22.07.11 г. - Решение ч.2 ст.20.8 КоАП РФ



12-87/2011

Р Е Ш Е Н И Е

г. Починок                                                                                    22 июля 2011 года

Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.,

с участием прокурора Ивашкевич С.В.,

при секретаре Панкратовой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании протест прокурора Починковского района Смоленской области на постановление заместителя начальника ОВД по Починковскому району Смоленской области от 7 июня 2011 года №1739 по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем начальника ОВД по Починковскому району Смоленской области 7 июня 2011 год №1739, Рассохин Я.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения.

На данное постановление прокурором Починковского района Смоленской области принесен протест, в обоснование которого в судебном заседании прокурор Ивашкевич С.В. указала, что в нарушение требований закона в постановлении по делу об административном правонарушении не описано событие административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения, назначено два вида административного наказания - штраф, размер которого не определен и «предупредить», которое не предусмотрено законодательством, кроме того, действия правонарушителя не правильно квалифицированы. Просит отменить названное постановление и возвратить дело об административном правонарушении в отношении Рассохина Я.А. на новое рассмотрение.

Рассохин Я.А. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания (л.д.9).

Суд, проверив материалы дела, заслушав прокурора, приходит к следующему.

Частью 1 статьи 30.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором в порядке и в сроки, установленные статьями 30.1 - 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ч.1 ст.30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: 1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; 3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания; 5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

В силу ч.2 ст.20.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (диапазон действия данной редакции по 30 июня 2011), нарушение правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей с возмездным изъятием оружия и патронов к нему или без такового.

Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, 7 июня 2011 года заместителем начальника ОВД по Починковскому району Смоленской области вынесено постановление в отношении Рассохина Я.А., согласно которому ** ** **, в -----, в ходе проверки было установлено, что Рассохин Я.А. хранил охотничье ружье в шкафу бельевом, металлический ящик отсутствовал, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.3).

В соответствии со ст.26.11. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно ч.1 ст.29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; дата и место рассмотрения дела; сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; мотивированное решение по делу; срок и порядок обжалования постановления.

Из анализа норм действующего законодательства усматривается, что в постановлении по делу об административном правонарушении указываются обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях определен перечень обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении. Согласно ст.26.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Только на основании анализа всех этих обстоятельств можно осуществить квалификацию правонарушения, то есть установить наличие в совершенном деянии признаков юридического состава административного правонарушения, который содержится в соответствующей правовой норме. Отсутствие таких признаков влечет освобождение от административной ответственности и прекращение производства по делу.

Постановление по делу об административном правонарушении является административным актом, который должен полностью соответствовать его содержанию, предусмотренному ст.29.10. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.20.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в диапазоне действия редакции по 30 июня 2011 года), состояла в нарушении правил хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему гражданами. В данном случае субъектом правонарушения выступали граждане, владеющие оружием и патронами. Однако в постановлении заместителя начальника ОВД по Починковскому району Смоленской области от 7 июня 2011 года №1739 должным образом не описано событие административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения, в частности не указано место совершения административного правонарушения и какая норма законодательства об обороте оружия была нарушена, а также действия, которые обязан и мог совершить, но не совершил правонарушитель, и форма его вины. Постановление по делу об административном правонарушении №1739 от 7 июня 2011 года в графе «вина Рассохина Я.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается следующими доказательствами» содержит запись «протоколом об административном правонарушении № ** от ** ** **, понятые З.Т.С. и Г.В.В.» Однако из постановления не усматривается, какие именно сведения указали понятые в подтверждение вины Рассохина Я.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и присутствовали ли понятые при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.

Согласно ст.3.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф; 3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; 4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; 5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу; 6) административный арест; 7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; 8) дисквалификация; 9) административное приостановление деятельности. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 9 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

В резолютивной части постановления указано, что Рассохин Я.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере предупредить рублей.

Однако действующим законодательством данный вид наказания не предусмотрен.

Кроме того, в постановлении по делу об административном правонарушении №1739 от 7 июня 2011 года допущена описка в части написания фамилии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (Россохин).

** ** ** инспектором ОВД по ... району составлен протокол об административном правонарушении № **, согласно которому ** ** **, в -----, в ходе проверки было установлено, что Рассохин Я.А. хранил охотничье ружье в комнате в бельевом шкафу, тем самым нарушил правила хранения охотничьего оружия ФЗ «Об оружии» (л.д.8).

Протокол об административном правонарушении № ** составлен полномочным должностным лицом в присутствии Рассохина Я.А. и двух понятых, Рассохину Я.А. при составлении протокола были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ч.1 ст.25.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о чем сделана запись в протоколе, удостоверенная его подписью, вручена копия протокола, отобраны объяснения.

Согласно ч.2 ст.28.2.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,впротоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Протокол об административном правонарушении № ** от ** ** ** содержит недостатки, поскольку в нем не указано место совершения административного правонарушения, надлежащим образом не описано событие административного правонарушения, поскольку не описаны действия Рассохина Я.А. по нарушению правил хранения, ношения или уничтожения оружия к нему.

Исходя из положений ч.1 ст.1.6. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Учитывая, что установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих административное дело и применяющих взыскание, то несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение. Вышеуказанные недостатки являются существенными нарушениями процессуального порядка рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, судом установлено, что административное взыскание применено с нарушением установленного административно-процессуальным законодательством порядка, в связи с чем, оспариваемое постановление нельзя признать законным, и оно подлежит возвращению на новое рассмотрение заместителю начальника ОВД по Починковскому району Смоленской области, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Руководствуясь ст.30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление заместителя начальника ОВД по Починковскому району Смоленской области от 7 июня 2011 года №1739 о привлечении Рассохина Я.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.8. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить и возвратить на новое рассмотрение.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Смоленский областной суд с подачей жалобы через Починковский районный суд.

Судья:      В.А.Шабанова