальных учреждений, а так же фактических затратах на их денежное содержание.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: Н.И. Иваненкова