РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 октября 2010 год
с. Починки
Починковский районный суд Нижегородской области
В составе председательствующего судьи Дурнина В.В.
При секретаре Кашиной Н.В.
Рассмотрев дело по иску Солуяновой Н.Н. к Ладыгиной Л.Н. о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещения морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Солуянова Н.Н. обратилась в суд с данным иском к ответчицы Ладыгиной Л.Н. указывая, что с ДД.ММ.ГГГГ она работает продавцом в магазине Починковского райпо. С самого начала работы не имею дисциплинарных взысканий за нарушения трудовой дисциплины, положительно характеризуется по месту работы.
ДД.ММ.ГГГГ Солуянова Н.Н. вместе с продавцом "А.И.И. находилась на своем рабочем месте и обслуживала посетителей в рыбном отделе. К витрине подошла ранее незнакомая женщина, которая спросила о наличии в магазине малосольной рыбы (дословно «живой»). На вопрос покупателя, Солуянова Н.Н. ответила, что такой рыбы нет, есть среднесоленая рыба. Продавец "А.И.И." подошла к витрине и стала обслуживать покупателя. Однако покупателю не понравился предложенный ассортимент, она вновь попросила предложить ей другую рыбу. "А.И.И. положила рыбу в пакет, который Ладыгина Л.Н. попросила предложенную рыбу понюхать, а затем ее вернула. После этого Ладыгина Л.Н. стала громко кричать, что продавцы ее считают неполноценной, что продавцы не умеют обслуживать. Она кричала на весь магазин, тем самым привлекая других покупателей. Солуянова Н.Н. пыталась ее успокоить, говоря, что они ничего не говорили в ее адрес. Однако Ладыгина Л.Н. не успокаивалась. Солуянова Н.Н. сказала продавцу "А.И.И., что она не может оставаться в торговом зале, так как у нее началась истерика. Ладыгина Л.Н. в ответ на это, стала кричать, что Солуянова Н.Н. должна сидеть дома. Солуянова Н.Н. расплакалась и ушла из зала в подсобку. Когда вернулась Солуянова Н.Н. она видела, что Ладыгина Л.Н. просит книгу жалоб.
В своем заявлении ответчик Ладыгина Л.Н. указала, что «Продавцы рыбного отдела вели себя оскорбительно, ухмылялись, вели с ней как с «неполноценной», так же указала. что уровень культуры зависит от воспитания в семье.
Солуянова Н.Н. считает, что сведения, распространенные Ладыгиной Л.Н. в книге жалоб, не соответствуют действительности, затрагивают деловую репутацию Солуяновой Н.Н. как работника торговли. Данные сведения были распространены в утвердительной форме. Ладыгина Л.Н. злоупотребила своим правом, и действовала исключительно чтобы навредить Солуяновой Н.Н.
Солуянова Н.Н. считает, что своими действиями Ладыгина Л.Н. причинила ей нравственные страдания, так как после скандала, который учинила ответчица, Солуянова Н.Н. была расстроена. К вечеру у неё поднялось давление, и она была вынуждена обратиться к врачу – невропатологу.
Солуянова Н.Н. просит суд взыскать с Ладыгиной Л.Н. компенсацию морального вреда, с учетом разумности и справедливости в сумме 10 000 рублей.
Так же просит суд признать сведения распространенные Ладыгиной Л.Н. в заявлении от 29.09.2010 года несоответствующими действительности.
В судебном заседании истица Солуянова Н.Н. исковые требования поддержала полностью по доводам и основаниям указанных в исковом заявлении, при этом показала, что она находилась на рабочем месте в рыбном отделе магазина с продавцом "А.И.И. В это время в магазин в возбужденном состоянии зашла незнакомая для нее женщина. Данная женщина прошлась около витрины и спросила их, есть ли в продаже малосольная «живая» рыба. Продавец "А.И.И. стала обслуживать данную покупательницу. Солуянова Н.Н. слышала, что "А.И.И. сказала, что малосоленой рыбы у них нет, есть средне саленная рыба. Данная женщина согласилась купить данную рыбу и "А.И.И. одну рыбину положила в пакет и стала завешивать. Данная женщина попросила передать ей пакет с рыбой понюхать. "А.И.И. передала пакет покупателю с улыбкой на лице, "С.В.В." так же стояла с улыбкой на лице. Данная женщина понюхов рыбу в грубой форме вернула пакет и стала кричать на "А.И.И. и на "С.В.В.", что они с ней обращаются как с неполноценной. "С.В.В." и "А.И.И. стояли в недоумении, так как ничего данному покупателю не говорили. "С.В.В." вообще данного покупателя не обслуживала. Данный покупатель кричала, что они не умеют обслуживать покупателей. Солуянова Н.Н. от данных криков и упреков сильно разволновалась, расплакалась и сказав, что она не может оставаться в торговом зале, хотела уйти в подсобное помещение. Покупатель Ладыгина Л.Н., стала кричать на Солуянову Н.Н., что если не можешь, то сиди дома. Ладыгина Л.Н. продолжала оскорблять, говорила, что уровень культуры зависит от семьи и воспитания, хотя Солуянова Н.Н. не обслуживала данного покупателя и с ней не разговаривала. В продолжении этого, Ладыгина Л.Н. пошла к заведующей магазина и распространила ей ложные сведения, что в том числе и Солуянова Н.Н. надсмехалась над ней как над неполноценной. После этого Ладыгина Л.Н. написала заявление в книге жалоб, что продавцы рыбного отдела вели себя оскорбительно, ухмылялись, вели с ней как с неполноценной, так же Ладыгина Л.Н. записала, что уровень культуры зависит от воспитания в семье.
От действий Ладыгиной Л.Н. у Солуяновой Н.Н. поднялось давление и она с трудом доработала до окончания рабочего времени. Дома она была вынуждена принимать успокаивающие лекарственные средства, а утром обратиться за медицинской помощью в Починковскую ЦРБ, где ей была оказана медицинская помощь. До настоящего времени Солуянова Н.Н. переживает из за необоснованного обвинения со стороны Ладыгиной Л.Н.
Ответчица Ладыгина Л.Н. в суде иск не признала, при этом показала, что она пришла в магазин с соседкой "Н.Ф.М." и сразу прошла к рыбному отделу. Она видела, что продавцы стояли и разговаривали между собой, не обращая внимание на покупателя. Она несколько раз прошлась около витрины и попросила продавца ее обслужить. Только после этого одна из продавцов подошла к ней и стала ее обслуживать. Ладыгина Л.Н. спросила у продавца, имеется ли у них в продажи малосольная «живая» рыба? Продавщица обслуживала ее грубо, отвечала, что живой рыбы нет. Продавец "А.И.И. ей грубила, а Солуянова Н.Н. стояла и «пофыркивыла» то есть посмеивалась над ней. Когда Ладыгина Л.Н. попросила у продавца передать ей пакет с рыбой, чтобы понюхать, продавцы "А.И.И. и Солуянова Н.Н. стали над ней смеяться. Продовец Солуянова Н.Н. с Ладыгиной Л.Н. не разговаривала, она стояла и улыбалась. Ладыгина Л.Н. сделала им замечания и подошла к кассе. У кассы она справила продавца, где находится заведующая магазином и прошла к заведующей. У заведующей она спросила книгу жалоб и в нескольких словах объяснила конфликтную ситуацию. Подробно рассказывать у нее не было сил.
Оставив запись в книге жалоб она ушла из магазина. Запись в книге жалоб соответствует действительности.
Ранее она постоянно брала в данном магазине малосоленую рыбу и продавец "И.Н.В." ее обслуживала хорошо.
Свидетель "А.И.И. в суде показала, что она ДД.ММ.ГГГГ находилась на работе в рыбном отделе магазина. В данном рыбном отделе с ней была так же продавец Солуянова Н.Н. В это время в магазин вошла незнакомая ранее женщина Ладыгина Л.Н. По внешнему ее виду "А.И.И. поняла, что данная женщина в возбужденном состоянии. Она подошла к прилавку и стала обслуживать данную женщину. Ладыгина Л.Н. сразу сказала, что ей нужно угодить. "А.И.И. не поняла и переглянулась с Солуяновой Н.Н. которая стояла и молча смотрела. Ладыгина Л.Н. сказала, что продавец "И.Н.В." может ей угодить. Ладыгина спросила малосоленую рыбу «живую», на что ей "А.И.И. ответила, что малосоленой рыбы нет, есть среднесоленая. Ладыгина Л.Н. попросила ей взвесить одну рыбину. "А.И.И. из рассола достала рыбину, положила в пакет и стала взвешивать. Ладыгина Л.Н. попросила понюхать данную рыбу. "А.И.И. передала пакет Ладыгиной, которая понюхов, сказала, что такая рыба ей не нужна. "А.И.И. взяв рыбу обратно, стояла и смотрела на Ладыгину Л.Н., которая стала на нее грубо говорить, «Что ты на меня смотришь как на неполноценную». "А.И.И. не поняла, из за чего женщина стала ругаться и посмотрела на Солуянову Н.Н., которая так же не понимала и он друг другу улыбнулись. Ладыгина стала кричать на весь магазин, что с ней обращаются как с неполноценной. "А.И.И. и Солуянова Н.Н. стали успокаивать Ладыгину Л.Н. но Ладыгина Л.Н. продолжала кричать и оскорблять продавцов. Солуянова Н.Н. говорила данной женщине, что она ничего не говорила и ее не обслуживала. От данного скандала Солуяновой Н.Н. стало плохо, наверное поднялось давление, так как она сильно покраснела и покрылась лаптами. "С.В.В." сказала, что ей плохо и она больше не может находиться в магазине. Ладыгина стала кричать, чтобыСолуянова Н.Н. сидела дома. После этого Ладыгина Л.Н. ушла к заведующей магазина и необоснованно на них нажаловалась и сделала запись в книгу жалоб.
Каких либо грубых слов, либо оскорбительного поведения ни "А.И.И., ни Солуянова Н.Н. в адрес Ладыгиной Л.Н. не проявляли и не высказывали.
Продавец при обслуживании покупателя должен улыбаться. Ладыгина Л.Н. уже зашла в магазин возбужденная и беспричинно устроила скандал, так как не могли ей угодить с малосоленой «живой» рыбой.
Свидетель "Ш.В.Д." в суде показала, что она находилась в магазине и была свидетельницей данного скандала. Скандал беспричинно устроила покупатель Ладыгина Л.Н. которая подошла к витрине рыбного отдела и попросила взвесить рыбу. "Ш.В.Д." слышала, что Ладыгина говорила, что ей нужно сразу угодить. Продавцы улыбнулись и стали взвешивать рыбу. Женщина стала на продавцов скандалить. Она говорила: Вы что так на меня смотрите и смеетесь. Продавцы на данную женщину ничего не говорили. Вели себя культурно, вежливо. Виновная в данном скандале покупатель Ладыгина Л.Н.
После того как Ладыгина Л.Н. ушла к заведующей магазина, продавцы обслужили ее. Она часто бывает в данном магазине и продавцы обслуживают покупателей культурно, вежливо и с улыбочкой.
Свидетель "С.В.В." в суде показала, что ДД.ММ.ГГГГ ее дочь Солуянова Н.Н. пришла домой с работы расстроенная, заплаканная, ее тошнило, была повышенная температура. Она рассказала, что ранее незнакомая женщина на нее беспричинно накричала и нажаловалась заведующей магазина. Солуянова Н.Н. нервничала и она была вынуждена дать ей успокоительное лекарство. У дочери было повышенное давление и она была вынуждена обратиться на следующий день в Починковскую ЦРБ.
Свидетель "Н.Ф.М." в суде показала, что она была в магазине вместе с Ладыгиной Л.Н. и может подтвердить, что Ладыгина Л.Н. длительное время стояла у витрины для продажи рыбы и несколько раз 3-4 просила продавцов подойти и обслужить ее. Продавцы к ней не подходили. "Н.Ф.М." ушла к кассе и стояла возле кассы. Каких либо криков и скандала она не слышала.
Заслушав истицу Солуянову Н.Н., ответчицу Ладыгину Л.Н. свидетелей "А.И.И., "С.В.В.", "Ш.В.Д.", "Н.Ф.М.", исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч.5 ст.152 ГК РФ - Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинства или деловую репутацию, вправе на ряду с опровержением таких сведений требовать возмещение убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
В соответствии с ч. 6 ст. 152 ГК РФ – лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений несоответствующими действительности.
Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 24.02.2005 года - под распространением сведений, порочащих честь и достоинство граждан или деловую репутацию граждан и юридических лиц, следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио и телевидению, демонстрация в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации. Распространения в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложенные в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
Не соответствующими действительности сведениями являются утверждения о фактах или событиях, которые не имели место в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждение о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно - хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умоляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.
В судебном заседании достоверно установлено, что Ладыгина Л.Н. распространила сведения, что продавцы рыбного отдела вели себя оскорбительно, на ее просьбы сказать, есть ли малосольная сельдь, ответили, что мы ее не пробовали. На вопрос передать ей в руки пакет с рыбой, чтобы ее понюхать, продавцы (обе) начали переглядываться и громко ухмыляться. Вели себя с ней как с неполноценной в заявлении написанном собственноручно Ладыгиной Л.Н. в книге жалоб магазина.
Данные, распространенные сведения носят утвердительный характер.
При защите чести, достоинства и деловой репутации действует презумпция, согласно которой распространяемые порочащие сведения считаются не соответствующими действительности до тех пор, пока распространивший их, не докажет обратное. Следовательно, доказывать правдивость таких сведений должен тот, кто распространил их.
Судом установлено, что данные сведения распространила Ладыгина Л.Н., так как данный факт распространения нашел в суде подтверждения показаниями истицы Солуяновой Н.Н., ответчицы Ладыгиной Л.Н. свидетелей "А.И.И., "С.В.В.", "Ш.В.Д."
Суд считает, что сведения распространенные Ладыгиной Л.Н., что продавцы рыбного отдела вели себя оскорбительно, на ее просьбы сказать, есть ли малосольная сельдь, ответили, что мы ее не пробовали. На вопрос передать ей в руки пакет с рыбой, чтобы ее понюхать, продавцы (обе) начали переглядываться и громко ухмыляться. Вели себя с ней как с неполноценной, не соответствуют действительности и являются порочащими, носят утвердительный характер и обвинение Солуяновой Н.Н. в неправильном, неэтичном поведении, недобросовестности при осуществлении производственно - хозяйственной деятельности.
Из показаний истицы судом достоверно установлено, что она стояла и с Ладыгиной Л.Н. не разговаривала. Данные показания подтверждены показаниями свидетеля "А.И.И., ответчицы Ладыгиной Л.Н. Однако Ладыгина Л.Н. в заявлении в утвердительной форме распространила сведения, что продавцы рыбного отдела вели себя оскорбительно, на ее просьбу сказать есть ли малосольная сельдь, ответили, что «Мы её не пробовали».
По данному смыслу письменного высказывания Ладыгиной Л.Н., Солуянова Н.Н. так же принимала участие в разговоре между Ладыгиной и продавцами, что не соответствует действительности.
Распространенные сведения Ладыгиной Л.Н., что продавцы рыбного отдела вели себя оскорбительно, не соответствует действительности, так как свидетель "Ш.В.Д." находилась в магазине и наблюдала за происходящим и в суде подтвердила, что продавцы вели себя культурно, вежливо не оскорбительно. Виновная в данном скандале покупатель Ладыгина Л.Н.
В соответствии со ст.1100 ГК РФ Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию.
Из искового заявления и показаний данных в судебном заседании истцом Солуяновой Н.Н. установлено, что распространенные, порочащие, несоответствующие действительности сведения, причинили нравственные страдания, выразившие в переживании, расстройстве психики (от высказываний она плакала, у не появилась тошнота, повысилась температура, она принимала лекарства и была вынуждена обратиться за лечением в Починковскую ЦРБ.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме, с учетом характера причиненных потерпевшему нравственных страданий, с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации вреда, суд учитывает требования разумности и справедливости.
Суд считает, что исковые требования Солуяновой Н.Н. подлежат удовлетворению частично.
Руководствуясь ст. ст. 152, 1100,1101 ГК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Солуяновой Н.Н. к Ладыгиной Л.Н. о защите чести, достоинства, деловой репутации и возмещения морального вреда удовлетворить частично.
Признать сведения распространенные Ладыгиной Л.Н. в заявлении № 3 от ДД.ММ.ГГГГ в книге жалоб и предложений магазина, а именно что продавцы рыбного отдела вели себя в отношении Ладыгиной Л.Н. оскорбительно, громко ухмылялись. Вели себя с ней как с неполноценной несоответствующие действительности.
Взыскать с Ладыгиной Л.Н. в пользу Солуяновой Н.Н. в счет компенсации за причиненный моральный вред деньги в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Взыскать с Ладыгиной Л.Н. в пользу Солуяновой Н.Н. затраты по уплате госпошлины в сумме <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
В остальной части иска Солуяновой Н.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение десяти дней с момента составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 08.11.2010 года.
П.П. председательствующий судья В.В. Дурнин
Копия верна:
СудьяВ.В. Дурнин
Секретарь судаЕ.Д. Филяева