Решение по делу № 2-817/2010



Гражданское дело №2-817/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 октября 2010 года село Починки

Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Дурнина В.В., при секретаре судебного заседания Кашиной Н.В.,

с участием помощника прокурора Починковского района Нижегородской области Минькова Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Починковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Починковского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и о понуждении поставить на учет ГТС как бесхозяйное имущество,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Починковского района Нижегородской области обратился в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Починковского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и о понуждении поставить на учет ГТС как бесхозяйное имущество.

Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Прокуратурой Починковского района по заданию прокуратуры Нижегородской области проведена проверка гидротехнических сооружений, расположенных на территории Починковского района.

В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Починковского сельсовета Починковского района имеется два бесхозяйных гидротехнических сооружения:

1. ГТС - расположенное по адресу: Починковский район, с. Тагаево;

2. ГТС - расположенное по адресу: Починковский район, в 1000 метрах севернее с.Дуброво.

В конце 2008 году Дубровским сельским советом Починковского муниципального района в Управление Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области в Лукояновский отдел Починковский сектор было направлено заявление о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидротехнического сооружения расположенного по адресу: Нижегородская область, Починковский район, 1000 метров севернее с. Дуброва.

Управлением Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области Лукояновский отдел Починковским сектором были внесены записи о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - гидротехнического сооружения расположенного по адресу: Нижегородская область, Починковский район, 1000 метров севернее с. Дуброва (далее ГТС). Однако данное гидротехническое сооружение администрацией Дубровского сельсовета Починковского муниципального района не были приняты по объективным причинам в собственность муниципального образования.

Согласно ст. 1 п.1 Закона Нижегородской области от 11.08.2009 N 117-З «О преобразовании муниципальных образований - сельских поселений Азрапинский сельсовет, Василевский сельсовет, Дубровский сельсовет, Ильинский сельсовет, Коммунарский сельсовет, Кочкуровский сельсовет, Криушинский сельсовет, Мадаевский сельсовет, Наруксовский сельсовет, Никитинский сельсовет, Панкратовский сельсовет, Пузско-Слободский сельсовет, Пеля-Хованский сельсовет, Починковский сельсовет, Ризоватовский сельсовет, Саитовский сельсовет, Симбуховский сельсовет, Тагаевский сельсовет, Ужовский сельсовет, Учуево-Майданский сельсовет, Шагаевский сельсовет Починковского муниципального района Нижегородской области и о внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области» муниципальные образования - сельские поселения Дубровский сельсовет, Починковский сельсовет, Тагаевский сельсовет Починковского муниципального района Нижегородской области были объединены во вновь образованное муниципальное образование Починковский сельсовет Починковского муниципального района Нижегородской области.

До настоящего времени администрация Починковского муниципального образования не поставило на учет ГТС как бесхозяйное недвижимое имущество.

ГТС расположенное по адресу: Починковский район, с. Тагаево расположено в границах территории Починковского сельсовета и является бесхозяйным недвижимым имуществом. На данное ГТС отсутствует техническая документация.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

Так, в соответствии с п.п. 8 п. 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, а в соответствии с п.п. 23 п.1 ст. 14 этого же федерального закона к вопросам местного значения поселения относится организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что отражено и в п.п. 9, 24, 26, 30 ч.1 ст. 5 Устава Починковского сельсовета Починковского муниципального района.

Ответственность за устройство, техническое состояние и оборудование гидротехнических сооружений с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Обязанность по осуществлению таких мер возложена на муниципальные образования приведенными выше нормами федерального закона.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.

Статьей 130 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся:

земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, ЧТО ПРОЧНО связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе сооружения.

ГТС являются объектами недвижимого имущества, которые связаны с землей так, как их перемещение без соразмерного ущерба их назначению невозможно, то есть отвечают признакам недвижимого имущества, предусмотренным статьей 130 ГК РФ.

ГТС расположенное по адресу: Починковский район, в 1000 метрах севернее с.Дуброво ГТС находится в аварийном состоянии, включено в список потенциально опасных сооружений. В случае возникновения чрезвычайной ситуации в зону возможного затопления попадут жилые дома, и хозяйственные постройки близлежащих сел, может быть причинен вред жизни и здоровья населения, окружающей среды в зоне влияния сооружения. Отсутствия собственника создает угрозу использования ГТС в террористических целях.

К основным принципам противодействия терроризму ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» относит обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу ст. 1 Федерального закона «О безопасности» безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Под угрозой безопасности, в соответствии со ст.3 Закона РФ «О безопасности», понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане образуют систему безопасности, основными функциями которой является выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации, а также создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности (ст.ст.8,9 Закона РФ «О безопасности).

Согласно части 2 статьи 26.3 Федерального закона №184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов по организации и осуществления на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий.

Статьей 225 ГК РФ предусмотрено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Отсутствие собственника указанных гидротехнических сооружений влечет неисполнение предусмотренных ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" обязанностей по обеспечению безопасности ГТС, созданию финансовых и материальных резервов, предназначенных для ликвидации аварии сооружения, организации его эксплуатации. Согласно ст. 225 ГК РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. Отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Кроме того, согласно ч.4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств, если нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.

В случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования сложившейся в результате аварии гидротехнического сооружения может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Интересы Российской Федерации, заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему федеральных органов государственной власти.

Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества или государства.

Прокурор просит суд признать бездействие администрации Починковского сельсовета Починковского муниципального района по постановке на учет ГТС расположенное по адресу: Починковский район, с. Тагаево и ГТС расположенное по адресу: Починковский район, в 1000 метрах севернее с.Дуброво незаконным. Обязать администрацию Починковского сельсовета Починковского муниципального района обратиться в Починковский сектор, Лукояновского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества ГТС расположенное по адресу: Починковский район, с. Тагаево и ГТС расположенное по адресу: Починковский район, в 1000 метрах севернее с.Дуброво.

В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурор Починковского района Нижегородской области Миньков Д.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель ответчика администрации Починковского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области Прохожев А.К., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования полностью признал.

Сторонам разъяснены последствия признания иска ответчиком и принятия его судом, предусмотренные статьёй 173 ГПК РФ.

Суд приходит к выводу, что полное признание ответчиками исковых требований, не противоречит закону и не ущемляет права и законные интересы сторон и третьих лиц. Признание иска принято судом, письменные заявления и доверенность приобщены к материалам дела.

В соответствии со статьёй 173 частью 3 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Прокурора Починковского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Починковского сельсовета Починковского муниципального района Нижегородской области о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления и о понуждении поставить на учет ГТС как бесхозяйное имущество, удовлетворить полностью.

Признать бездействие администрации Починковского сельсовета Починковского муниципального района по постановке на учет ГТС расположенное по адресу: Починковский район, с. Тагаево и ГТС расположенное по адресу: Починковский район, в 1000 метрах севернее с.Дуброво незаконным;

Обязать администрацию Починковского сельсовета Починковского муниципального района обратиться в Починковский сектор, Лукояновского отдела Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области с заявлением о постановке на учет объекта бесхозяйного недвижимого имущества ГТС расположенное по адресу: Починковский район, с. Тагаево и ГТС расположенное по адресу: Починковский район, в 1000 метрах севернее с.Дуброво.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, через Починковский районный суд Нижегородской области.

П/П. Судья В.В.Дурнин

Копия верна:

Судья В.В. Дурнин

Секретарь суда Е.Д. Филяева