Решение по делу о понуждении устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности



Гражданское дело №2-415/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 мая 2011 года                                                                       село Починки

Починковский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Щукина Ф.В., при секретаре судебного заседания Просвирновой Ю.В.,

с участием представителя заявителя -помощника прокурора Починковского района Нижегородской области Минькова Д.Н.,

представителя третьего лица на стороне истца - инспектор ОГПН по Починковскому району Нижегородской области Чебачева В.А.,

представителя ответчика - заместителя Главы администрации Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области Молявиной О.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ПРОКУРОРА ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АДМИНИСТРАЦИИ УЖОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ПОЧИНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Починковского района Нижегородской области обратился в интересах неопределенного круга лиц в Починковский районный суд Нижегородской области с иском к администрации Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий.

Исковые требования обоснованы следующими обстоятельствами.

Прокуратурой Починковского района совместно с отделением ГПН по Починковскому району во 2 квартале 2011 года проводилась проверка населенных пунктов муниципальных образований Починковского муниципального района подверженных угрозе распространения лесных пожаров, к эксплуатации в весенний - летний пожароопасный период 2011 года.

В ходе проведенных проверок населенных пунктов Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области были выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности

В здании Администрации Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области, были выявлены следующие нарушения:

1. Не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03) п.57;Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) п.2.12.17;

2. Деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны сертифицированным огнезащитным составом. Основание: «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ) 01-03 п.З, СНиП21-01-97*п.7.1МДС 21-1.98 п. 10.1.                      

На территории Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области были выявлены следующие нарушения:

1. с. Ильинское с. Байково не обеспечены переносными пожарными мотопомпами. Основание: «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ) 01-03 п.31;

2. На территории населенных пунктов (п. Муравей, с. Журавлиха, п. Осиновка) не установлены средства звуковой сигнализации, для оповещения людей на случай возникновения пожара. Основание: «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ) 01-03 п.114;

3. Администрацией Ужовского сельсовета не реализованы полномочия по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (принять правовые акты (распоряжения), выделить денежные средства на реализацию противопожарных мероприятий). ППБ-01-03 п.3,11; Федеральный Закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; Федеральный Закон от 06.10. 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 14-18; Федеральный Закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 63;

4. Администрацией Ужовского сельсовета не организовано обучение населения мерами пожарной безопасности и проведение пропаганды в области пожарной безопасности. ГШБ-01-03 п.3,11; Федеральный Закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; Федеральный Закон от 06.10. 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 14-18; Федеральный Закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 63;

5. Администрацией Ужовского сельсовета не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами ППБ-01-03 п.3,11; Федеральный Закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; Федеральный Закон от 06.10. 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 14-18; Федеральный Закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 63.

Невыполнение требований пожарной безопасности ответчиком, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное нахождение и обучение в данном учреждении, а также на сохранение их здоровья и имущества.

Прокурор просит суд обязать ответчика в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности:

  • в здании Ужовского сельсовета произвести замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки.
  • деревянные конструкции чердачного помещения здания Ужовского сельсовета обработать сертифицированным огнезащитным составом;
  • обеспечить     переносными     пожарными монопомпами с.Ильинское,     с.Байково;
  • на территории населенных пунктов (п. Муравей, с. Журавлиха, п.Осиновка) установить средства звуковой сигнализации, для оповещения людей на случай возникновения пожара;
  • организовать проведение обучение населения муниципального образования мерам пожарной безопасности и проведения пропаганды в области пожарной безопасности;
  • организовать на территории муниципального образования социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;

В судебном заседании представитель заявителя -помощник прокурора Починковского района Нижегородской области Миньков Д.Н. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель третьего лица на стороне истца - инспектор ОГПН по Починковскому району Нижегородской области Чебачев В.А. в судебном заседании исковые требования также поддержал.

Представитель ответчика - заместитель Главы администрации Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области Молявина О.Б., в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что устранить выявленные нарушения ответчик не имеет возможности, по причине недостаточного бюджетного финансирования.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и, оценив все собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Статьёй 2 Конституции Российской Федерации установлено, что Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствие со статьёй 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; -требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом, -нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;

В соответствии со статьёй 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», руководители организации обязаны:

  • соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
  • разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
  • проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности;
  • содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

Согласно части 2 статьи 11.1. Закона Нижегородской области от 26 октября 1995 г. № 16-3 «О пожарной безопасности», угроза жизни и здоровью людей, применительно к законодательству о пожарной безопасности, представляет собой несоблюдение требований пожарной безопасности, установленных Правилами пожарной безопасности, нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами, техническими регламентами при строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, расширении, техническом переоснащении, а также несоблюдение требований эксплуатации производственных участков, агрегатов, объектов, зданий и сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ) и оказания услуг, которое в случае возникновения пожара может привести к физическому вреду, влекущему за собой гибель (смерть), увечье и иное повреждение здоровья, постоянную или временную утрату трудоспособности.

В силу пунктов 8 и 9 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения в том числе относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения и обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

  • создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
  • создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; -оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
  • организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
  • принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;
  • включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
  • оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
  • установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы      организационно-правового,        финансового,        материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав может осуществляться, в том числе, путем признания права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами предусмотренными законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Согласно статье 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратится в суд с заявлением, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества или государства.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Починковского района совместно с отделением ГПН по Починковскому району во 2 квартале 2011 года проводилась проверка населенных пунктов муниципальных образований Починковского муниципального района подверженных угрозе распространения лесных пожаров, к эксплуатации в весенний - летний пожароопасный период 2011 года.

В ходе проведенных проверок населенных пунктов Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области были выявлены нарушения норм и правил пожарной безопасности

В здании Администрации Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области, были выявлены следующие нарушения:

1. Не произведен замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее ППБ 01-03) п.57;Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ) п.2.12.17;

2. Деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны сертифицированным огнезащитным составом. Основание: «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ) 01-03 п.З, СНиП21-01-97*п.7.1МДС 21-1.98 п. 10.1.                      

На территории Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области были выявлены следующие нарушения:

1. с. Ильинское с. Байково не обеспечены переносными пожарными мотопомпами. Основание: «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ) 01-03 п.31;

2. На территории населенных пунктов (п. Муравей, с. Журавлиха, п. Осиновка) не установлены средства звуковой сигнализации, для оповещения людей на случай возникновения пожара. Основание: «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации» (ППБ) 01-03 п.114;

3. Администрацией Ужовского сельсовета не реализованы полномочия по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (принять правовые акты (распоряжения), выделить денежные средства на реализацию противопожарных мероприятий). ППБ-01-03 п.3,11; Федеральный Закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; Федеральный Закон от 06.10. 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 14-18; Федеральный Закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 63;

4. Администрацией Ужовского сельсовета не организовано обучение населения мерами пожарной безопасности и проведение пропаганды в области пожарной безопасности. ГШБ-01-03 п.3,11; Федеральный Закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; Федеральный Закон от 06.10. 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 14-18;

5. Администрацией Ужовского сельсовета не организовано социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами ППБ-01-03 п.3,11; Федеральный Закон от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ст. 19; Федеральный Закон от 06.10. 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 14-18; Федеральный Закон от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 63.

Невыполнение требований пожарной безопасности ответчиком, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасное нахождение и обучение в данном учреждении, а также на сохранение их здоровья и имущества.

Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и подтверждены письменными материалами дела: сведениями о количестве нарушений норм и правил пожарной безопасности (л.д.9-11).

Таким образом, исковые требования прокурора Починковского района Нижегородской области к администрации Ужовского сельского совета Починковского муниципального района Нижегородской области о понуждении к совершению действий, подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление ПРОКУРОРА ПОЧИНКОВСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к АДМИНИСТРАЦИИ УЖОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ПОЧИНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ о понуждении к совершению действий, удовлетворить полностью.

Обязать АДМИНИСТРАЦИЮ УЖОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ПОЧИНКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности:

  • в здании Ужовского сельсовета произвести замер сопротивления изоляции силовой и осветительной электропроводки.
  • деревянные конструкции чердачного помещения здания Ужовского сельсовета обработать сертифицированным огнезащитным составом;
  • обеспечить     переносными     пожарными монопомпами с.Ильинское,     с.Байково;
  • на территории населенных пунктов (п. Муравей, с. Журавлиха, п.Осиновка) установить средства звуковой сигнализации, для оповещения людей на случай возникновения пожара;
  • организовать проведение обучение населения муниципального образования мерам пожарной безопасности и проведения пропаганды в области пожарной безопасности;
  • организовать на территории муниципального образования социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами;

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 10 дней, через Починковский районный суд Нижегородской области.

Председательствующий                        подпись              Ф.В. Щукин

Копия верна:

Судья                                    Ф.В. Щукин

Секретарь суда                    Е.Д. Филяева