18.03.2011 г. - Решение о понуждении к совершению действий.



Дело № 2-301/10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Починок Смоленской области 18 марта 2010 года

Судья Починковского районного суда Смоленской области Решетняк Р.В.,

с участием:

старшего помощника прокурора Починковского района Смоленской области Новиковой Н.Н.,

истца Косенковой М.В.,

представителя ответчика И.,

при секретаре Науменковой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Починковского района Смоленской области в защиту законных интересов Косенковой М.В. к администрации муниципального образования «... поселение» ... района ... области о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Починковского района Смоленской области обратился в суд в защиту законных интересов Косенковой М.В. с иском администрации муниципального образования «... поселение» ... района ... области о понуждении к совершению действий – предоставлении Косенковой М.В. благоустроенной квартиры по договору социального найма, указав в обоснование иска, что в ходе прокурорской проверки были выявлены нарушения жилищного законодательства, допущенные администрацией муниципального образования «... поселение» ... района ... области при предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Так в соответствии с заключением межведомственной комиссии администрации муниципального образования «... район» ... области, распоряжением главы администрации ** ** ** дом, в котором проживает Косенкова М.В., признан непригодным для постоянного проживания. Однако до настоящего времени в нарушение норм, содержащихся в статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Косенковой М.В. не предоставлено жилое помещение по договору социального найма. Поэтому просит обязать ответчика предоставить Косенковой М.В. благоустроенную квартиру, отвечающую санитарным и техническим нормам в черте г.....

В судебном заседании помощник прокурора поддержала заявленные требования в полном объёме.

Представитель ответчика в судебном заседании исковое требования не признала, суду пояснила, что в настоящее время у администрации отсутствует возможность предоставления Косенковой М.В. жилого помещения из-за отсутствия свободного жилищного фонда и средств, достаточных для его приобретения.

Суд, изучив материалы дела, заслушав стороны, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Жилищный кодекс Российской Федерации определил полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Иначе говоря, установлены предметы их ведения на федеральном, региональном и местном уровнях. По перечисленным вопросам они вправе принимать законы и другие правовые акты.

Так в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 14 названного Кодекса к полномочиям органов местного самоуправления относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания определен Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (с изменениями от 2 августа 2007 года).

Пунктом 7 указанного Положения установлено, что признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания.

В соответствии со статьёй 51 Жилищного кодекса Российской Федерации одним из оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены вышеназванным Положением (пункты 9-32).

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством отнесено Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения (статья 14).

Частями 1 и 2 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

В соответствии со статьёй 22 Закона ... области от 19 декабря 1996 года № 36-з «О предоставлении жилых помещений по договору социального найма в ... области» жилое помещение по договору найма предоставляется гражданам в пределах нормы жилой площади, которая составляет 12 кв. метров на одного человека, и не может быть менее следующих минимальных размеров (социальная норма площади жилья): 18 кв. метров общей площади жилья на одного человека для семьи, состоящей из трех и более человек; 21 кв. метра общей площади жилья на одного человека для семьи, состоящей из двух человек; 33 кв. метров общей площади жилья на одиноко проживающего человека. Одиноко проживающим гражданам может быть предоставлено по договору найма жилое помещение общей площадью свыше 33 кв. метров общей площади, но не более однокомнатной квартиры.

На территории ... поселения постановлением главы администрации поселения от ** ** ** № ** норма предоставления жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 15 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, Косенкова М.В. постоянно проживает и зарегистрирована в доме № ** по ул.... г.... (л.д.21-23). Указанное жилое помещение принадлежит истица на праве собственности (л.д.26-27).

На основании обращения Косенковой М.В. об аварийном состоянии её дома (л.д.4, 6, 8), межведомственной комиссией, созданной на основании распоряжения главы администрации муниципального образования «... район» ... области от ** ** ** № **-р, ** ** ** проведено обследование жилого дома № ** по ул.... г..... По результатам обследования названы дом признан непригодным для постоянного проживания (л.д.13-14).

Комиссия ** ** ** приняла заключение о признании жилого дома № ** по ул.... г.... непригодным для постоянного проживания (л.д.15-17).

Согласно распоряжению главы администрации муниципального образования «... район» ... области от ** ** ** № **-р жилое помещение – дом № ** по ул.... г...., в котором проживает Косенкова М.В., признано непригодным для постоянного проживания (л.д.18).

Таким образом, судом достоверно установлено, что администрация муниципального образования «... поселение» ... района ... области в силу вышеприведённых жилищных норм и исследованных материалов дела, обязана предоставить Косенковой М.В. жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке.

И администрация обязалась выполнить требование закона, о чём свидетельствует распоряжение главы администрации муниципального образования «... поселение» ... района ... области от ** ** ** № **-р «О признании Косенковой М.В. нуждающейся во внеочередном предоставлении жилого помещения по договору социального найма».

Необходимость исполнения этой обязанности не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.

Доводы представителя ответчика об отсутствии достаточного финансирования для приобретения жилого помещения для Косенковой М.В., являются не состоятельными, поскольку законодатель не связывает обязанность соблюдения прав граждан на обеспечение жильём с уровнем материального обеспечения органов местного самоуправления.

Решение муниципальным образованием вопросов обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с нормами жилищного законодательства, не может зависеть от финансовых возможностей поселения, особенно в тех случаях, когда неисполнение обязанности по решению данных вопросов местного значения лишь из-за отсутствия собственных финансовых средств создает угрозу нарушения жилищных прав граждан. В такой ситуации решение представительного органа муниципального образования, не предусмотревшего в текущем финансовом году в расходной части бюджета средства на обеспечения граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями по договорам социального найма, не освобождает его от решения этих вопросов местного значения.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Иск прокурора Починковского района Смоленской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «... поселение» ... района ... области предоставить Косенковой М.В. по договору социального найма изолированную, благоустроенную, юридически и фактически свободную, отвечающую санитарным и техническим правилам и нормам квартиру, в пределах нормы жилой площади 15 кв. метров на одного человека и не менее минимальных размеров (социальной нормы жилья) – 33 кв. метров общей площади жилья на одиноко проживающего человека, но не более однокомнатной квартиры, в черте города ... ... области.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд через Починковский районный суд.

Судья Р.В. Решетняк