Р Е Ш Е Н И Я
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 года
с. Починки
Починковский районный суд Нижегородской области
В составе председательствующего судьи Дурнина В.В.
С участием прокурора Минькова Д.Н.
Представителя ответчика Ларина Д.И.
При секретаре Просвирновой Ю.В.
Рассмотрев дело по иску ПРОКУРОРА ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, В ИНТЕРЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНТЕРЕСОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ к ГЛАВЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА, ЗЕМСКОМУ СОБРАНИЮ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА о признании бездействия органов местного самоуправления Починковского муниципального района незаконными и о понуждении органов местного самоуправления Починковского муниципального района к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Починковского района Нижегородской области обратился в Починковский районный суд Нижегородской области с данным иском указывая, что прокуратурой Починковского района проведена проверка соответствия устава Починковского муниципального района Федеральному закону от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон №294 - ФЗ).
В ходе проведенной проверки установлено, что уставом Починковского муниципального района муниципальный земельный контроль отнесен к вопросам местного значения, определен орган, уполномоченный на его осуществление.
В соответствии с п. 15, ст.6, п.9 ст.35 устава Починковского муниципальногорайона,принятогорешениемЗемскогособрания
Починковского района от 14.10.2005г.№42, определено, что к полномочиям местной администрации относится осуществление земельного контроля за использованием земель.
Данное нормативное установление сформулировано без указания на сферу осуществления данного контроля (земель межселенных территорий, земель поселений, и др.), а также без указания правового основания осуществления данного вида контроля (переданные соглашениями полномочия), т.к. в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по осуществлению земельного контроля отнесены к компетенции поселений, а не муниципального района, а в силу ст. 72 Земельного кодекса РФ земельный контроль за использованием земель (без указания на земли муниципального образования) относится к полномочиям органов государственной власти.
В силу прямого указания в ст. 14, 16 Федерального закона №131 ФЗ осуществление земельного и лесного контроля относится к полномочиям поселений и городских округов. Поскольку, соглашения имеют срочный характер, в уставе также подлежит отражению срочность полномочий, переданных из поселений соглашениями в муниципальный район, по осуществлению муниципального земельного контроля на период действия соглашений.
Кроме того, в соответствии с ч.4 ст.35.1 устава Починковского муниципального района, администрация муниципального района при организации и осуществлении мероприятий по контролю привлекает экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействий), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
Указанное нормативное установление («обязательным требованиям») противоречит федеральному законодательству, поскольку в соответствии с п.4 ч.2 Федерального закона №294 - ФЗ, под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Пунктом 5 частью 3 статьи 35.1. устава Починковского муниципального района предусмотрено полномочие по принятию административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), администрации муниципального района при осуществлении муниципального контроля. Вместе с тем, ст.6 Федерального закона №294 - ФЗ, не предусматривает такое полномочие органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль.
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В случае проведения администрацией Починковского района плановых и внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Починковского района, будут нарушены права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части организации проведения плановых и внеплановых проверок.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Интересы Российской Федерации, заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему федеральных органов государственной власти.
Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества или государства.
Прокурор Поинковского района Нижегородской области Кадамов Е.А. просит суд: 1.Признать бездействие Земского собрания Починковского района и главы местного самоуправления Починковского района по исполнению Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», незаконным;
2. Обязать Земское собрание района и главу местного самоуправления Починковского района внести изменения и дополнения в Устав Починковского муниципального района в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно:
2.1.Определить на каких землях населенных пунктов будет осуществляться земельный контроль (земель межселенных территорий, земель поселений, и др.);
Отразить срочность полномочий, переданных из поселений соглашениями в муниципальный район, по осуществлению муниципального земельного контроля на период действия соглашений;
Признать незаконным и отменить п.5 ч.З ст. 35.1 Устава Починковского муниципального района;
Внести изменения в ч.4 ст. 35.1 Устава Починковского муниципального района (путем исключения слов «обязательным требованиям»).
11.10.2010 года прокурор Починковского района Нижегородской области обратился в Починковский районный суд Нижегородской области с дополнением к исковому заявлению от 23.09.2010 года указывая, что Статьей 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской" Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 34. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 20 Устава Починковского муниципального района утвержденного решением Земского собрания Починковского района от 14 октября 2005 г. №42 структуру органов местного самоуправления района составляют:
1. представительный орган района - Земское собрание района;
глава района - глава местного самоуправления района;
исполнительно - распорядительный орган - администрация района;
контрольный орган района - ревизионная комиссия;
иные органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по решению вопросов местного самоуправления.
Согласно ст. 22 Устава Починковского муниципального района утвержденного решением Земского собрания Починковского района от 14 октября 2005 г. №42 к компетенции Земского собрания относится, в том числе утверждение структуры администрации района, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации, имеющих статус юридического лица по представлению главы администрации района, принятие соответствующих положений об этих органах.
Соответственно полномочиями по внесению изменений и дополнений в Устав Починковского муниципального района утвержденного решением Земского собрания Починковского района от 14 октября 2005 г. №42 наделено только Земское собрание Починковского района.
Прокурор просит суд:
1.Признать бездействие Земского собрания Починковского района по исполнению Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», незаконным;
2. Обязать Земское собрание района внести изменения и дополнения в Устав Починковского муниципального района в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно:
2.1.Определить на каких землях населенных пунктов будет осуществляться земельный контроль (земель межселенных территорий, земель поселений, и др.);
Отразить срочность полномочий, переданных из поселений соглашениями в муниципальный район, по осуществлению муниципального земельного контроля на период действия соглашений;
Признать незаконным и отменить п.5 ч.З ст. 35.1 Устава Починковского муниципального района;
2.4. Внести изменения в ч.4 ст. 35.1 Устава Починковского муниципального района (путем исключения слов «обязательным требованиям»).
В судебном заседании представитель прокуратуры Починковского района Нижегородской области помощник прокурора Миньков Д.Н. исковые требования поддержал только в отношении Земского собрания Починковского района Нижегородской области в полном объеме по доводам и основаниям указанным в исковом заявлении и в дополнении к исковому заявлению, при этом указал, что надлежащим ответчиком является Земское собрание Починковского муниципального района Нижегородской области, так как он является действующим органом, принимающим решения, обязательные к исполнению на территории Починковского муниципального района Нижегородской области.
Представитель Земского собрания Починковского муниципального района Нижегородской области Ларин Д.И. действующий на основании доверенности от заместителя председателя Земского собрания Починковского муниципального района Шамова Ю.Н., в судебном заседании выразил согласие с мнением представителя прокурора, что глава местного самоуправления Починковского муниципального района Нижегородской области не является надлежащим ответчиком.
Заявленные исковые требования к Земскому собранию Починковского муниципального района Нижегородской области не признал, при этом показал, что из искового заявления усматривается, что п. 15 ст.6 Устава Починковского муниципального района противоречит действующему законодательству, поскольку осуществление земельного контроля относится к вопросам местного значения поселений.
Ларин Д.И. считает, что данный вывод необоснованный, поскольку в п. 15 ст.6 Устава определены полномочия по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций на территории муниципального района.
Таким образом, земельный контроль в Уставе района не отнесен к вопросам местного значения муниципального района.
В соответствии с ч.4 ст. 15 Федерального закона №131-Ф3 органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать Соглашения с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий.
Указанные Соглашения заключаются на определенные сроки и содержат положения устанавливающие основания и порядок прекращения их действия.
На основании изложенного считает, что положение о срочности переданных полномочий и т.д. должны отражаться в Соглашениях, а не в Уставе.
Пунктом 9 ст.35 Устава определен орган местного самоуправления осуществляющий земельный контроль в соответствии с заключенными Соглашениями, в связи с чем он также не противоречит Федеральному закону №131-Ф3.
В соответствии с пунктами 5 и 7 ст.2 Федерального закона №294-ФЗ под мероприятиями по контролю понимаются действия должностных лиц органа муниципального контроля и привлекаемых в случае необходимости к проведению проверок экспертов и экспертных организаций. Экспертами и экспертными организациями являются лица привлекаемые к проведению мероприятий по контролю органами муниципального контроля.
В соответствии с пунктами 1 и 2 ст.6 указанного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления также относится организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, а также разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
На основании изложенного считает, что ч.4 ст.35.1 Устава района не противоречит Федеральному закону №294-ФЗ.
Кроме того, в ч.4 ст.35.1 Устава не содержится положение о полномочиях по принятию административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора) и администраций сельсоветов.
Ларин Д.И. так же в суде заявил, что Земское собрание Починковского муниципального района Нижегородской области не может быть ответчиком, так как не является юридическим лицом.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела суд приходит, что исковые требования подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям:
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Интересы Российской Федерации, заключаются в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В качестве способа защиты интересов государства по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, законодатель возложил на прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему федеральных органов государственной власти.
Согласно ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества или государства.
Из п. 15, ст.6, п.9 ст.35 Устава Починковского муниципальногорайона,принятогорешениемЗемскогособрания Починковского района от 14.10.2005г.№42 установлено, что к полномочиям местной администрации относится осуществление земельного контроля за использованием земель.
Данное нормативное установление сформулировано без указания на сферу осуществления данного контроля (земель межселенных территорий, земель поселений, и др.), а также без указания правового основания осуществления данного вида контроля (переданные соглашениями полномочия).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по осуществлению земельного контроля отнесены к компетенции поселений, а не муниципального района.
Согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ земельный контроль за использованием земель (без указания на земли муниципального образования) относится к полномочиям органов государственной власти.
В силу прямого указания в ст. 14, 16 Федерального закона №131 ФЗ осуществление земельного и лесного контроля относится к полномочиям поселений и городских округов. Поскольку, соглашения имеют срочный характер, в уставе также подлежит отражению срочность полномочий, переданных из поселений соглашениями в муниципальный район, по осуществлению муниципального земельного контроля на период действия соглашений.
Суд считает, что исковое требование прокурора обязать Земское собрание Починковского муниципального района внести изменения и дополнения в Устав Починковского муниципального района в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно:
Определить на каких землях населенных пунктов будет осуществляться земельный контроль (земель межселенных территорий, земель поселений, и др.);
Отразить срочность полномочий, переданных из поселений соглашениями в муниципальный район, по осуществлению муниципального земельного контроля на период действия соглашений, подлежит удовлетворению
В соответствии с ч.4 ст.35.1 Устава Починковского муниципального района, администрация муниципального района при организации и осуществлении мероприятий по контролю привлекает экспертов, экспертные организации к проведению мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями деятельности или действий (бездействий), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.4 ч.2 Федерального закона №294 – ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение проверок соблюдения требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Суд считает, что указанное нормативное установление «обязательным требованием» в ч.4 ст. 35.1 Устава Починковского муниципального района Нижегородской области противоречит п.4 ч.2 ФЗ №294ФЗ от 26.12.2008 г. в связи с чем исковое требование прокурора о внесении изменения в ч.4 ст. 35.1 Устава Починковского муниципального района путем исключения слов «обязательным требованиям» подлежит удовлетворению.
Пунктом 5 частью 3 статьи 35.1. Устава Починковского муниципального района предусмотрено полномочие по принятию административных регламентов взаимодействия органов государственного контроля (надзора), администрации муниципального района при осуществлении муниципального контроля.
Статья 6 Федерального закона №294 – ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», не предусматривает такое полномочие органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль. В связи с чем исковое требование прокурора о признании незаконным и отменить п.5 ч.3 ст. 35.1 Устава Починковского муниципального района подлежит удовлетворению.
Доводы представителя ответчика Ларина Д.И., что Земское собрание Починковского муниципального района Нижегородской области не может быть ответчиком, так как не является юридическим лицом, суд считает необоснованным, так как:
Статьей 34. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Наличие в структуре органов местного самоуправления представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 20 Устава Починковского муниципального района утвержденного решением Земского собрания Починковского района от 14 октября 2005 г. №42 структуру органов местного самоуправления района составляют:
1. представительный орган района - Земское собрание района;
глава района - глава местного самоуправления района;
исполнительно - распорядительный орган - администрация района;
контрольный орган района - ревизионная комиссия;
иные органы местного самоуправления, обладающие полномочиями по решению вопросов местного самоуправления.
Из показаний прокурора Минькова Д.Н. установлено, что Земское собрание Починковского муниципального района Нижегородской области является рабочим, действующим органом, занимающий законотворчеством на территории Починковского муниципального района.
Кроме того, данный факт существования Земского собрания Починковского муниципального района Нижегородской области является общеизвестным, и не оспаривался в судебном заседании представителем ответчика Лариным Д.И.
Доверенность №37 от 10.11.2010 года о представлении интересов Земского собрания Починковского муниципального района Нижегородской области в данном судебном заседании Ларину Д.И. выдана заместителем председателя Земского собрания Починковского муниципального района Нижегородской области Шамовым Ю.Н. и удостоверена печатью Земского собрания Починковского муниципального района Нижегородской области, то есть Земское собрание Починковского муниципального района Нижегородской области имеет свою печать.
Кроме заявления, что Земское собрание Починковского муниципального района Нижегородской области не является юридическим лицом, в связи с этим не может быть ответчиком представитель Ларин Д.И. в суд не предоставил.
Согласно ст. 22 Устава Починковского муниципального района утвержденного решением Земского собрания Починковского района от 14 октября 2005 г. №42 к компетенции Земского собрания относится, в том числе утверждение структуры администрации района, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации, имеющих статус юридического лица по представлению главы администрации района, принятие соответствующих положений об этих органах.
Соответственно полномочиями по внесению изменений и дополнений в Устав Починковского муниципального района утвержденного решением Земского собрания Починковского района от 14 октября 2005 г. №42 наделено только Земское собрание Починковского района.
На основании изложенного суд считает, что Земское собрание Починковского муниципального района Нижегородской области является надлежащим ответчиком.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ПРОКУРОРА ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, В ИНТЕРЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНТЕРЕСОВ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ к ЗЕМСКОМУ СОБРАНИЮ ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о признании бездействия органов местного самоуправления Починковского муниципального района незаконными и о понуждении органов местного самоуправления Починковского муниципального района к совершению действий удовлетворить.
1.Признать бездействие Земского собрания Починковского района по исполнению Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», незаконным;
2. Обязать Земское собрание района внести изменения и дополнения в Устав Починковского муниципального района в соответствии с нормами Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а именно:
2.1.Определить на каких землях населенных пунктов будет осуществляться земельный контроль (земель межселенных территорий, земель поселений, и др.);
Отразить срочность полномочий, переданных из поселений соглашениями в муниципальный район, по осуществлению муниципального земельного контроля на период действия соглашений;
Признать незаконным и отменить п.5 ч.З ст. 35.1 Устава Починковского муниципального района;
Внести изменения в ч.4 ст. 35.1 Устава Починковского муниципального района (путем исключения слов «обязательным требованиям»).
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней с момента составления мотивированного решения в Нижегородский областной суд, через суд принявший решение.
Мотивированное решение составлено 17.11.2010 года.
П/П председательствующий судья В.В. Дурнин
Копия верна:
СудьяВ.В. Дурнин
Секретарь судаЕ.Д. Филяева