Гражданское дело №2-948/10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 декабря 2010 годасело Починки
Починковский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Щукина Ф.В., при секретаре судебного заседания Кашиной Н.В.,
с участием истца Куралесовой С.Ю., представителя ответчика ГУ УПФР по Починковскому району Нижегородской области Алексеевой Е.В., действующей по доверенности от 11 января 2010 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КУРАЛЕСОВОЙ С.Ю. к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПО ПОЧИНКОВСКОМУ РАЙОНУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о включении периода обучения в специальный трудовой стаж и о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Куралесова С.Ю. обратилась в Починковский районный суд Нижегородской области с исклдом к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области о понуждении к назначению досрочной пенсии по старости.
В обоснование своих требований истица Куралесова С.Ю. указывает на следующие обстоятельства.
28 сентября 2010 года она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области с письменным заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости.
Основанием к данному заявлению являлось то, что Куралесова С.Ю. более 25 лет осуществляет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, поэтому имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости независимо от возраста.
Сведения о наличии специального стажа работы истицы, подтверждены ею документально: копией трудовой книжки и справками работодателя.
Протоколом № 356 комиссии ГУ Управления Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области от 07 октября 2010 года, истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, с указанием на то, что у неё отсутствует необходимый специальный стаж работы, в который не были включены периоды её обучения в ВУЗе с отрывом от производства, общей продолжительностью 05 месяцев и 02 дня.
Истица Куралесова С.Ю. просит суд обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с 28 сентября 2010 года.
В судебном заседании, истица Куралесова С.Ю. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области Алексеева Е.В., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования Куралесовой С.Ю. не признала. Из объяснений представителя ответчика следует, что 28 сентября 2010 года, Куралесова С.Ю. обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, в связи с наличием стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Истцом были приложены следующие документы: копия трудовой книжки; паспорт; справка, уточняющая работу в должностях, дающих право на льготную пенсию; паспорта; выписка из лицевого счета.
Управление ПФР по Починковскому району Нижегородской области Решением №356 комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 07 октября 2010 года отказало истцу в досрочном назначении пенсии, в связи с отсутствием наличия необходимого 25 летнего стажа педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Специальный стаж работы истицы составил 24 года 07 месяцев и 08 дней.
В данный стаж, в числе прочих, не вошли периоды обучения истицы в ВУЗе, с отрывом от производства, общей продолжительностью 05 месяцев и 02 дня.
Представитель ответчика просила оставить исковые требования Куралесовой С.Ю. без удовлетворения.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела и, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствие со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 39 Конституции Российской Федерации, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьёй 7 Закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2002 года №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В судебном заседании установлено, что Куралесова С.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ.
В период с 21 сентября 1981 года по 28 сентября 2010 года, Куралесова С.Ю. осуществляла педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в следующих должностях:
с 21.09.1981 года по 21.08.1982 года - воспитателя в детском ясли-саду при <данные изъяты>;
с 15.08.1986 года по 31.08.1989 года - учителем русского языка и литературы в <данные изъяты>;
с 01.09.1989 года по 13.03.1996 года - заместителем директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителем русского языка и литературы в <данные изъяты>;
с 14.03.1996 года по 05.10.2010 года - заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и учителя русского языка и литературы в <данные изъяты>».
В судебном заседании также установлено, что 28 сентября 2010 года истица обращалась к ответчику с письменным заявлением о назначении пенсии, но получила письменный отказ от 07 октября 2010 года
Специальный стаж педагогической деятельности истицы в государственных и муниципальных учреждениях для детей работы, не являющийся спорным на момент обращения за назначением пенсии, не являющийся спорным, составляет 24 года 07 месяцев и 08 дней.
Данные обстоятельства подтверждены письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании: заявлением (л.д.20), трудовой книжкой (л.д.26-27), паспортом (л.д.13), справкой о страховом стаже истицы (л.д.18-19), справками, уточняющими работу истицы в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью (л.д.22-27)006 годанию на 02 февраля 2006 года досрочнобходимых документов;так как.
Суд не может согласиться с доводом представителя ответчика о том, что периоды обучения истицы, с отрывом от производства, не подлежат включению в специальный стаж педагогической деятельности истицы.
При этом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ №516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. При этом в стаж включаются периоды временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В силу приведенной нормы комиссия ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области пришла к выводу об отказе во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода нахождения истца Куралесовой С.Ю. в учебных отпусках с отрывом от производства, указав, что заявитель в указанные периоды не выполнял работу по профессии в течение полного рабочего дня.
В соответствии со статьями 196, 198 КЗоТ РСФСР, действовавшего в период обучения истицы, рабочим и служащим, обучающимся в высших и средних специальных заведениях по заочной и вечерней форме обучения, предоставлялись оплачиваемые в установленном порядке отпуска, на период выполнения лабораторных работ и сдачи зачетов и экзаменов. На первом и втором курсах - 30 календарных дней, на третьем и последующих курсах - 40 календарных дней, а на период сдачи государственных экзаменов предоставлялся отпуск 30 календарных дней. За время отпусков, предоставляемых в связи с обучением за рабочими и служащими, сохранялась заработная плата, и место работы.
Статья 173 Трудового кодекса РФ, закрепляет такие же льготы для обучающихся рабочих и служащих по заочной и вечерней форме обучения.
Истица, работая в должности учителем русского языка и литературы в Симбуховской восьмилетней школе, продолжала повышать свой образовательный уровень и квалификацию.
В судебном заседании также установлено, что истица Куралесова С.Ю. в период с июля 1989 года по январь 1994 года заочно обучалась в Мордовском государственном педагогическом институте имени Евсевьева М.Е., по специальности «русский язык и литература».
За период обучения истице были предоставлены отпуска с сохранением среднего заработка, за указанный период истице начислялась заработная плата, удерживались взносы в пенсионный фонд, общей продолжительностью 05 месяцев и 02 дня, в том числе:
с 24.01.1990 года по 31.01.1990 года;
с 01.04.1990 года по 05.04.1990 года;
с 13.06.1990 года по 30.06.1990 года;
с 01.01.1991 года по 04.01.1991 года;
с 26.03.1991 года по 31.03.1991 года;
с 01.08.1991 года по 19.08.1991 года;
с 24.11. "http://1991r-30.ll"1991 года по 30.11.1991 года;
с 01.04.1992 года по 02.04.1992 года;
с 28.07.1992 года по 31.08.1992 года;
с 29.01.1993 года по 31.01.1993 года;
с 01.12.1993 года по 20.12.1993 года;
с 01.01.1994 года по 30.01.1994 года.
Данные обстоятельства подтверждены материалами дела: справками, уточняющими работу истицы в должностях, дающих право на пенсию в связи с педагогической деятельностью (л.д.24-27), дипломом о высшем образовании (л.д.12) 006 годанию на 02 февраля 2006 года досрочнобходимых документов;так как.
Таким образом, время обучения Куралесовой С.Ю. с отрывом от производства имело место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий.
Положения статьи 6 части 2, статьи 15 части 4, статьи 17 части 1, статей 18, 19 и статьи 55 части 1 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Вместе с тем, принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным Судом РФ в постановлении от 29 января 2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В указанный период работы истца Куралесовой С.Ю., действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, которое предусматривало включение времени обучения на курсах повышения квалификации по специальности в стаж работы по специальности.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ «О международных договорах Российской Федерации», общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.
При разрешении спора, суд также руководствуется Рекомендациями Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года №148 «Об оплачиваемых учебных отпусках», которыми предусмотрено, что период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений, прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или таких других положений, которые соответствуют национальной практике.
Таким образом, все периоды повышения квалификации истицы с отрывом от работы, общей продолжительностью 05 месяцев и 02 дня, подлежат включению в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца Куралесовой С.Ю. на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, суд приходит к выводу, что специальный трудовой стаж, дающий истцу Куралесовой С.Ю. право на досрочное назначение пенсии по старости, составляет 25 лет и 10 дней (24 года 07 месяцев и 08 дней + 05 месяцев и 02 дня).
В соответствии со статьёй 7 Закона РФ от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьи 7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
На основании статьи 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»,- «Сроки назначения трудовой пенсии»,- трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что 28 сентября 2010 года Куралесова С.Ю. обратилась к ответчику с письменным заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости. К моменту данного обращения, Куралесова С.Ю. имела стаж педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей составляет 25 лет.
Данные обстоятельства подтверждены как объяснениями сторон, так и письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании:
1) трудовой книжкой истца, которой подтверждаются стаж педагогической деятельности Куралесовой С.Ю. в государственных и муниципальных учреждениях для детей (л.д.28-29);
2) заявлением Куралесовой С.Ю. от 28 сентября 2010 года, согласно которому она обратилась к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 28 сентября 2010 года, с приложением всех необходимых документов (л.д.20);
3) протоколом заседания комиссии ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району №356 от 07 октября 2010 года, из которого следует, что Куралесовой С.Ю. отказано в назначении досрочной пенсии по старости (л.д.17).
Довод представителей ответчика о том, что представленных истцом документов недостаточно для назначения досрочной трудовой пенсии, суд не может признать обоснованным, так как он опровергается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных Куралесовой С.Ю. исковых требований о понуждении ответчика к назначению истцу досрочной трудовой пенсии по старости, со дня обращения за пенсией, то есть с 28 сентября 2010 года.
Разрешая вопрос о судебных расходах по гражданскому делу, суд приходит к следующему.
Статьёй 88 Гражданского процессуального кодекса РФ установлено, что к судебным расходам отнесены государственная пошлина и расходы, связанные с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.
Истицей Куралесовой С.Ю. при подаче иска была уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей (л.д.6).
В соответствие со статьёй 98 Гражданского процессуального кодекса РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Пунктом 19 статьи 333.36 Налогового Кодекса РФ определено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.
Принимая во внимание, что ответчик ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Починковскому району Нижегородской области, как государственное учреждение, освобождено от уплаты государственной пошлины, то расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования КУРАЛЕСОВОЙ С.Ю. к ГОСУДАРСТВЕННОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ УПРАВЛЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ФОНДА ПО ПОЧИНКОВСКОМУ РАЙОНУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о включении периода обучения в специальный трудовой стаж и о понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии по старости, удовлетворить.
Обязать ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПО ПОЧИНКОВСКОМУ РАЙОНУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ включить периоды нахождения КУРАЛЕСОВОЙ С.Ю. в ученических отпусках: с 24.01.1990 года по 31.01.1990 года, с 01.04.1990 года по 05.04.1990 года, с 13.06.1990 года по 30.06.1990 года, с 01.01.1991 года по 04.01.1991 года, с 26.03.1991 года по 31.03.1991 года, с 01.08.1991 года по 19.08.1991 года, с 24.11. "http://1991r-30.ll"1991 года по 30.11.1991 года, с 01.04.1992 года по 02.04.1992 года, с 28.07.1992 года по 31.08.1992 года, с 29.01.1993 года по 31.01.1993 года, с 01.12.1993 года по 20.12.1993 года, с 01.01.1994 года по 30.01.1994 года, общей продолжительностью – 05 месяцев и 02 дня, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение КУРАЛЕСОВОЙ С.Ю. трудовой пенсии по старости.
Обязать ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ ПО ПОЧИНКОВСКОМУ РАЙОНУ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ назначить КУРАЛЕСОВОЙ С.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости с 28 сентября 2010 года.
Расходы по уплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме, через Починковский районный суд Нижегородской области.
ПредседательствующийподписьФ.В. Щукин
Решение суда в окончательной форме принято 06 декабря 2010 года.
Копия верна:
СудьяФ.В. Щукин
Секретарь судаЕ.Д. Филяева