Дело № 2-250/11
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Починок Смоленской области 28 февраля 2011 года
Судья Починковского районного суда Смоленской области Решетняк Р.В.,
с участием:
помощника прокурора Починковского района Смоленской области Ивашкевич С.В.,
представителей ответчика Ж., М.,
при секретаре Левченковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Починковского района Смоленской области к администрации ... сельского поселения ... области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ... района ... области обратился в суд с иском администрации ... сельского поселения ... района ... области о понуждении к совершению действий о возложении действий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в д.... ... района ... области.
В обосновании своих требований указал, что прокуратурой ... района ... области была проведена проверка соблюдения администрацией ... сельского поселения ... района ... области законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. В ходе проверки установлено, что требования санитарно-эпидемиологического законодательства в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора администрацией ... сельского поселения ... района ... области не соблюдаются. Договоры с хозяйствующими субъектами по вопросу сбора и вывоза бытовых отходов не заключены. Отсутствуют специальные площадки для установки мусоросборников, которые соответственно и не размещены на территории деревни, не представлен расчетный объем мусоросборников исходя из численности проживающего населения, которая составляет ----- человек, не организован регулярный вывоз твердых бытовых отходов. Таким образом, бездействие со стороны администрации ... сельского поселения лишает неопределенный круг граждан Российской Федерации, проживающих в д.... ... района права на безопасную окружающую среду и охрану здоровья. Просит обязать администрацию ... сельского поселения ... района ... области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в д.... ... района в соответствии с требованиями Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В судебном заседании помощник прокурора ... района ... области поддержала заявленные требования в полном объёме и просила обязать администрацию ... сельского поселения ... района ... области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора в д.... ... района до ** ** **.
Представитель ответчика М. в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что в соответствии с пунктом 18 часть 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится, в том числе и организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора не означает, что органы местного самоуправления соответствующих муниципальных образований должны сами осуществлять сбор и вывоз бытовых отходов. Это предпринимательская деятельность, которая должна осуществляться коммерческими организациями, независимо от организационно-правовых форм, но не органами местного самоуправления. Администрация организовывала сбор и вывоз бытовых отходов и мусора. ** ** ** был заключен договор купли-продажи № ** на покупку контейнеров для ТБО в количестве 20 штук. Платежным поручением № ** от ** ** ** были оплачены денежные средства в размере ----- рублей за контейнеры. Одновременно была проделана следующая работа: ** ** ** руководителю ООО «-----» было направлено ходатайство о заключении договора на вывоз ТБО по д...., д...., д.... на ** ** ** год, ** ** ** Советом депутатов ... сельского поселения ... района ... области было принято решение о сборе и централизованной утилизации ТБО в д..... В связи с тем, что действия главы муниципального образования ... сельского поселения ... района обусловлены бюджетом ... сельского поселения ... района ... области, выделение дополнительных денежных средств на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в д.... ... района не представляется возможным, так как это повлечет за собой уменьшение расходов на другие социально-значимые нужды поселения. Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Это означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации. В статье 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено требование облечение бюджета в форму акта, принимаемого представительным органом власти. Так местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке установленном уставами муниципальных образований. После утверждения местного бюджета действия органов местного самоуправления в силу статьи 154 Бюджетного кодекса Российской Федерации фактически ограничиваются его исполнением. Исполнение местного бюджета также должно производиться при соблюдении требований бюджетного законодательства, в силу которых бюджетные средства могут использоваться только для финансирования расходов, предусмотренных решением о бюджете и в пределах утвержденных им ассигнований. Таким образом, администрация действовала в соответствии со своими полномочиями и в пределах средств, выделенных на их осуществление, указанные действия не могут расцениваться как бездействие.
Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пунктам 1.2, 1.4 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов. Организация планово-регулярной системы и режим удаления бытовых отходов определяются на основании решений представительных органов местного самоуправления по представлению органов коммунального хозяйства и учреждений санитарно-эпидемиологической службы.
Пунктами 2.1.3, 2.1.4 названных Санитарных правил предусмотрено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов. Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, ** ** ** прокурору ... района ... области поступила коллективная жалоба от жителей д.... ... района ... области на бездействие администрации ... сельского поселения выразившееся в не соблюдении требований законодательства в части сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из акта проверки и справки о проведении проверки администрации ... сельского поселения видно, что специалистом - экспертом территориального отдела ----- ** ** ** совместно с помощником прокурора ... района проведена проверка, в ходе которой установлено, что в д.... проживает ----- человек. Со стороны администрации ... сельского поселения работа в соответствии со статьёй 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» не организована, не заключены договора с хозяйствующими субъектами по вопросу сбора и удаления бытовых отходов. В д.... не выделены специальные площадки для установки мусоросборников, не представлен расчётный объем мусоросборников исходя из численности проживающего населения, не организован регулярный вывоз твёрдых бытовых отходов), что является нарушением статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 1.2,1.4,2.1.3,2.1.4 Санитарных правил 42-128-4690-88 «Содержания территории населенных мест».
Согласно подпункту 35 пункта 7 статьи 28 Устава ... сельского поселения принятого решением Совета депутатов ... сельского поселения ... района ... области № ** от ** ** **, к компетенции администрации сельского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Из договора купли-продажи № ** от ** ** ** видно, что администрация ... сельского поселения купила в собственность контейнеры для ТБО в количестве 20 штук
Согласно ходатайству от ** ** **, глава муниципального образования администрации ... сельского поселения просит генерального директора ООО «-----» заключить договор на вывоз ТБО по д.... на ** ** ** года.
Решением № ** от ** ** ** Совета депутатов ... сельского поселения, каждому владельцу жилого дома, квартиросъемщику и владельцу земельного участка направлены письма с требованиями о соблюдении санитарных норм установленных Федеральным законом №52-ФЗ от 30 марта 1999 года и положениями СанПиН 2.1.2.1002-00. Путем опроса населения решено определить места установки контейнеров для сбора ТБО, с изъявившими жителями заполнить бланки типовых документов для дальнейшего заключения договора с ООО «-----» о централизованном вывозе и утилизации ТБО.
Доводы ответчика о том, что выделение дополнительных средств из бюджета ... сельского поселения на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в д.... не представляется возможным, так как это повлечет за собой уменьшение расходов на другие социально-значимые нужды поселения, суд находит необоснованными.
В соответствии со статьями 12 и 132 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу положений статьи 18 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Статьями 28, 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетная система Российской Федерации основывается, в том числе, на принципе самостоятельности местных бюджетов, который означает право представительных органов и исполнительных органов местного самоуправления осуществлять бюджетный процесс, право органов местного самоуправления самостоятельно с соответствии с бюджетным законодательством определять формы и направления расходования средств местных бюджетов.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».
Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 Конституции Российской Федерации).
В соответствии же с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30 марта 1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждению эпидемий, а также по охране окружающей среды является расходными обязательствами Российской Федерации и ее субъектов.
Следовательно, решение муниципальным образованием вопросов организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора как неотъемлемой части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не может зависеть от финансовых возможностей образования, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Таким образом, решение представительного органа муниципального образования, не предусмотревшего в текущем финансовом году в расходной части бюджета средства на организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не освобождает его от решения этих вопросов местного значения.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
иск прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.
Обязать администрацию ... сельского поселения ... района ... области организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора на территории деревни ... ... района ... области в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями до ** ** **.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.
Судья Р.В. Решетняк