Дело № 2-544/2012 год
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Починок Смоленской области 5 июня 2012 года
Починковский районный суд Смоленской области
В составе: судьи Новиковой Н.Ф.,
при секретаре Трифоновой Л.Ю.,
с участием заявительницы Бельской Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Бельской Е.В. об оспаривании бездействий ----- -----,
установил:
Бельская Е.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействий Департамента -----
В обоснование требований указала, что является вдовой Б.Л.М., проходившего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и умершего ** ** ** при исполнении служебных обязанностей. После его смерти она с детьми проживает в ....
Решением жилищной комиссии войсковой части № ** – протокол № ** от ** ** ** она включена в список граждан – получателей государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года №215, список получателей сертификатов с учетными делами был направлен войсковой частью на проверку и согласование в ФГКЭУ «-----» Министерства обороны Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ №349-р от 17 марта 2010 года военный городок ... исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков, следовательно, граждане, изъявившие желание получить государственный жилищный сертификат в 2010 году, утратили данное основание.
В настоящее время вопросы жилищного обеспечения военнослужащих возложены на -----.
В феврале 2012 года она обратилась в ----- с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата, однако до настоящего времени её заявление не рассмотрено.
Считает, что бездействиями начальника ----- нарушены её права на жилище, права на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации.
Просит признать незаконным бездействие ----- и обязать его выдать ей жилищный сертификат с составом семьи три человека.
В судебном заседании заявительница Бельская Е.В. заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель ----- в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, возражений не представил.
Суд, обсудив материалы дела, заслушав заявительницу, считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Согласно п.1, 14 ст.15 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изменениями от 28 декабря 2010 года), государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изменениями от 21 декабря 2009 года) установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 является предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (с изменениями от 21 декабря 2009 года) устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы (пункт 1), категории граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в подпрограмме (пункт 5).
Подпунктом «б» п.5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (с изменениями от 21 декабря 2009 года) определено, что право на участие в подпрограмме имеют следующие категории граждан Российской Федерации: граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Из анализа приведённых положений следует, что проживание определённых категорий граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием к выдаче им государственных жилищных сертификатов, которая производится независимо от основания увольнения со службы и времени выслуги военной службы, связана со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством.
Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года №752-р (в редакции от 15.09.2009г) утверждён перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, в том числе ...-1.
Пунктами 28, 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утверждённой приказом Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года № 80, (действовавшей в спорный период времени - до 8 ноября 2010 года) установлено, что военнослужащие включаются в списки очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) на основании решений жилищных комиссий, оформляемых протоколом и утверждаемых командирами воинских частей. Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.
С учетом вышеназванного законодательства, последнее не исключает возможность обеспечения военнослужащего жильем сначала на общих основаниях, а затем с учетом выраженного им желания - по избранному им месту постоянного жительства. В этом случае за ними сохраняется право состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному после увольнения месту жительства за счет средств федерального органа исполнительной власти, в котором они проходили военную службу. При этом, по смыслу вышеуказанного законодательства, если не было реализовано право на переселение из закрытого военного городка сразу при увольнении с военной службы, то такое право сохраняется и после того, как городок сделают открытым.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, Бельская Е.В. является вдовой Б.Л.М., проходившего военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, погибшего ** ** ** в период прохождения военной службы.
Из лицевого счета и выписки из домовой книги, выданных Домоуправлением № ** ... района, усматривается, что Бельская Е.В. на основании ордера № ** от ** ** ** зарегистрирована и проживает по адресу: ... ..., совместно с ней зарегистрированы: сыновья Б.В.Л. и Б.А.Л. Квартира не бронирована, не приватизирована, принадлежит жилому фонду -----.
Распоряжением Правительства РФ от 17 марта 2010 г. N 349-р военный ...-1 исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2010 г. N 752-р.
Из заявления Бельской Е.В. следует, что заявитель просит включить её, сыновей Б.В.Л. и Б.А.Л. в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», поскольку она относится к гражданам – участникам программы, подлежащие переселению из закрытых военных городков.
Согласно выписке из протокола № ** заседания жилищной комиссии войсковой части № ** от ** ** ** Бельская Е.В. включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, по пункту 2 – «Военнослужащие (граждане) – участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков».
Судом установлено, что Бельская Е.В. включена в список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2012 году по войсковой части № **, как граждане – участники подпрограммы, подлежащие переселению из закрытых военных городков. Сведений о том, что она исключена из указанного списка, истцом не представлено, и судом не добыто.
Согласно письменному заявлению Бельская Е.В. просит ----- принять её на учет в качестве нуждающейся в обеспечении её и членов семьи жилым помещением для постоянного проживания путем получения и реализации государственного жилищного сертификата. Однако до настоящего времени жилищный сертификат заявительнице не выдан.
Граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 ноября 2003 года №700 «О подпрограмме «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» имеют право на получение государственных жилищных сертификатов.
Порядок выпуска и погашения сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" издан Приказ Министра обороны РФ от 10.06.2006 N 215 "Об утверждении Порядка формирования списков состоящих на учете в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан -получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включенных в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов".
Приказом Министра обороны РФ от 10 июня 2006 года № 215 утверждён Порядок формирования списков состоящих на учёте в воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включённых в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, согласно п.4 которого для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 августа года, предшествующего планируемому, представляет в воинскую часть, в которой находится его учётное дело, рапорт (заявление) о выделении сертификата в планируемом году, который подшивается в учётное дело. Жилищная комиссия воинской части до 20 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (приложение N1 к настоящему Порядку). Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий), а для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - в последовательности, в какой их заявления (рапорты) на участие в подпрограмме были зарегистрированы.
Граждане - участники подпрограммы, имеющие право на получение сертификата в первую очередь, включаются в указанный список ранее лиц, принятых на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещениях в том же году, но не имеющих права на получение сертификата в первую очередь.
Из п.24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153 (с изменениями от 21 декабря 2009 года) следует, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, формируется с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в п.5 Правил, в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений).
При этом, в соответствии с подпунктом «а» п.18 названных Правил выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба.
Из п.7 названных Правил следует, что из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах «а - д» и «ж» пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.
В соответствии с п.3 названных Правил, сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Из содержания п.28 названных Правил следует, что государственный заказчик подпрограммы с учётом средств, предусмотренных на её реализацию в проекте федерального бюджета на соответствующий год и на основании установленного подпрограммой принципа распределения общих объёмов финансирования по категориям граждан, а также сводных списков, полученных от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и сведений, полученных от федеральных органов исполнительной власти, определяет для каждого органа исполнительной власти контрольные цифры бюджетных средств для предоставления социальных выплат по категориям граждан, которые до 1 октября года, предшествующего планируемому, доводятся до соответствующих органов исполнительной власти.
Исходя из вышеприведенного смысла п.п.3, 18, 24, 28 и 31 следует вывод о том, что включение граждан - участников подпрограммы в списки получателей государственных жилищных сертификатов осуществляется по категориям, предусмотренным в п.5 Правил, а указанные списки формируются на текущий год. В связи с этим, реализация гражданами - участниками подпрограммы права на получение социальной выплаты производится с учётом категории, предусмотренной в п.5 Правил, и в соответствующем году. Именно эти положения и закреплены в абз.4 п.4 Порядка, утвержденного Министром обороны Российской Федерации в рамках своих полномочий.
В настоящее время жилищная комиссия войсковой части ликвидирована, и функции такой комиссии выполняет -----, и в этой части приказом Минобороны РФ от 18 сентября 2010 года №1256 были внесены изменения в приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 июня 2006 года №215.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года № 1050 принята федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно которой выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
Согласно п.п.23-28 Порядка формирования списков состоящих на учёте в воинских частях и организациях Вооруженных Сил Российской Федерации граждан - получателей государственных жилищных сертификатов и граждан, включённых в резерв на получение государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов, утверждённого приказом Минобороны РФ от 10 июня 2006 года №215 (с изменениями от 18 сентября 2010 года) ----- обеспечивает и организует получение бланков сертификатов, а также их хранение и учет. Сводный список получателей сертификатов по Министерству обороны в течение 35 дней с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы Управлением по реализации жилищных программ направляется в ----- в течение двух месяцев с даты получения бланков сертификатов от государственного заказчика подпрограммы обеспечивает в установленном порядке передачу оформленных сертификатов в КЭЧ районов (ОМИС). Допускается передача оформленных сертификатов в указанные сроки в КЭЧ районов (ОМИС) через довольствующие квартирно-эксплуатационные органы органов военного управления. При получении оформленных сертификатов начальник КЭЧ района (ОМИС) организует их учет в книге учета полученных и выданных сертификатов (приложение N4 к Правилам) и уведомление в течение двух рабочих дней заинтересованных воинских частей. Командир воинской части при поступлении уведомления из КЭЧ района (ОМИС) о получении оформленных сертификатов незамедлительно оповещает граждан - участников подпрограммы, получающих сертификаты, о месте и времени выдачи сертификатов и направляет их учетные дела в КЭЧ района (ОМИС).
Из приведенных положений следует, что в соответствии с существующей в настоящее время регламентацией вопросами учета и распределения жилья вменено заниматься не органам военного управления по местам службы, а центральному уполномоченному органу Министерства обороны в лице -----.
При таких обстоятельствах, суд считает, что поскольку обязанность по оформлению сертификата для конкретного лица возложена на -----, а Бельская Е.В. включена в список кандидатов на получение жилищного сертификата, то требования заявителя об обязании -----, как уполномоченного органа МО РФ по вопросам жилищного обеспечения, согласно приказу Министра обороны РФ от 03.11.2010 №1455, о выдаче жилищного сертификата подлежат полному удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление Бельской Е.В. удовлетворить.
Признать незаконными бездействия -----, выразившееся в необеспечении заявителя жилищным сертификатом.
Обязать ----- выдать Бельской Е.В. государственный жилищный сертификат с составом семьи три человека.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Починковский районный суд Смоленской области.
Судья: Н.Ф. Новикова